Классификация планирования и виды бизнес- планов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:27, реферат

Описание работы

Планирование — это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем, уменьшить неопределенность.
Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1. Классификация видов планирования ............................................................... 4
2. Классификация бизнес-планов.......................................................................... 9
Заключение.............................................................................................................12
Список литературы................................................................................................13

Файлы: 1 файл

эк.организаций.docx

— 29.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Классификация планирования и виды бизнес- планов предприятия

Содержание

 

Введение.................................................................................................................. 3

1. Классификация видов планирования ............................................................... 4

2. Классификация бизнес-планов.......................................................................... 9

Заключение.............................................................................................................12

Список литературы................................................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Функционирование любого предприятия подразумевает взаимодействие и совместную работу нескольких звеньев (людей, отделов, дивизионов и т.д.). Для того, чтобы их деятельность была эффективной и слаженной необходима четкая постановка задачи для каждого звена, т.е. необходим план, разработанный на основе миссии и целей предприятия. 

В экономической литературе авторы дают разные определения термину планирование. 

“Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире»

Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. “Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления” [2,15].  

Планирование это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.    

Планирование представляет собой не единичный акт, а сложный многофазовый, многозвенный процесс, совокупность последовательных шагов в поисках оптимального решения. Эти шаги могут осуществляться параллельно, но согласованно, под одним общим руководством. 

Планирование — это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем, уменьшить неопределенность.

Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.

 

1. Классификация видов планирования 

 

Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности  плановых заданий:

- директивное планирование - представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность.

- индикативное планирование - представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.[3]

В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от  срока, на который составляется  план, и степень детализации плановых  расчетов принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное) - охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

- среднесрочное планирование - осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

- краткосрочное планирование (текущее) - охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых  решений выделяют:

- стратегическое планирование - как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

- тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки – выпуск – прибыль цена». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование.

- оперативно-календарное  планирование (ОКП) - является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

- бизнес-планирование - предназначено для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:

-Текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

- Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

- Предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

-Целесообразности оказания мер государственной поддержки.

4.В теории и практике  планирования могут также выделяться  другие виды планирования, охватывающие  как главные, так и второстепенные  аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по следующим категориям:

I. По степени охвата:

- общее планирование, охватывающее  все аспекты проблемы; 

- частичное планирование, охватывающее только определенные  области и параметры;

II. По объектам планирования:

- целевое планирование, относящееся  к определению стратегических  и тактических целей;

- планирование средств, относящееся  к определению средств достижения  поставленных целей (планирование  таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

- программное планирование, относящееся к разработке и  реализации конкретных программ, например программ производства  и сбыта;

- планирование действий, например, специальных продаж, наем  кадров;

III. По сферам планирования:

- планирование сбыта (цели  сбыта, программы действий, расходов  на сбыт, развитие сбыта);

- планирование производства (производственной программы, подготовки  производства, хода производства);

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних  запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.

IV. По глубине планирования:

- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как  суммы производственных участков;

- детальное планирование, например, с подробным расчетом  и описанием планируемого процесса  или объекта;

V. По координации частных  планов во времени:

- последовательное планирование, при котором процесс разработки  различных планов представляет  собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый  процесс, состоящий из нескольких  этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех  планов определяются одновременно  в одном единственном акте  планирования;

VI. По учету изменения  данных:

- жесткое планирования;

- гибкое планирование;

VII. По очередности во  времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного  плана разрабатывается другой  план, (планы чередуются последовательно  один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного  запланированного срока план  продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование  осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или  санации предприятия.[4,c.332]

В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Выбор той или иной формы планировании зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них занимает специфика предприятия. Например, фирма, занимающаяся изготовлением одежды, планирует свою продукцию не более 1-2 лет, а судостроительная верфь – не менее 5-10 лет. 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация бизнес-планов

Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям: тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект; класс — по составу, структуре и его предметной области; масштаб — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; длительность — по продолжительности периода осуществления проекта; сложность — например, по степени финансовой, технической или другой сложности; вид — по характеру предметной области проекта.

Тип — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.

Класс — монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).

Масштаб — мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Такое разделение проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

Длительность — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Сложность — простые, сложные, очень сложные.

Вид — инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.

Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации (прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта).

К инвестиционным обычно относят проекты, в которых основной задачей является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.

Не существует жестко, регламентированной структуры бизнес-плана, но состав и содержание его основных разделов остается практически неизменным.

Разработка плана завершается подготовкой резюме, которое может включать следующую информацию:

  • цели и задачи бизнес-плана;
  • описание предприятия, его спецификацию и предыдущую историю его развития;
  • краткие сведения о квалификации управленческого персонала;
  • преимущества продукции или услуг на рынке и в отрасли;
  • ресурсы предприятия;
  • текущие финансовое состояние предприятия;
  • долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста объемов деятельности и доходов;
  • потребности в инвестициях на осуществление бизнес-плана, предполагаемые источники финансирования и порядок возврата заемных средств;
  • описание рисков, которые могут ожидать предприятие;
  • экономическое обоснование и эффективность бизнес-плана.

Информация о работе Классификация планирования и виды бизнес- планов предприятия