Классификация затрат для определения себестоимости и формирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение классификации затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли.
Практическая необходимость изучаемых процессов определяется тем, что анализ затрат производства и себестоимости продукции обеспечивает: формирование удельного соотношения затрат по различным параметрам (статьям, экономическим элементам, местам возникновения и т.п.) и сравнительных отчетов по сопоставлению затрат с предыдущими периодами в определяемых пользователем разрезах; анализ отклонений фактической себестоимости от нормативной и динамики затрат (изменения абсолютных сумм и удельного веса статей затрат со временем).

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, состав и классификация затрат на производство 5
1.1 Расходы, затраты и себестоимость 5
1.2 Состав затрат на производство 6
1.3 Группировка производственных затрат 8
1.4. Классификация производственных затрат 9
2. Классификация прямых затрат в системе бухгалтерских счетов и документов 12
3. Классификация косвенных расходов, их взаимосвязь со счетами бухгалтерского учета и документами 14
4. Сводный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости 17
5. Управление себестоимостью и прибылью 23
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 1 28

Файлы: 1 файл

Klassifikacia zatrat.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

В российской и зарубежной экономической практике используются различные методы калькулирования. Можно выделить две основные модели калькулирования себестоимости продукции:

1) модель полного распределения  затрат (absortion costing);

2) модель частичного распределения  затрат (direct costing).

Модель полного распределения затрат служит для целей производственного учета, тогда как модель частичного распределения затрат предназначена, главным образом, для целей управленческого учета на предприятии.

На основе модели полного распределения затрат исчисляется себестоимость изделия, заказа, операции или иных объектов калькуляции. Соответственно себестоимость объекта калькуляции представляет собой сумму дифференциальных издержек на объект калькуляции и распределенных общих издержек - накладных, косвенных расходов.

В рамках модели полного распределения затрат целесообразно классифицировать методы калькулирования в зависимости от следующих признаков:

  • объект калькулирования;
  • способ расчета

В зависимости от объекта калькулирования можно выделить следующие основные методы9:

  • по изделиям;
  • позаказный;
  • пооперационный;
  • попередельный;
  • попроцессный.

В зависимости от способа расчета можно выделить следующие способы калькулирования:

  • прямого счета (удельных издержек);
  • нормативный (эквивалентный);
  • расчетно-аналитический;
  • параметрический;
  • исключения затрат;
  • коэффициентный;
  • комбинированный.

Способ калькулирования или комбинация способов калькулирования определяется в зависимости от выбранного пообъектного метода калькулирования.

Общая схема калькулирования себестоимости должна предполагать определение целей и задач калькулирования и на их основе выбора соответствующей модели. При этом следует заметить, что в условиях рыночной экономики представляется целесообразным использование на предприятии обеих моделей калькулирования, так как, отвечая различным локальным целям и задачам, стоящим перед предприятием, в целом они направлены на решение глобальной цели предприятия - получение прибыли.

Одним из основных методов калькулирования является составление калькуляции по изделиям. Объектом учета и калькулирования является единица продукции. При этом методе калькулирования возможно использования всех способов составления калькуляций. Применение того или иного способа зависит от вида производимой продукции, особенностей технологического процесса и перерабатываемого сырья10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Управление себестоимостью  и прибылью

 

Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления себестоимостью в рыночных условиях является управление через центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними компаниями и тесно связана с системой учета затрат "Директ-костинг", когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается не полная, а ограниченная себестоимость. Причем себестоимость может включать затраты как прямые, так и переменные, т.е. зависящие от изменения объемов производства. Она может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли)11.

Поскольку рынок диктует свои подходы к ценообразованию, при которых прежде всего учитываются факторы, более относящиеся к спросу, чем к предложению, т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предложенный ему товар, постольку система учета "Директ-костинг" является наиболее удобной системой для управления себестоимостью. Именно она дает возможность простыми арифметическими расчетами определить точку критического объема производства:

К = Зпост/МД,

где Зпост - постоянные затраты;

МД - маржинальный доход, исчисляемый как цена реализации минус величина себестоимости, исчисленная по условно-переменным расходам.

Данная система учета заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать продукцию с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается появлением в себестоимости косвенных постоянных расходов. Кроме того, эта система позволяет руководству предприятия эффективно проводить политику цен.

В связи с изложенным возникает вопрос, какие же центры затрат целесообразно выделить на предприятии. При ответе на этот вопрос следует отметить тот факт, что порядок формирования центров затрат зависит от сферы деятельности предприятия, от его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры производства и управления, технологического процесса производства. Поэтому для реализации управленческих задач следует подробно рассмотреть структуру затрат предприятия и классифицировать их в разрезе центров затрат с разделением на переменные и постоянные. Если взять за основу предприятие, работающее в сфере производства, то можно выделить следующие центры:

  1. Центр затрат производства (цеха основного и вспомогательного производства, служба материально-технического снабжения, материальные склады);
  2. Центр затрат продажи, дистрибъюции и маркетинга (служба отдела продаж, склады готовой продукции, склад тары, отдел маркетинга, представительства предприятия в других городах и т.д.);
  3. Центр затрат административного управления (служба директора предприятия, финансовый отдел, бухгалтерия, юридическая служба, ОТИЗ, АСУ, плановый отдел, отдел кадров и т.д.).

Таким образом, для реализации задач оптимального финансового управления предприятием целесообразно выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые). 
     Система формирования информации для реализации целей управления себестоимостью и прибылью на предприятии представлена в Приложении 1.

Данный механизм формирования центров затрат для управления себестоимостью и прибылью на предприятии позволит решить следующие задачи управления:

  1. Получение оперативной информации по затратам каждого центра и его структурных единиц;
  2. Анализ затрат в разрезе каждого центра;
  3. Составление бюджета расходов на предприятии и прогнозирование затрат по центрам;
  4. Получение оперативной информации для управления стоимостью, расчета объема продаж с заданной прибылью;
  5. Согласование и увязка задач производства, управления и маркетинга на долгосрочной и краткосрочной основе;
  6. Создание информационной базы для принятия управленческих решений по стратегии и тактике работы предприятия в условиях рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Необходимость изучения классификации затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли обусловлена тем, что затраты предприятия (фирмы) на производство продукции различны по своей экономической природе и величине, а следовательно, и по удельному весу в полной себестоимости. В связи с многообразием издержек производства их принято группировать и классифицировать по различным признакам в качественно однородные совокупности, что и было проделано нами выше.

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет определить место возникновения расходов, роль различных факторов в изменении всей себестоимости и отдельных статей расходов, а также исчислить себестоимость единицы продукции.

Кроме группировок затрат на производство по экономическому содержанию (по элементам затрат) и по месту возникновения и направлению (по статьям калькуляции) можно построить группировки затрат и по другим признакам.

Перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их учета регулируются законодательными и другими нормативными актами.

Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) того периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты - предварительной (арендная плата и т.п.) или последующей (оплата за время отпусков рабочих и др.). Затраты, по которым нельзя точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся, а также отдельные виды затрат в сезонных отраслях включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в сметно-нормализованном порядке.

 

Список литературы

 

  1. Алибеков Ш. И. Аудит затрат на производство. –М. :  Финансы и статистика, 2004
  2. Багиев Г. Л., Асаул  А. Н.  Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001
  3. Белый И. Н. Калькуляция себестоимости продукции. Учебник для ВУЗов. -М.: Мисанта, 1999
  4. Бухгалтерский учет. / Кондраков Н.П. - М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002
  5. Керимов В. Э.,  Минина Е. В. Управленческий учет и проблемы классификации затрат// Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2002
  6. Кивистик Т. Д. Система учета затрат на предприятии. Методические рекомендации. –М. : Дело, 2003
  7. Лагутенко И. Л. Экономика предприятия. -М.: ИНФРА, 2001
  8. Непомнящий Е. Г. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 2003
  9. Раклетов П. Д.  Учет затрат и калькуляция себестоимости. Методические рекомендации. -М.: АСТ, 2002
  10. Соколов Ю. А. Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах. –М. : Альфа-пресс, 2004
  11. Чернова Т. В. Экономическая статистика. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999

 

 

 

 

Приложение 1

1 Чернова Т. В. Экономическая статистика. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999, с. 144

2 Алибеков Ш. И. Аудит затрат на производство. –М. : Финансы и статистика, 2004. –С. 29

3 Керимов В. Э., Минина Е. В. Управленческий учет и проблемы классификации затрат// Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2002

4 Багиев Г. Л., Асаул А. Н.  Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. –С. 70

5 Кивистик Т. Д. Система учета затрат на предприятии. Методические рекомендации. –М. : Дело, 2003. –С. 38

6 Непомнящий Е. Г. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 2003. –С. 112

7 Бухгалтерский учет. / Кондраков Н.П. - М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002. –С. 131

8 Раклетов П. Д.  Учет затрат и калькуляция себестоимости. Методические рекомендации. -М.: АСТ, 2002, с. 7

 

9 Лагутенко И. Л. Экономика предприятия. -М.: ИНФРА, 2001, с. 338

10 Белый И. Н. Калькуляция себестоимости продукции. Учебник для ВУЗов. -М.: Мисанта, 1999, с. 225

11 Соколов Ю. А. Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах. –М. : Альфа-пресс, 2004. –С. 68


Информация о работе Классификация затрат для определения себестоимости и формирования прибыли