Энергосберегающая деятельность предприятия: необходимость, оценка и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования энергосберегающей деятельности в ОАО «БЕЛАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы организации энергосберегающей деятельности.
Рассмотреть показатели использования топливно-энергетических ресурсов на предприятии.

Файлы: 1 файл

KURSACh (1).docx

— 1.98 Мб (Скачать файл)
  • организационные;

  • нормативно-технические;

  • информационные.

 Научно-технические мероприятия по энергосбережению направлены на разработку и использование в производстве новых способов и устройств, отличающихся высокой энергоэффективностью .

Организационные мероприятия по энергосбережению подразделяются на организационно-массовые и организационно-технические.

Одним из условий обеспечения бережного и рационального использования топлива и энергии, сокращения их потерь в производстве является осуществление на предприятиях организационно-массовой работы, направленной на экономию топливно-энергетических ресурсов. Формы и методы этой работы разнообразны и на каждом конкретном предприятии имеют свои особенности.

Основным назначением организационно-массовой работы является доведение до всех членов трудового коллектива государственной важности экономного и бережного использования топлива и энергии, недопущения их потерь на всех участках производства, вовлечение в работу по экономии каждого работника предприятия, организация работы общественных организаций по выявлению и устранению очагов потерь, изысканию и использованию резервов экономии, премирование персонала за экономию и принятие строгих мер к расточителям топлива, тепловой и электрической энергии.[1, c.14]

Основными направлениями организационно-массовой работы по экономии энергоресурсов являются:

  • организация соревнования объединений, предприятий, цехов, участков, отделов и служб по экономии энергии;
  • принятие обязательств предприятиями, цехами, отделами, службами и индивидуально рабочими и ИТР по экономии топлива, тепловой и электрической энергии;
  • разработка и реализация личных творческих планов энергетиков и других категорий работников предприятий и организаций;

  • создание и организация работы комиссий содействия рациональному использованию энергии;

  • рассмотрение вопросов экономии топливно-энергетических ресурсов постоянно действующими производственными совещаниями;

  • повышение технических знаний в вопросах экономии энергии отдельных категорий рабочих в школах передового опыта, организованных на предприятиях и в организациях;

  • проведение общественных смотров и местных конкурсов на лучшее предложение по экономии топлива и энергии, отбор лучших предложений и направление их на областной и республиканский конкурсы;

  • активизация на предприятиях разработки рационализаторских предложений по экономии энергоресурсов и оказанию рабочим помощи в оформлении предложений;

  • отражение вопросов экономии энергии в комплексной системе управления качеством производства;

  • освещение вопросов экономии энергии в настенной печати и заводских многотиражках, в районных, областных и республиканских газетах, в выступлениях по радио и телевидению;

  • разработка и применение положений о премировании персонала за экономию электрической и тепловой энергии и использование вторичных энергетических ресурсов;

  • организация работы групп контроля по выявлению очагов расточительства в использовании энергии, систематическое проведение ими совместно с энергетиками рейдов по проверке загрузки энергетического и технологического оборудования, использованию сжатого воздуха, освещения, выявлению утечки пара и горячей воды, наличия холостого хода оборудования и т.д.;

  • широкое обеспечение предприятий, цехов и участков наглядной агитацией, плакатами по экономии электроэнергии и т.д.

При разработке организационно-технических мероприятий необходимо использовать информацию по экономии электро- и теплоэнергии, публикуемую в периодической печати, технических журналах и справочниках, а также рационализаторские предложения, внедренные на других предприятиях, информацию о новых материалах, приспособлениях и оборудовании.

Планы организационно-технических мероприятий подразделяются на основные и дополнительные. Разработка основного плана ОТМ направлена на снижение удельных норм расхода энергии на величину, установленную директивными указаниями вышестоящих организаций. Основной план мероприятий разрабатывается в предшествующий планируемому пери оду год, дополнительный — в течение текущего года. Цель дополнительного плана ОТМ — обеспечить выполнение заданий по получению дополнительной экономии энергии.

Программы организационно-технических мероприятий (ОТМ) по экономии топлива, тепловой и электрической энергии разрабатываются на всех уровнях управления и группируются по основным направлениям экономии применительно к производству продукции:

  • совершенствование технологии производства;
  • улучшение использования  производственного оборудования;

  • повышение качества сырья и применение менее энергоемких его видов;

  • прочие мероприятия.

К нормативно-техническим мероприятиям по энергосбережению относят действия по созданию соответствующих стандартов и других нормативно-технических и руководящих документов по обеспечению эффективного энергоиспользования и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Информационные мероприятия по энергосбережению включают в себя проведение информационно-технических семинаров, выставок, конференций, симпозиумов по данной тематике, а также информирование населения через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) об основных действиях по рациональному использованию энергии как на производстве, так и в быту.

Безусловно, что все вышеотмеченные мероприятия по энергосбережению должны быть подкреплены соответствующей правовой базой.

Очевидно, что в технической сфере наряду с поиском резервов на действующих предприятиях необходимо, прежде всего, собрать и изучить всю информацию о мировом опыте по энергосбережению. При этом следует различать мероприятия, пригодные для действующих и будущих производств. Одновременно надо выявить наиболее приемлемых поставщиков энергосберегающего оборудования, определить, что можно производить у себя, и тем самым создать рынок энергетического оборудования на конкурентной основе.[3,c.21]

 

 

2 Оценка энергосберегающей деятельности на  ОАО "БЕЛАЗ"

 

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика  ОАО "БЕЛАЗ"

 

Открытое акционерное общество «БЕЛАЗ» специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

Предприятие специализируется на выпуске большегрузных автомобилей, тягачей и погрузчиков, запасных частей и товаров народного потребления. Предметом деятельности завода является производство и сбыт выпускаемой продукции в соответствии с договорами, осуществление внешнеэкономической и торгово-закупочной деятельности.

Свыше 500 модификаций и исполнений техники «БЕЛАЗ» в разные годы были спроектированы и изготовлены с учетом геологических и климатических особенностей ее эксплуатации. За всю историю предприятия его продукция была поставлена в более чем 70 стран мира.

На головном предприятии трудится 10194 человека в 20 основных, 8 вспомогательных цехах, 47 – отделах и 9 непромышленных отделах.[2]

Полная схема организационной структуры предприятия представлена в приложении А.

За 2013 год коллективом предприятия произведено:

    • автотехники – 1276 шт.,
    • карьерных самосвалов – 1234 шт.

Структура экспорта за 2014 год представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 ─ Структура экспорта ОАО «БЕЛАЗ» за 2014 г.

Примечание ─ Источник: собственная разработка

Из рисунка 1 видно, что основным рынком сбыта продукции ОАО «БЕЛАЗ» является Российская Федерация(64 %).

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Темп роста, %

2012 г. к 2013 г.

2013 г. к 2014 г.

Объём производства продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.

2925446

9723122

6394135

332%

66%

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

3170370

10400129

703355

328%

7%

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

1325548

4502586

4931568

340%

110%

Прибыль от реализации, млн. руб.

256799

901204

625369

351%

69%

Чистая прибыль, млн. руб.

43875

86729

49721

198%

57%



 Экспорт продукции  в страны СНГ составил 14% от  общего объёма реализации. Также за 2014 год экспорт продукции в страны дальнего зарубежья увеличился в 1,3 раза и составил 14%. Впервые были поставлены 220-тонные самосвалы в Казахстан, 130 - тонные самосвалы – в Южно-Африканскую республику, 55- тонные самосвалы – в Чили, где самосвалы такой грузоподъемности раньше не эксплуатировались. В 2014 году осуществлена поставка 70 карьерных самосвалов грузоподъёмностью 130-220 тонн и 256 самосвалов грузоподъемностью 55 тонн в Индию.

Рассмотрим динанмику основных  показателей финансово-экономической деятельности ОАО “БЕЛАЗ”, риведённых в таблице 1.

 

 

Таблица 1 ─ Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Белаз» за 2012 – 2014 г.г.

 

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Темп роста, %

2012 г. к 2013 г.

2013 г. к 2014 г.



 

Продолжение таблицы 1

Рентабельность реализованной продукции,%

19%

20%

13%

103%

63%

Рентабельность продаж, %

17%

10%

8%

56%

83%

Фонд заработной платы работников, млн. руб.

22582

30456

32845

135%

108%


 

Примечание Источник: собственная разработка на основе [2].

По данным, приведённым в таблице 1, наблюдается значительный рост годового объёма производства продукии за 2013 год(в 3 раза),что объясняется значительными заками на продукцию и в некоторой степени инфляцией. Соответственно наблюдается увеличение выручки от реализации и чистой прибыли в 2013 году и снижение данных оказателей в 2014 году.

На предприятии наблюдается снижение показателя рентабельности реализованной продукции, который показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль текущих затрат. Это связано со значительным увеличением затрат на производство, а также на оплату труда работников.

Также имеется тенденция к снижению показателя рентабельности продаж, который показывает удельный вес прибыли в выручке от реализации товаров, работ, услуг.Данное явление наблюдается в связи с высокой конкункуренией в данном сегменте рынка.

Исходя из представленных показателей можно сделать вывод что на предприятии имеется тенденция к ухудшению финансового положения за 2012-2013 года, что связано с  значительным повышением цен на сырьё, высокой конкуренцией и изменчивостью спроса.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ эффективности энергосберегающей деятельности на ОАО «БЕЛАЗ»

 

 

Основным условием нормальной работы завода является надежное и устойчивое энергообеспечение завода. Энергоносители, используемые на предприятии, поступают частично от сторонних источников, частично вырабатываются на предприятии.

Информация о работе Энергосберегающая деятельность предприятия: необходимость, оценка и направления совершенствования