Кластерный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

В экономическую литературу понятие «кластер» было введено Майклом Портером (1990 г.), согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.
Таким образом, в кластере группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I
Сущность кластерного подхода 4
ГЛАВА II
Методы кластерного подхода 5
ГЛАВА III
Проблемы внедрения инноваций в производство 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 8

Файлы: 1 файл

кластер.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Международный университет «МИТСО»

 

Витебский филиал

 

Кафедра экономики, менеджмента и логистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

 

Реферат по дисциплине «Экономика организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 2 курса

                                                                                Группы 1163

       Мельянцева Полина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I

Сущность кластерного подхода 4

ГЛАВА II

Методы кластерного подхода 5

ГЛАВА III

Проблемы внедрения инноваций в производство 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Кластерный подход - это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.

В экономическую литературу понятие «кластер» было введено Майклом Портером (1990 г.), согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.

Таким образом, в кластере группа географически  соседствующих взаимосвязанных  компаний и связанных с ними организаций  должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью  деятельности и взаимодополнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

Сущность  кластерного подхода

 

Кластер – это сеть поставщиков, производителей, потребителей,  элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса.

Отсутствуют границы между секторами  и видами деятельности и все они  рассматриваются во взаимосвязи.

Основные характеристики кластера: 

• Входящие в кластер предприятия располагаются на относительно компактной территории.

• Предприятия должны взаимодействовать  друг с другом, формируя единые цепочки добавленной стоимости.

• Резиденты ориентированы на производство конкретной группы товаров: не бывает химического или фармацевтического кластера, эти отрасли слишком велики. Не могут предприятия выпускать и удобрения, и полимеры или,

например, косметику с лаками и красками. Должно быть четко очерчено, что именно производит кластер, и на каком сегменте рынка он фокусируется.

• Ориентация на инновационный продукт.

Преимущества кластерного подхода: 

• Большая вероятность для восприятия возможностей для инноваций (неудовлетворенные потребности, требовательный спрос, комбинирование технологий).

• Большее доверие кооперантов друг к другу за счет установления личных связей.

• Легкость в экспериментировании  за счет наличия поставщиков и организаций, которые содействуют созданию нового знания.

• Быстрое распространение нововведений за счет возможности непосредственного сравнения себя с конкурентами и духа соперничества.

• Возникают возможности для мобильности  персонала. Для переходов из одной компании в другую, из наемных работников в предприниматели и т.п.

Кластерный подход уделяет ключевое внимание анализу региональных рынков на основе создаваемых факторов производства через углубление кооперации между  предприятиями для повышения  производительности труда, позволяет  учитывать местные особенности  развития и вырабатывать адресные программы  по ускорению развития и повышению  конкурентоспособности предприятий.

 

 

ГЛАВА II

Методы  кластерного подхода

 

Выделяют следующие методы кластерного  подхода:

- Количественные:

  • Коэффициент локализации - отношение доли занятых в конкретной отрасли в общей занятости региона к доле занятых в отрасли в общей занятости в стране;
  • Географический метод - оценка расстояния между предприятиями;
  • «Затраты-выпуск» - использование таблиц «затраты-выпуск», отражающих объем сделок между компаниями, для выявления потенциальных кластеров;
  • Система индикаторов - выбор и оценка системы индикаторов, представляющих собой текущие условия и текущие показатели;
  • Регрессионный анализ - построение регрессионных моделей, выявляющих зависимость результирующих показателей и факторов.

- Качественные:

  • Интервью - углубленное интервью с руководителями предприятий - потенциальных участников кластера;
  • Анкетирование - составление анкеты для опроса потенциальных участников кластера;
  • Snowball method - «нарастающий» опрос экспертов по мере выявления новых связей между предприятиями.

- Смешанные:

  • Комплексный метод - включает количественную и качественную оценку данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

Проблемы  внедрения инноваций в производство

 

Процесс становления инновационной  экономики обнаруживает на своем  пути ряд проблем:

- неразвитость инновационной инфраструктуры;

- неготовность предприятий (а  для некоторых и невозможность  в силу неблагоприятного финансового  положения) к внедрению инноваций;

- недостаток квалифицированных  кадров на всех уровнях от  рабочих до высшего руководства;

- недостаточное взаимодействие  вузов и предприятий;

- недостаточное финансирование  науки;

- нехватка механизмов финансирования  инновационных проектов и малых  инновационных фирм;

Необходимо найти пути разрешения всех данных проблем, экономика –  цельная система и становление  новой экономики должно проходить  комплексно.

На данный момент много говорится  о создании и развитии технопарков  в стране, это конечно поможет  разить инновационную инфраструктуру, однако, необходимо единое информационно-инновационое пространство, открытое с одной стороны, и достаточно защищенное с другой.

Неготовность производств к внедрению инновации, обусловлена тем, что предприятия привыкли существовать в условиях выживания сегодня, и не всегда задумываются о том, насколько будет конкурентоспособна их продукция через 5-10 лет. Здесь также возможна помощь государства, налоговые льготы при внедрении более экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Необходимы различные госпрограммы, с одной стороны стимулирующие  развитие и внедрение инноваций, а с другой позволяющие предприятиям, внедряющим инновации в производственный процесс получить льготы, финансовую поддержку и т.д.

Способы преодоления проблем на пути становления инновационной  экономики различны, как будет  развиваться наша страна, зависит  не только от государственной политики, но и от заинтересованности малого и среднего бизнеса в развитии и внедрении инноваций, а значит в переходе экономики на новый  уровень.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост обеспечивают, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новых технологий.

Учитывая, что современные конкурентные преимущества практически полностью  обусловлены преимуществами в технологиях  производства, управления, организации  продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономической  системы возможно при комплексном  использовании теорий кластерного  механизма и современных концепций  инновационного развития.

В этой связи многие страны - как  экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных  направлений и форм предпринимательской  деятельности, в формировании и регулировании  национальных инновационных систем (НИС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Инновационная экономика на смену нефтяной игле - Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru/nomer19_200506/ec13.html. - Дата доступа: 18.04.2013 г. 

 

2. Институциональные проблемы освоения инноваций Н.И. Комков [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://institutiones.com/innovations/1507-osvoenie-innovacij.html. - Дата доступа: 18.04.2013 г.

 

3. Клейнер, Г.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории //Наука — Образование — Инновации. 2008. №7.

 


Информация о работе Кластерный подход