Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 09:48, реферат
Значительная величина потребления электроэнергии железнодорожными узлами и большой потенциал энергосбережения на транспортных предприятиях указывают на необходимость проведения работ по снижению потерь и повышению эффективности использования ЭЭ.
В настоящее время достоверность учета ЭЭ в некоторых районах электроснабжения (РЭС) не отвечает требованиям рыночной экономики. Разница между электроэнергией, принятой в сети РЭС, и энергией, распределенной потребителям, может достигать 15…20%.
Оптимальные уровни потерь электроэнергии в сетях РЭС могут быть обеспечены только при определенных режимах работы отдельных их элементов. Для этого необходимо поддерживать оптимальную загрузку этих элементов, в частности, силовых трансформаторов [1].
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИрГУПС (ИрИИТ)
ЭНЕРГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Иркутск 2015
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Потери активной мощности – активная мощность, расходуемая в элементах электрической сети.
Потери электрической энергии – электрическая энергия, расходуемая в элементах электрической сети.
Потребитель электрической энергии – группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещенных на определенной территории.
Приемник электрической энергии (электроприемник) – аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Система электроснабжения – совокупность взаимосвязанных энергоустановок, осуществляющих электроснабжение района, города, предприятия.
Электроустановка – энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.
Энергопотребление - физическая величина, отражающая количество потребляемого хозяйственным субъектом энергоресурса определенного качества. Используется для расчета показателей энергоэффективности.
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Эффективное использование ЭЭ - достижение технически возможной и экономически оправданной эффективности использования ЭЭ при существующем уровне развития технологии и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду.
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы характеризуются ростом потерь электроэнергии (ЭЭ) в сетях России. Так, например, за период с 1998 по 2003 годы относительные потери ЭЭ возросли с 12.3% до 13.15% (рис. 1).
Рис.1. Относительные потери электроэнергии в электрических сетях РФ
Относительные потери электроэнергии при ее передаче и распределении считаются удовлетворительными, если они не превышают 4…5%. Потери электроэнергии на уровне 10% рассматриваются как максимально допустимые с точки зрения физики процессов передачи электроэнергии. Докризисный уровень потерь в сетях бывшего СССР не превышал, как правило, десяти процентов. В настоящее время он вырос в 1,5…2 раза, а по отдельным электросетевым предприятиям - даже в 3 раза. Поэтому проблема снижения потерь ЭЭ в электрических сетях приобрела на современном этапе особую актуальность.
Железнодорожная отрасль является одним из крупных потребителей электрической энергии. Ее доля в электропотреблении РФ составляет около 8 % . Структура электропотребления на железнодорожном транспорте имеет вид:
Значительная величина потребления электроэнергии железнодорожными узлами и большой потенциал энергосбережения на транспортных предприятиях указывают на необходимость проведения работ по снижению потерь и повышению эффективности использования ЭЭ.
В настоящее время достоверность учета ЭЭ в некоторых районах электроснабжения (РЭС) не отвечает требованиям рыночной экономики. Разница между электроэнергией, принятой в сети РЭС, и энергией, распределенной потребителям, может достигать 15…20%.
Оптимальные уровни потерь электроэнергии в сетях РЭС могут быть обеспечены только при определенных режимах работы отдельных их элементов. Для этого необходимо поддерживать оптимальную загрузку этих элементов, в частности, силовых трансформаторов [1].
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ЗАГРУЗКИ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТРОВ
Под оптимальной понимается величина, адекватная принятому критерию [2]. Уровень загрузки силовых трансформаторов можно оценивать по следующим критериям:
Расчет интегрального значения КПД может быть произведен по следующему выражению
,
где - расход ЭЭ, зафиксированный на первичной стороне трансформатора, кВт·ч (рис. 2); - расход ЭЭ, зафиксированный на вторичной стороне трансформатора, кВт·ч; - потери электроэнергии в трансформаторе.
Рис. 2. К определению интегрального значения КПД
Расход электроэнергии может быть определен по формуле
,
где - максимум полной мощности, кВ·А; - отвечающий коэффициент мощности; - номинальная мощность трансформатора, кВ·А; - число часов использования максимума нагрузки, час; = - коэффициент загрузки трансформатора.
Потери электроэнергии в трансформаторе за расчетный период Т могут быть найдены по выражению
, (1)
где - потери холостого хода, кВт; - потери короткого замыкания хода, кВт; - время максимальных потерь, час.
После преобразований можно записать
. (2)
Оптимальное значение коэффициента загрузки, отвечающего максимальной величине интегрального КПД определяется из условия
.
Выполнив преобразования можно записать
. (3)
Оптимальная загрузка трансформатора из условия минимума потерь денежных средств при трансформации электроэнергии определяется следующим образом.
Расход денежных средств на трансформацию электроэнергии может быть найден по выражению
, (4)
где - коэффициент дисконтирования, равный процентной ставке за предоставление кредита, либо за хранение средств в банке; - стоимость трансформатора, руб.; - стоимость одного кВт·ч ЭЭ (тариф), руб./кВт·ч.
В учебных расчетах стоимость трансформатора может быть определена по формуле
, где = 72.65 руб./кВ·А.
Относительная стоимость трансформации ЭЭ может быть найдена по выражению
,
где
, (5)
где = - коэффициент загрузки, определяемый из условия минимальной стоимости трансформации ЭЭ.
Минимальному значению отвечает максимальное значение , которое можно найти из условия
.
После преобразований можно записать
. (6)
2. ПРИМЕР РАСЧЕТА
Исходные данные: трансформатор ТМ-400; = 400 кВ·А; = 1.05 кВт; = 5.5 кВт; =0.8; =5000 час; = 0.2; = 0.5 руб./кВт·ч.
2.1. Построение зависимостей , по формулам (2) и (5). Результаты расчетов сводятся в табл. 1.
Таблица 1
0 |
0 |
0 |
0.1 |
0.1 |
0.884 |
0.2 |
0.2 |
0.936 |
0.3 |
0.3 |
0.954 |
0.4 |
0.4 |
0.963 |
0.5 |
0.5 |
0.968 |
0.6 |
0.6 |
0.97 |
0.7 |
0.7 |
0.972 |
0.8 |
0.8 |
0.973 |
0.9 |
0.9 |
0.973 |
1 |
1 |
0.973 |
По данным табл. 1 строятся зависимости, представленные на рис. 3.
Рис. 3. Зависимости
2.2. Определение оптимальных
= 0.629; = 0.946.
2.3. Построение зависимостей и по формулам
;
.
Результаты расчета представляются на графиках, показанных на рис. 4.
Рис. 4. Зависимости
2.4. Построение зависимостей и по формулам (3) и (6). Результаты расчета представляются на графиках, показанных на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Зависимость
Рис. 6. Зависимость
2.5. Оценка ущерба при отклонении коэффициентов загрузки , от оптимальных значений = 0.629; = 0.946. Для этого рассчитываются относительные потери электроэнергии при значениях , равных: 0.25; 0.629; 0.9. Расчет производится с использованием выражения
Результаты расчетов сводятся в табл. 2.
Кроме того, определяются относительные затраты на трансформацию ЭЭ при значениях , равных: 0.25; 0.946; 1. Расчет выполняется по формуле
Результаты расчетов сводятся в табл. 3.
Таблица 2
Увеличение потерь электроэнергии при отклонении
|
0.25 |
0.629 |
0.9 |
, % |
2.7 |
1.8 |
1.9 |
Таблица 3
Увеличение потерь электроэнергии при отклонении
|
0.25 |
0.946 |
1 |
, % |
5.6 |
2.8 |
2.8 |
На основании результатов, полученных в данном пункте можно сделать заключение о том, что с точки зрения энергетической и финансово – экономической эффективности завышение коэффициентов загрузки против оптимальных значений гораздо предпочтительнее, чем их занижение.
Выводы:
1. Оптимальный коэффициент
2. Оптимальный коэффициент
3. При уменьшении значения , увеличиваются; так, например, при = 4500 час =0.685, а = 1.
4. При увеличении стоимости
5. При снижении процентной
6. С точки зрения энергетической и финансово – экономической эффективности завышение коэффициентов загрузки против оптимальных значений гораздо предпочтительнее, чем их занижение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Железко, Ю.С. Расчет, анализ и нормирование потерь электроэнергии в электрических сетях: руководство для практических расчетов [Текст] / Ю.С. Железко, А.В. Артемьев, О.В. Савченко. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 280 с.
2. Фурсанов, М.И. Об оптимальной загрузке трансформаторов [Текст] / М.И. Фурсанов // Электрика. - № 4. – 2002. – С. 22 – 25.
Информация о работе Энерго-экономический анализ режимов работы силовых трансформаторов