Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:09, контрольная работа
ногообразие областей деятельности организаций сформировали и узаконили набор правовых форм и организационных структур. В теории выделяют следующие организации: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и небюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные. Также организации могут отличаться по отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.), самостоятельности принятия решений (головные, дочерние и зависимые).
Многомерной классификацией организаций является типология организаций, которая представляет собой целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.
Исходя из сущности системного подхода к классификации организаций важно руководствоваться несколькими объективно обоснованными критериями.
1.Введение
2. Критерии классификации организации
2.1 Классификация организаций по принципу их построения и функционирования
2.2 Классификация организаций по основным структурным элементам общества
3. Коммерческие организации
3.1 Виды и общие понятия хозяйственных организаций
3.2 Эволюция параметров хозяйственных организаций
3.3 Сущность и особенности коммерческих организаций
4. Некоммерческие организации
5. Формальные и неформальные организации
6. Правительственные и неправительственные организации
7. Государственные и муниципальные организации
8.Заключение
9.Список используемой литературы
Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам. Механизм образования формальных и неформальных организаций представлен на рис. 4.
Формальные организации - зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.
Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Неформальная организация - незарегистрированная в государственном органе организация, объединяющая людей, связанных личными интересами, имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.
Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.
Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.
Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Поэтому можно выделить признаки, характеризующие неформальные организации:
- социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм - групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение.
Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации;
- сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации;
- неформальные лидеры. Неформальные организации также имеют своих лидеров. Их отличие от формальных состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области.
Опора неформального лидера - признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.
Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.
Правительственные и неправительственные организации
Статус правительственной организации присваивается высшими официальными органами власти. К правительственным относятся организации, зафиксированные в Конституции РФ, указах Президента РФ и т.д., например министерства, администрация президента РФ. К неправительственным относятся организации, не имеющие такого статуса.
Государственные и муниципальные организации
Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в зависимости от того, кто является собственником (государство, область, муниципалитет), различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они являются юридическими лицами и действуют на основе устава, утвержденного собственником. Им же назначается руководитель предприятия. В наименование унитарного предприятия включаются слова «государственное» или «муниципальное».
Существуют особенности, отличающие эти предприятия от других коммерческих организаций.
Такие юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной или муниципальной. В связи с этим их учредителями являются государство (субъект Федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно существование смешанной формы собственности.
Нужно отметить, что под государственными понимаются как чисто государственные унитарные, так и смешанные, или «полугосударственные», предприятия. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит, как правило, весь капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство (в лице какого-либо министерства) может владеть пакетом акций (более 50%) -- в этом случае оно осуществляет контроль за их деятельностью.
Собственник имущества, создавая унитарное предприятие и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает прав на него. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая по существу принадлежит другому субъекту.
Эти особенности, а именно цельная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность унитарных предприятий, а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, формируют унитарную (лат. unitas -- единство) природу этого юридического лица.
Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и действует на основе контракта. Руководитель унитарного предприятия работает в этом качестве на основе единоначалия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В настоящее время в качестве государственных и муниципальных унитарных предприятий действуют практически все основные предприятия и организации железнодорожного транспорта, связи, атомной энергетики, водопользования, водоохраны и т.д.
К государственным и муниципальным организациям в широком смысле слова относятся не только предприятия, но и органы государственного управления различного уровня, органы местного самоуправления, а также создаваемые ими учреждения и организации.
Заключение
С практической точки зрения классификация организаций важна по трем причинам:
- нахождение сходных организаций - по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
- возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
- принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
Список литературы
1. Смирнов Э.А. Основы теории организации .2008 г.
2. Смирнов Э. А. Теория организации: Учебное пособие. 2008 г.