Энергосбережение и ресурсосбережение как основной приоритет инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения состояния и потенциала развития ресурсосбережения и энергосбережения, как в РФ, так и в газовой промышленности, выявление основных тенденций и нормирование расхода материальных ресурсов в Канчуринском управлении подземным хранением газа, и разработать мероприятия по энергосбережению и ресурсосбережению на конкретном предприятии.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи
1)..изучить теоретические аспекты ресурсосбережения и энергосбережения в РФ;
2) определить проблемы ресурсосбережения и энергосбережения и пути их решения;
3) проанализировать состояние газового комплекса России

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
1 Теоретические основы инноваций в энергосберегающей и ресурсосберегающей деятельности ..………………..........................................

7
Сущность инновации и ее роль в повышении энергоэффективности и энергосбережения…………………………………… …………………………

7
1.2 Стратегия инновационного развития нефтегазового комплекса…………
10
1.3...Современное состояние и направления ресурсосбережения энергосбережения в газовой промышленности РФ…………………………...

16
2 Анализ энергосберегающей и ресурсосберегающей деятельности Канчуринского управления подземным хранением газа……………………..

22
2.1..Организационно-экономическая характеристика Канчуринского управления подземным хранением газа ……………………………………….

22
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов Канчуринского управления подземным хранением газа ……………………………………….

32
2.3 Анализ мероприятий по ресурсосбережению на Канчуринского управления подземным хранением газа …………………………………….

36
3 Разработка инновационных технологий по сбережению ресурсов Канчуринского управления подземным хранением газа …………………….

41
3.1 Направления инноваций в ресурсосбережении Канчуринском управлении подземным хранением газа ………………………………………

41
3.2 Инновационное управление материальными запасами как условие ресурсосбережения в Канчуринском управлении подземным хранением газа ………………………………………………………………………………


46
3.3 Мероприятия направленные на экономию трудовых ресурсов Канчуринского управления подземным хранением газа……………………..

49
Заключение……………………………………………………………………….
53
Список использованных источников…………………………………………...
55
Приложение А Организационная структура Канчуринского управления подземным хранением газа …………………………………………………….
59
Приложение Б Бухгалтерский баланс ………….……..……………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 773.00 Кб (Скачать файл)

Энергосбережение и  ресурсосбережение является одной  из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

Снижение потребления  позволяет обеспечивать подключение  новых потребителей при минимальных  капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения  земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.

Решение задач повышения  энергоэффективности на сегодняшнем  этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, также совпадает с большинством стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов.

В условиях экономического кризиса энергосбережение становится приоритетной государственной задачей, т.к. позволяет относительно простыми мерами государственного регулирования значительно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов, повысить конкурентоспособность экономики и увеличить предложение на рынке труда.

Основные принципы политики энергосбережения в РФ включают:

  1. приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
  2. осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;
  3. обязательность учета производимых, получаемых или расходуемых энергоресурсов;
  4. включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей энергоэффективности;
  5. разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
  6. приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
  7. создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
  8. осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
  9. сертификацию топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергоресурсов;
  10. создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;
  11. реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
  12. информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и за режного опыта в этой области;
  13. обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
  14. создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения [11].

Ресурсосбережение –  это совокупность мер по экономному и эффективному использованию всех факторов производства, общее свойство которых состоит в потенциальной  возможности их участия в производстве (производственные ресурсы) и в потреблении (потребительские ресурсы). Ресурсосбережение означает использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых, природных, финансовых и других) для решения задач экономического и социального развития.

Принципами ресурсосбережения в рамках страны являются:

  1. совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;
  2. повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ископаемых;
  3. увеличение доли ресурсосберегающих технологий;
  4. анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;
  5. развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;
  6. применение при разработке проблем ресурсосбережения научных подходов менеджмента.

Большинство европейских  стран являются импортёрами энергоресурсов. Россия входит в число их крупнейших производителей. Сырьевая база страны и дешевые энергоресурсы выступают мощным и естественным конкурентным преимуществом. Рынок энергосберегающих технологий в мире уже сложился. Россия стоит перед необходимостью коренной модернизации и расширения всего своего промышленного потенциала, а также перед необходимостью расширения внутреннего спроса. Все это должно увеличить потребление энергии.           Активизация государственного «курса на энергоэффективность» была вызвана следующими факторами:         1. Перспектива дальнейшего роста внутренних цен на энергоносители.

- Необходимость повышения  конкурентоспособности российской  экономики в условиях роста тарифов и продолжающееся увеличение в цене конечной продукции доли издержек на приобретение энергии.

- Рост тарифов оказывает  мощное дестабилизующее воздействие социально-политической сферы. Снижение энергопотребления за счет энергосбережения видится фактором, компенсирующим рост цен на энергию.

2. Угроза возникновения  дефицита энергоресурсов.

Существуют прогнозы о том, что Россия все острее будет  ощущать необходимость выбора между обслуживанием российских потребителей электроэнергии и газа и выполнением обязательств по экспорту газа. Энергосбережение рассматривается как один из наиболее приоритетных и действенных механизмов преодоления возможного грядущего дефицита энергоносителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Одним из главных условий  успеха инновационной политики в  сфере энергоэффективности и  энергосбережения – наличие спроса на инновации. Стимулировать старт  инновационного развития должны, в первую очередь, заказы со стороны государства и крупных компаний.

Взятый властями «курс  на энергоэффективность» – открывает  для страны уникальные возможности  для того, чтобы быстро пройти путь от модернизации к инновационному прорыву  в сфере энергосбережения.

  1. указывает перспективы направления для развития инноваций
  2. расширяет возможности предпринимательской активности в области энергосбережения и энергоэффективности
  3. Стимулирует спрос на энергосберегающие продукты (технологии).

Необходимо в предельно сжатые сроки пройти тот путь, который прошли страны Запада в политике повышения энергоэффективности.1

Инновационная деятельность рассматривается как важнейший  фактор экономического роста, как один из основных «локомотивов» модернизации промышленности, экономической системы, всего народного хозяйства. Вместе с тем роль инноваций в переводе страны на энергоэффективный путь развития, по мнению большинства ведущих специалистов и отраслевых экспертов, пока ещё недооценена. Плотность инновационной среды в энергосбережении остаётся по-прежнему низкой. Сегодняшнее состояние дел в сфере повышения энергоэффективности с неизбежностью требует новых подходов и новых управленческих решений.

Меры, заложенные в Федеральном  законе №261 «Об энергосбережении и  о повышении энергетической эффективности…», нормативные акты, принятые в развитие этого закона, не позволяют в полной мере реализовать имеющийся потенциал энергосбережения в силу ряда системных ошибок и недоработок. В сфере энергоэффективности до сих пор не сформирован достаточно благоприятный инвестиционный климат. Отсутствуют также ясные и четкие стратегии инновационно-технологического развития отдельных подсистем этой области. Не выстроена система приоритетов и на уровне субъектов Федерации не прописан алгоритм реализации заявленных мер.

Присутствие инновационного элемента в энергоэффективном сценарии развития экономики позволит добиться существенной интенсификации модернизационных процессов за счёт образования весьма значительного синергетического эффекта (эффекта взаимодействия). В этом плане необходимо поддержать идею развития энергосервисных компаний (ЭСКО) как инновационных центров. Своеобразными инкубаторами современных энергоэффективных технологий при условии наполнения их инновациями могли бы стать также и уже реализуемые проекты «энергоэффективный город» и «энергоэффективный квартал». 2

Необходимо использовать различные инструменты прямой и  косвенной государственной поддержки  отечественных разработчиков энергоэффективных  технологий, а также компаний, которые  заняты их внедрением. К таким инструментам можно отнести:

  • инновационные гранты;
  • внедрение управленческих технологий, обеспечивающих оптимизацию проведения энергосберегающих процедур и мероприятий;
  • субсидированные ставки по кредитам на развитие инновационно-ориентированных технологий в сфере энергоэффективности.

Наряду с созданием эффективных  механизмов стимулирования энергосбережения, в том числе в производственной и в жилищно-коммунальной сферах, крайне важно разработать условия  и инструменты для внедрения  прогрессивных инновационных технологий, материалов и оборудования, способных в короткие сроки обеспечить повышение эффективности использования энергетических ресурсов.

По-прежнему актуальными  остаются задачи создания консолидированной  системы управления энергосбережением, объективной экспертизы программ и проектов повышения энергоэффективности, устранения препятствий на пути предпринимательской деятельности в области энергосбережения, созданию режима наибольшего благоприятствования для специализированного бизнеса.

Только внимание государства  к этим проблемам, объединение усилий учёных, предпринимателей, представителей министерств и ведомств, ответственных  за создание активной инновационной  среды в энергосбережении, позволят вывести экономику нашей страны на энергоэффективный путь развития.

1.2 Стратегия  инновационного развития нефтегазового  комплекса

 

Современная экономическая  обстановка, в которой осуществляют свою деятельность компании нефтегазового  комплекса, довольно нестабильна. Устойчивое развитие предприятия в перспективе зависит от его способности прогнозировать и гибко реагировать на изменяющиеся внешние условия, приобретать новые конкурентные преимущества и удерживать их в борьбе на рынках.           Эффективное функционирование и развитие нефтяной промышленности невозможно без широкого применения новых инновационных технологий. От эффективности инновационной деятельности предприятий нефтегазового комплекса зависит их конкурентоспособность и выживаемость. Поэтому развитие инноваций имеет огромное значение для нефтегазовой промышленности.          Переход предприятий к инновационному развитию требует разработки соответствующих методов управления. Одним из таких методов может стать оценка инновационного потенциала предприятия. Под инвестиционным потенциалом предприятия понимают совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств.        Различают научно-технический, производственно-технологический, финансово-экономический, кадровый и инновационный потенциал. Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Основным условием полной реализации (совокупного) потенциала является сбалансированность частей общего, потому что отставание одной из этих частей будет выступать сдерживающим фактором.    Инновационный потенциал состоит из четырех частей:    1) научно-технические (технологические) собственные и приобретенные разработки и изобретения;           2) инфраструктурные возможности самого предприятия, которые обеспечивают прохождение новшества по всем этапам инновационного цикла и превращение его в нововведение или инновацию;     3) внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность осуществления инновационного цикла;         4) уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, его готовность к реализации новшеств в виде инноваций.       В современных условиях компаниям нефтегазового комплекса необходимы крупномасштабные инновационные программы, в которых бы учитывались интересы, как государства, так и частного бизнеса. Необходимо обеспечить конкурентоспособность нефтегазовой промышленности, увеличить эффективность производства, создать новые высокотехнологичные компании, ускорить инновационные преобразования в нефтяном секторе путем создания и внедрения новой техники и технологии на всех стадиях производственного процесса: геологоразведки, добычи, переработки сырья, транспортировки конечного продукта до потребителей. Стратегии инновационного развития нефтегазового комплекса следует формировать на основе такого механизма, который бы смог обеспечить устойчивое развитие всего комплекса на длительную перспективу, диверсификацию производства всего комплекса и решение экологических и социальных проблем региона.  Первостепенные задачи инновационного развития нефтегазового комплекса в области воспроизводства и добычи углеводородного сырья предусматривают эффективное расширение масштабов геологоразведочных работ, освоение новых нефтегазоносных регионов, в том числе и шельфы арктических морей, вовлечение в производство трудноизвлекаемых запасов, повышение коэффициентов нефтеотдачи и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях.           Одним из важнейших факторов формирования устойчивой конкурентоспособности нефтегазового комплекса является создание и развитие высокотехнологичных регионально-отраслевых кластеров на базе естественных центров экономического роста, то есть центров нефтегазодобычи. Кластер представляет собой комплекс, который формируется на базе территориальной концентрации взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга предприятий и организаций, которые используя выгоду своего близкого расположения и своей специализации, обеспечивают свои конкурентные преимущества на рынке. При формировании кластера в нефтяной промышленности возникает проблема создания цепочек взаимоувязанных производств от геологоразведочных работ до переработки сырья и реализации готовой продукции.   Сочетание на практике принципов территориально-производственных комплексов и кластеров даст возможность развивать промышленность в наиболее благоприятном направлении для данного региона. При этом особое внимание следует уделять взаимосвязи производства с комплексом экономических ресурсов, которые присущи региону. Благодаря внедрению современных технологий управления при создании и развитии кластера в регионе, увеличится приток капитала и технологий, прямых иностранных инвестиций. А именно такие инвестиции и привнесут в регион не только необходимые финансовые средства, но и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки.    В последнее время не раз поднимался вопрос о необходимости реинвестирования части природной ренты в добывающие отрасли. Но следует отметить, что реинвестиции должны обязательно носить инновационный характер, то есть эти средства нефтегазодобывающие компании должны потратить не на покупку технологий в зарубежных странах, а на собственные научно-исследовательские разработки, на внедрение новой техники и технологии.      Основные направления совершенствования производства в нефтеперерабатывающей промышленности включают в себя: создание и внедрение принципиально новых технологических процессов для выработки новой высококачественной продукции; расширение сырьевой базы; улучшение использования сырья; совершенствование существующих производственных процессов, повышение их мощностей; повышение уровня автоматизации и механизации производства; создание автоматизированных систем управления технологическими процессами; совершенствование методов производства; улучшение технических и экономических характеристик.           Механизмы реализации стратегии инновационного развития нефтегазового комплекса основываются на активной интеграции государства и бизнеса при соблюдении интересов обеих сторон путем стимулирования нефтегазовых компаний к освоению малорентабельных объектов с трудноизвлекаемыми запасами на особых условиях лицензирования и налогообложения.         Переход к высоким технологиям в нефтегазовой промышленности позволит экономике России уйти от сырьевой ориентации, развить высокие технологии в самых перспективных направлениях нефтегазового комплекса, существенно снизить экспорт сырой нефти и газа. Инновационное развитие нефтегазового комплекса способно обеспечить накопление финансовых ресурсов, которые должны поддерживать эффективные инновационные процессы в других отраслях. Инновационный потенциал нефтегазового комплекса является стратегическим фактором устойчивого экономического роста, который поможет повысить эффективность экономики, преодолеть или ослабить влияние дефицитных факторов производства.    Таким образом, нефтегазовая промышленность в РФ в перспективе должна решить ряд проблем: обеспечить поступательное развитие нефтегазового комплекса; обеспечить переход к новым технологиям добычи и переработки топлива; улучшить состояние сырьевой базы; сократить издержки на всех этапах производственного процесса (добыче, переработке, транспортировке, хранении, реализации и др.); осуществить модернизацию сырьевых и перерабатывающих производств; расширить сферу деятельности; увеличить глубину переработки сырья; снизить энергоемкость производства; обеспечить экологическую безопасность производства; обеспечить выход предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией; ускорить рост высокотехнологичных производств.    Решение всех этих проблем, в первую очередь, зависит от развития инновационных процессов в нефтегазовом секторе страны.   Концепция стратегии инновационного развития нефтегазового комплекса позволит оптимизировать основные ресурсные, технико-технологические, экономические, социальные, экологические параметры развития и обеспечить экономический рост на основе комплексного освоения и использования ресурсов.         Внедрение новшеств всегда имело большое значение для развития производства. В рыночной экономике инновации представляют собой мощный антикризисный фактор, потому что использование новых технологий, новой техники, новых методов управления производством ведет к увеличению прибыли, снижению цен и производственных затрат, к завоеванию новых рынков сбыта. Инновации позволяют улучшать производственные процессы, использовать новые виды сырья, применять более производительную технику, производить улучшенную продукцию, расширять ее ассортимент. Инновации являются основополагающими факторами экономического роста.

 

1.3 Современное состояние и направления ресурсосбережения  и энергосбережения в нефтегазовой отрасли РФ

 

 

В последние 20-30 лет приверженность инновациям является общей тенденцией в развитии мировой нефтегазовой промышленности (особенно в индустриально развитых странах). Но это не означает, что все нефте- и газодобывающие страны действуют по какому-то единому шаблону. Существуют разные подходы и модели. Выбор конкретной модели в той или иной стране зависит от множества факторов: уровня и характера развития национальной экономики, «возраста» нефтегазового сектора, социально-политической ситуации, национальных целей и приоритетов, менталитета нации и проч.

Россия – крупнейший в мире производитель и экспортер углеводородов (УВ) (нефти, нефтепродуктов, конденсата, природного и углеводородных газов) как по энергетической ценности, так и в денежном выражении.

Нефтегазовый комплекс – важный элемент российской экономики, формирующий в последние годы 45 – 50% доходов федерального бюджета, и глобальной системы энергообеспечения, обеспечивающий свыше 16% производства УВ и около 10% всей первичной энергии в мире.

На протяжении последних  двух десятилетий происходит устойчивое сокращение доли России в мировой добыче газа, что указывает на более медленное развитие российской газовой отрасли, чем в других газодобывающих странах.

Главной газодобывающей компанией России является ОАО «Газпром». Области, контролируемые «Газпромом»  и его официально аффилированными структурами, выделены цветом. Ресурсная база «Газпрома» составляет 63% всех запасов газа в России, включая большинство месторождений, разрабатываемых в настоящее время.

«Газпром» полностью  контролирует межрегиональную сеть газопроводов высокого давления, а также многие региональные распределительные сети низкого давления. Огромная система газопроводов покрывает своей «паутиной» большую часть территории России и специалисты высоко оценивают ее способность гибко реагировать на возникновение локальных аварий или узких мест.

Газовая промышленность России – одна из крупнейших естественных монополий, огромно ее стратегическое развитие внутренней экономики страны, она социально ориентирована  на удовлетворение самых общих потребностей населения, как в России, так и за ее пределами. Рассмотрим структуру Газовой отрасли на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 -  Структура  газовой отрасли России

 

Это предопределяет необходимость  непосредственного государственного управления газовой отраслью России. Как свидетельствует практика, государственные меры не способствуют устойчивости газоснабжения потребителей, удовлетворению платежеспособного спроса на газ со стороны производства и граждан, бесперебойности товарно-денежных потоков и платежей, обновлению газопроводящих и распорядительных систем, [4].

Информация о работе Энергосбережение и ресурсосбережение как основной приоритет инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли