Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения состояния и потенциала развития ресурсосбережения и энергосбережения, как в РФ, так и в газовой промышленности, выявление основных тенденций и нормирование расхода материальных ресурсов в Канчуринском управлении подземным хранением газа, и разработать мероприятия по энергосбережению и ресурсосбережению на конкретном предприятии.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи
1)..изучить теоретические аспекты ресурсосбережения и энергосбережения в РФ;
2) определить проблемы ресурсосбережения и энергосбережения и пути их решения;
3) проанализировать состояние газового комплекса России
Введение………………………………………………………………………
4
1 Теоретические основы инноваций в энергосберегающей и ресурсосберегающей деятельности ..………………..........................................
7
Сущность инновации и ее роль в повышении энергоэффективности и энергосбережения…………………………………… …………………………
7
1.2 Стратегия инновационного развития нефтегазового комплекса…………
10
1.3...Современное состояние и направления ресурсосбережения энергосбережения в газовой промышленности РФ…………………………...
16
2 Анализ энергосберегающей и ресурсосберегающей деятельности Канчуринского управления подземным хранением газа……………………..
22
2.1..Организационно-экономическая характеристика Канчуринского управления подземным хранением газа ……………………………………….
22
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов Канчуринского управления подземным хранением газа ……………………………………….
32
2.3 Анализ мероприятий по ресурсосбережению на Канчуринского управления подземным хранением газа …………………………………….
36
3 Разработка инновационных технологий по сбережению ресурсов Канчуринского управления подземным хранением газа …………………….
41
3.1 Направления инноваций в ресурсосбережении Канчуринском управлении подземным хранением газа ………………………………………
41
3.2 Инновационное управление материальными запасами как условие ресурсосбережения в Канчуринском управлении подземным хранением газа ………………………………………………………………………………
46
3.3 Мероприятия направленные на экономию трудовых ресурсов Канчуринского управления подземным хранением газа……………………..
49
Заключение……………………………………………………………………….
53
Список использованных источников…………………………………………...
55
Приложение А Организационная структура Канчуринского управления подземным хранением газа …………………………………………………….
59
Приложение Б Бухгалтерский баланс ………….……..……………………….
Энергосбережение и ресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.
Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.
Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, также совпадает с большинством стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов.
В условиях экономического кризиса энергосбережение становится приоритетной государственной задачей, т.к. позволяет относительно простыми мерами государственного регулирования значительно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов, повысить конкурентоспособность экономики и увеличить предложение на рынке труда.
Основные принципы политики энергосбережения в РФ включают:
Ресурсосбережение –
это совокупность мер по экономному
и эффективному использованию всех
факторов производства, общее свойство
которых состоит в
Принципами ресурсосбережения в рамках страны являются:
Большинство европейских стран являются импортёрами энергоресурсов. Россия входит в число их крупнейших производителей. Сырьевая база страны и дешевые энергоресурсы выступают мощным и естественным конкурентным преимуществом. Рынок энергосберегающих технологий в мире уже сложился. Россия стоит перед необходимостью коренной модернизации и расширения всего своего промышленного потенциала, а также перед необходимостью расширения внутреннего спроса. Все это должно увеличить потребление энергии. Активизация государственного «курса на энергоэффективность» была вызвана следующими факторами: 1. Перспектива дальнейшего роста внутренних цен на энергоносители.
- Необходимость повышения
конкурентоспособности
- Рост тарифов оказывает мощное дестабилизующее воздействие социально-политической сферы. Снижение энергопотребления за счет энергосбережения видится фактором, компенсирующим рост цен на энергию.
2. Угроза возникновения дефицита энергоресурсов.
Существуют прогнозы о том, что Россия все острее будет ощущать необходимость выбора между обслуживанием российских потребителей электроэнергии и газа и выполнением обязательств по экспорту газа. Энергосбережение рассматривается как один из наиболее приоритетных и действенных механизмов преодоления возможного грядущего дефицита энергоносителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Одним из главных условий успеха инновационной политики в сфере энергоэффективности и энергосбережения – наличие спроса на инновации. Стимулировать старт инновационного развития должны, в первую очередь, заказы со стороны государства и крупных компаний.
Взятый властями «курс на энергоэффективность» – открывает для страны уникальные возможности для того, чтобы быстро пройти путь от модернизации к инновационному прорыву в сфере энергосбережения.
Необходимо в предельно сжатые сроки пройти тот путь, который прошли страны Запада в политике повышения энергоэффективности.1
Инновационная деятельность рассматривается как важнейший фактор экономического роста, как один из основных «локомотивов» модернизации промышленности, экономической системы, всего народного хозяйства. Вместе с тем роль инноваций в переводе страны на энергоэффективный путь развития, по мнению большинства ведущих специалистов и отраслевых экспертов, пока ещё недооценена. Плотность инновационной среды в энергосбережении остаётся по-прежнему низкой. Сегодняшнее состояние дел в сфере повышения энергоэффективности с неизбежностью требует новых подходов и новых управленческих решений.
Меры, заложенные в Федеральном законе №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», нормативные акты, принятые в развитие этого закона, не позволяют в полной мере реализовать имеющийся потенциал энергосбережения в силу ряда системных ошибок и недоработок. В сфере энергоэффективности до сих пор не сформирован достаточно благоприятный инвестиционный климат. Отсутствуют также ясные и четкие стратегии инновационно-технологического развития отдельных подсистем этой области. Не выстроена система приоритетов и на уровне субъектов Федерации не прописан алгоритм реализации заявленных мер.
Присутствие инновационного элемента в энергоэффективном сценарии развития экономики позволит добиться существенной интенсификации модернизационных процессов за счёт образования весьма значительного синергетического эффекта (эффекта взаимодействия). В этом плане необходимо поддержать идею развития энергосервисных компаний (ЭСКО) как инновационных центров. Своеобразными инкубаторами современных энергоэффективных технологий при условии наполнения их инновациями могли бы стать также и уже реализуемые проекты «энергоэффективный город» и «энергоэффективный квартал». 2
Необходимо использовать
различные инструменты прямой и
косвенной государственной
Наряду с созданием
По-прежнему актуальными остаются задачи создания консолидированной системы управления энергосбережением, объективной экспертизы программ и проектов повышения энергоэффективности, устранения препятствий на пути предпринимательской деятельности в области энергосбережения, созданию режима наибольшего благоприятствования для специализированного бизнеса.
Только внимание государства к этим проблемам, объединение усилий учёных, предпринимателей, представителей министерств и ведомств, ответственных за создание активной инновационной среды в энергосбережении, позволят вывести экономику нашей страны на энергоэффективный путь развития.
Современная экономическая
обстановка, в которой осуществляют
свою деятельность компании нефтегазового
комплекса, довольно нестабильна. Устойчивое
развитие предприятия в перспективе зависит от его способности
прогнозировать и гибко реагировать на
изменяющиеся внешние условия, приобретать
новые конкурентные преимущества и удерживать
их в борьбе на рынках. Эффективное функционирование и развитие
нефтяной промышленности невозможно без
широкого применения новых инновационных
технологий. От эффективности инновационной
деятельности предприятий нефтегазового
комплекса зависит их конкурентоспособность
и выживаемость. Поэтому развитие инноваций
имеет огромное значение для нефтегазовой
промышленности.
1.3 Современное состояние и направления ресурсосбережения и энергосбережения в нефтегазовой отрасли РФ
В последние 20-30 лет приверженность инновациям является общей тенденцией в развитии мировой нефтегазовой промышленности (особенно в индустриально развитых странах). Но это не означает, что все нефте- и газодобывающие страны действуют по какому-то единому шаблону. Существуют разные подходы и модели. Выбор конкретной модели в той или иной стране зависит от множества факторов: уровня и характера развития национальной экономики, «возраста» нефтегазового сектора, социально-политической ситуации, национальных целей и приоритетов, менталитета нации и проч.
Россия – крупнейший в мире производитель и экспортер углеводородов (УВ) (нефти, нефтепродуктов, конденсата, природного и углеводородных газов) как по энергетической ценности, так и в денежном выражении.
Нефтегазовый комплекс – важный элемент российской экономики, формирующий в последние годы 45 – 50% доходов федерального бюджета, и глобальной системы энергообеспечения, обеспечивающий свыше 16% производства УВ и около 10% всей первичной энергии в мире.
На протяжении последних двух десятилетий происходит устойчивое сокращение доли России в мировой добыче газа, что указывает на более медленное развитие российской газовой отрасли, чем в других газодобывающих странах.
Главной газодобывающей компанией России является ОАО «Газпром». Области, контролируемые «Газпромом» и его официально аффилированными структурами, выделены цветом. Ресурсная база «Газпрома» составляет 63% всех запасов газа в России, включая большинство месторождений, разрабатываемых в настоящее время.
«Газпром» полностью контролирует межрегиональную сеть газопроводов высокого давления, а также многие региональные распределительные сети низкого давления. Огромная система газопроводов покрывает своей «паутиной» большую часть территории России и специалисты высоко оценивают ее способность гибко реагировать на возникновение локальных аварий или узких мест.
Газовая промышленность России – одна из крупнейших естественных монополий, огромно ее стратегическое развитие внутренней экономики страны, она социально ориентирована на удовлетворение самых общих потребностей населения, как в России, так и за ее пределами. Рассмотрим структуру Газовой отрасли на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура газовой отрасли России
Это предопределяет необходимость
непосредственного