Коммерческая сделка как основа торгового оборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 11:20, реферат

Описание работы

Торговые сделки относятся к виду юридических сделок, к которым относится право возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся на основе коммерческих отношений. Определение торговой сделки является главным в торговом праве. Главным оно может именоваться потому, что дает определение всем другим понятиям торгового права: к купцу относится тот, кто совершает в виде промысла торговые сделки; товаром называется объект торговых сделок; коммерческий суд разрешает споры, которые возникли из коммерческих сделок; объем применений особых исключительных норм торгового права обусловливается теми же коммерческими сделками.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………...3
§1. Понятие и признаки торговой сделки………………………………….5
§2. Виды и классификация торговых сделок……………………………………………………………….……..…8
§3. Государственное регулирование торговых сделок………………………………………………………….……………12
Заключение………………………………………………..………………..18
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

торговая сделка (2).docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

     Ряд статей  ГК РФ посвящен мелким бытовым  сделкам (ст. 26, 28, 30, 172, 176). Это  сделки связанны с удовлетворением повседневных бытовых потребностей человека, осуществлять которые разрешено также малолетним (в возрасте от 6 до 14 лет), несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет) и гражданам, у которых ограничена дееспособность из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

     Одна из статей ГК РФ содержит определение «торговая сделка» – они могут  заключаться коммерческим представителем (п. 3 ст. 184 ГК РФ). Речь в таком случае идет о  сделках в предпринимательской сфере. Есть в ГК РФ упоминание также и о внешнеэкономических  сделках (п. 3 ст. 162), которые в Федеральном  законе от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» называются внешнеторговыми сделками. Таким сделкам свойственны существенные правовые особенности. Во-первых, они заключаются с иностранными юридическими и физическими лицами. Из этого следует, что они подчинены нормам международных соглашений РФ (о купле-продаже, перевозке, лизинге и др.). Во-вторых, содержат специальные условия, которые отражают международную практику (расчеты в валюте, отсылку к международным обычаям и т.д.) и к ним могут быть применены нормы не российского, а иностранного права7.

 

     §3. Государственное  регулирование торговых сделок.

     В правовые  формы публичной организации  предпринимательской деятельности  входят действия государственных  органов, связанные с регулированием и контролем в предпринимательской сфере деятельности. Публичная организация общества, включая экономику, реализовывается с помощью различных государственных органов, образование и деятельность которых определяются потребностями общества в организации конкретной его сферы.

        Механизм по обеспечении прав и интересов общества выражен в нормативных предписаниях, ограничениях и запретах, а также в процедурах их реализации и является ничем иным, как компетенция власти в отношении предпринимателя. Предъявляемые государством условия должны содержаться в четких формулировках правовых актов, которые приняты государственным органом в пределах своей компетенции. В зависимости от характера их компетенции государственные органы делятся на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Такое подразделение следует рассматривать как одну из гарантий гражданского общества и свободы предпринимательства.

     Органы  общей  компетенции выделяются тем, что  они организуют все сферы жизни общества, а не какую-либо одну из них. В той или иной степени, органы общей компетенции с присущими им методами выполняют властные функции и в сфере предпринимательства. На федеральном уровне органами общей компетенции являются Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, федеральные суды (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Конституцией РФ и соответствующие федеральные конституционные законы определяют их  правовое положение и компетенцию.

     Органы  специальной  компетенции  занимаются организацией какой-либо одной или нескольких взаимосвязанных сфер жизни общества, к примеру, социальная сфера, экономика, культура, оборона, экология и т.д. На федеральном уровне к органам специальной компетенции следует отнести Счетную палату РФ, Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства) и некоторые другие. Их правовое положение и компетенция определяют федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства.

 Государственные органы являются субъектами права и выступают в двойственных отношениях: публичных и частных. Этим предопределяется и особенность их правового положения.

     С одной  стороны, государственные  органы  являются субъектами публичного права. Для реализации своей основной деятельности они наделены компетенцией, то есть конкретными функциями власти. С помощью властных функций государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют: 1) издание нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений, инструкций и т.п.) и 2) выражение принимаемых решений в форму индивидуально-правовых актов (распоряжений, приказов, решений и т.п.).

     С другой  стороны, государственные органы - это  субъекты гражданского (частного) права. Чтобы осуществить экономическую  деятельность, направленную на обеспечение нормального выполнения основной деятельности, они наделяются правами юридического лица, то есть гражданской правосубъектностью, что способствует обеспечению их участия в гражданских правоотношениях. Государственные органы, относясь к юридическим лицам, образуются в организационно-правовых формах некоммерческих организаций (учреждения, государственной корпорации), имеют специальную правосубъектность, могут вступать в договорные отношения (к примеру, строительного подряда на ремонт здания, приобретения мебели, оргтехники и т.п.). В данных случаях государственные органы действуют не как властные органы, а как рядовые участники экономического оборота. При этом участие в экономическом обороте считается для них побочным вспомогательным видом деятельности, которое осуществляется по мере необходимости.

     Публичная  организация предпринимательства - это властная деятельность, выполняемая в рамках закона. Подчинение властной воле достигается разными методами, совмещение которых считается одним из основных качественных показателей управления обществом. Способы и средства влияния на общество (в том числе и на экономику) обусловлены объективными условиями жизни общества, которые включают в себя состояние производственных сил, характер производственных отношений, политическую обстановку, конкретные исторические условия, традиции, культуру. Классифицировать методы публичной организации общества можно произвести по разным критериям. Большое практическое значение имеют  методы прямого и косвенного воздействия на общество, разновидностями которых считаются административные и экономические методы воздействия на экономические процессы в обществе. В демократическом обществе методы экономического воздействия значатся преобладающими, а методы административного воздействия - исключительными.

     Государственное  регулирование предпринимательства выполняется для того, чтобы обеспечить общие (публичных) интересы, и направлено на обеспечение безопасности общества от вероятных неблагоприятных последствий ведения предпринимательства; обеспечение стабильных макроэкономических процессов; обеспечение конкуренции и защиту прав потребителей и т.д. Чтобы реализовать эти цели государством используются определенные средства регулирования: государственная регистрация в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; антимонопольное регулирование; государственная поддержка малого предпринимательства; государственное управление ценами на товары; техническая поддержка; налоговое и таможенное регулирование и др.8

     Действие  Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" распространяется на отношения, которые возникают между органами государственной  власти, местного самоуправления и  хозяйствующими субъектами (далее - субъекты) в связи с организацией и реализацией торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при проведении торговой деятельности. Данный  Закон не распространяет свою силу на отношения, которые включают в себя организацию и осуществление внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости. Также не входит продукция производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов. В ст. 4 Закона N 381-ФЗ указано перечисление методов государственного регулирования торговой деятельности. К ним следует отнести  установление и осуществление требований к ее организации, антимонопольное  регулирование, информационное обеспечение, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль. Пункт 2 вышеуказанной статьи не допускает использование иных методов государственного регулирования  торговой деятельности, но при этом их применение возможно, если это  предусматривает другой федеральный  закон.  Полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности устанавливают применение указанных методов государственного регулирования ст. ст. 5 - 6 Закона N 381-ФЗ.

Полномочиями Правительства РФ среди  остальных можно отнести следующие:

     1) утверждение  методики расчета  и порядка  установления субъектами  РФ нормативов  минимальной обеспеченности  населения  площадью торговых  объектов;

     2) утверждение  методики расчета объема всех  реализованных продовольственных  товаров в границах субъекта  РФ, также в границах города федерального значения, муниципального района, городского округа, в денежном выражении и определение доли объема всех реализованных товаров субъектом торговой деятельности (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) за финансовый год.

     Полномочия  федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере внутренней торговли (Министерство промышленности и торговли РФ), заключаются:

     1) в утверждении методических рекомендаций  по разработке региональных программ  развития торговли;

     2) в утверждении формы торгового  реестра, порядка его формирования  и предоставления информации, которая содержится  в нем.

     Среди полномочий  органов государственной власти  субъектов РФ следует отметить:

     1) разработку и принятие законов  субъектов РФ, других нормативно-правовых  актов субъектов РФ в области  государственного регулирования  торговой деятельности;

     2) определение нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ.

     Органами  местного самоуправления создаются условия, которые способствуют обеспечению жителей муниципального образования услугами торговли. Необходимо заметить, что данные органы внутригородских  муниципальных образований городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) имеют право создавать указанные условия только в том случае, если это разрешено законами указанных субъектов РФ как вопрос местного значения. Согласно  п. 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления также вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, которые связанны с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

     Закон N 381-ФЗ вводит специальные правила для  регулирования определенных условий  договора поставки продовольственных товаров, а именно условия о вознаграждении субъекта, который осуществляет торговую деятельность (покупателя по договору) за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара. Данный Закон устанавливает запрет на создание дискриминационных условий, навязывание каких-либо условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы. Помимо этого, рассматриваемым Законом предусмотрено ограничение на применение посреднических договоров при продвижении продовольственных товаров, ограничение в отношении определенных субъектов торговой деятельности, которые организуют торговую деятельность через торговые сети, на приобретение и аренду дополнительной площади торговых объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

     Определение торговой (коммерческой) сделки известно лишь странам, у которых законодательство  с дуалистической системой частного права, тогда как праву государств, у которых единая система гражданского права, к примеру, английскому и итальянскому, это понятие не известно. Все сделки, совершаемые коммерсантами и не коммерсантами, подчинены одним и тем же правилам.

     Из-за широкого толкования определения торговой сделки таковыми считаются в праве и практике, в сущности, все хозяйственные сделки, а именно: сделки, которые вытекают из производства деятельности предприятий в промышленной, сельскохозяйственной, строительной и иных сферах; сделки коммерческих, банковских и других организаций, относящиеся к обороту товаров и денег; сделки транспортных, страховых, экспедиционных предприятий, связанных с перевозкой, хранением, страхованием и иными операциями по обращению товаров; сделки по увеличению прибыли в промышленной и торговой деятельности, к примеру, аренда для торгового предприятия, реклама товаров и т. д.

     Большая часть исследователей относит следующие признаки к торговой сделке:

     •особый субъектный  состав участников торговой сделки;

     •цель, для которой заключаются коммерческие сделки. Сделка считается торговой, она совершается в целях получения прибыли;

     •возмездный  характер торговых сделок.

     Из этого следует, что торговой сделкой является заключаемая на возмездной основе сделка в сфере торговых отношений, совершенная субъектами коммерческой деятельности или с их участием и направлена на извлечение прибыли от торговых операций9. Природа предпринимательских отношений (предмет  правового регулирования) определяет природу правовых норм (метод правового  регулирования), которые регулируют эти отношения - предпринимательское право как частное право. Взаимодействие норм предпринимательского права и норм публичного права, управляющие общественными отношениями в  сфере предпринимательства, выражено в предпринимательском законодательстве и направлено на обеспечение комплексного правового регулирования соответствующей сферы общественной жизни.

     Вопрос  о  соотношении административного  и гражданско-правового методов  управления является очень  важным в условиях складывающегося российского предпринимательского законодательства. Чрезмерное давление со стороны административного регулирования способствует созданию неоправданных препятствий и барьер для входа на рынок и конкуренции. В свою очередь, исключая административное регулирование и переходя на частноправовые методы, не позволит обеспечить защиту общих (публичных) интересов и создаст почву для злоупотребления монопольными (частными) интересами тех или иных групп субъектов рынка.

Информация о работе Коммерческая сделка как основа торгового оборота