Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:28, доклад
Понятия инжиниринг и реинжиниринг появились относительно недавно, но уже начинают занимать прочные позиции в деятельности многих предприятий и фирм.
Инжиниринг — это совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение оптимальных результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения, за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и факторов осуществляемых проектов.
КОНЦЕПЦИЯ ИНЖИНИРИНГА И РЕИНЖИНИРИНГА МАЛОГО БИЗНЕСА
Понятия инжиниринг и реинжиниринг
появились относительно недавно, но
уже начинают занимать прочные позиции
в деятельности многих предприятий
и фирм.
Инжиниринг —
это совокупность интеллектуальных видов
деятельности, направленных на получение
оптимальных результатов от капиталовложений
или иных затрат, связанных с реализацией
проектов различного назначения, за счет
рационального подбора и эффективного
использования материальных, трудовых,
технологических и финансовых ресурсов,
а также методов организации и управления
на основе научно-технических достижений
и с учетом конкретных условий и факторов
осуществляемых проектов.
Известно и другое определение инжиниринга.
Инжиниринг —
это работы исследовательского, проектно-конструкторского,
расчетно-аналитического характера; подготовка
технико-экономических обоснований проектов,
выработка рекомендаций в области организации
производства, комплексная инновационная
технология, наиболее полно охватывающая
все этапы инновационного цикла — от маркетинга,
предпроектного обследования, бизнес-планирования
и создания разработки до комплексной
поставки оборудования, кадрового сопровождения,
сдачи объекта "под ключ" и последующего
сервисного обслуживания. Такие инженерно-консультационные
работы и услуги выполняют на платной
основе (по контракту) специальные независимые
инжиниринговые компании.
Цель инжиниринга
— получение заказчиками и инвесторами
наилучших результатов бизнес-процесса.
Она достигается путем разработки проектов
с учетом высоких технологий; инновационного
проектирования и выбора наилучшего проектного
решения с учетом многокритериальных
оценок; системного подхода к реализации
проектов, а также использования современных
методов организации и управления на всех
стадиях осуществления проектов.
Инжиниринг как особый вид научно-производственной
деятельности имеет специфические особенности.
Воплощение инжиниринга осуществляется
не в вещественной форме продукта, а в
некотором полезном эффекте, который может
в ряде случаев иметь материальный носитель
(например, проектно-технологическая документация).
Инжиниринговые услуги могут не иметь
материального носителя, (например, обучение
специалистов).
Инжиниринговые услуги связаны с подготовкой
и обеспечением процесса производства
и реализации материальных благ. Услуги
непроизводственного характера не входят
в состав инжиниринга. Этим он отличается
от услуг в сфере конечного потребления,
финансов, торговли.
Оказание инжиниринговых услуг обычно
сочетается с продажей "ноу-хау".
При этом передача "ноу-хау" может
носить скрытый характер, не выделяться
в самостоятельную сделку, что ведет к
смешиванию понятий "инжиниринговые
услуги" и "обмен технологией".
Инжиниринговые услуги — способ передачи
технологических и других знаний.
Инжиниринговые услуги являются воспроизводимыми,
тогда как продажа лицензий и "ноу-хау"
— это реализация новых, в данный момент
не воспроизводимых знаний производственного
и иного назначения.
Инжиниринговые услуги могут быть разделены
на две большие группы: услуги по подготовке
производственного процесса; услуги по
обеспечению производства и реализации
продукции.
К первой группе относятся предпроектные,
проектные и послепроектные услуги, а
также специальные услуги, обусловленные
контрактными требованиями.
Ко второй группе относятся работы, связанные
с оптимизацией процессов управления
предприятием, реализации и эксплуатации
продукции.
Реинжиниринг
— это фундаментальное перепроектирование
бизнес-процессов с целью существенного
улучшения показателей по затратам, качеству
продукции и уровню обслуживания, достигнутых
в результате инжиниринга. При этом реинжиниринг
представляет собой совместное (параллельное)
проектирование новых бизнес-проектов
и информационной сети. Поэтому в реинжиниринге
участвуют специалисты в области менеджмента,
информатики.
В ходе реинжиниринга предприятие (фирма,
компания) заново определяет содержание
своей деятельности, и акценты переносятся
на разработку новых наукоемких товаров
и изделий, выполнение конкурентоспособных
заказов, послепродажное обслуживание
в целях удовлетворения возрастающих
потребностей заказчиков (клиентов), которые
диктуют производителям (поставщикам),
что производить и по какой цене.
Не существует понятия "клиент вообще".
Есть "конкретный клиент" — тот, с
кем продавец имеет дело в настоящий момент,
поскольку жизненный цикл товаров и услуг
сегодня постоянно изменяется.
Выход из создавшегося положения заключается
в изобретении новых товаров и услуг, в
значительном улучшении качества работы
по сравнению с конкурирующими- фирмами.
Однако многие предприятия малого бизнеса,
играющие весьма существенную роль в научно-производственной
сфере, как правило, не могут из-за своего
экономического потенциала содержать
значительные научные структуры, способные
проектировать новую оригинальную продукцию
и сложные машинно-технические системы.
Поэтому в последние годы растет число
фирм, специализирующихся на инжиниринговых
услугах и располагающих при этом высококвалифицированным
персоналом.
Появление инжиниринговых организаций
не случайно: они способствуют достижению
основной стратегической цели предприятия
(фирмы) — выпуску продукции высокого
качества. В настоящее время качество
становится системообразующей категорией,
относящейся ко всем этапам деятельности
фирмы, а постоянное повышение уровня
качества продукции становится способом,
обеспечивающим существование предприятия
(фирмы).
Важное значение имеет законодательная
база фирмы. Если в стране приняты правительственные
программы по поощрению небольших фирм,
ускорению промышленного развития, то
вероятность коммерческой реализации
знаний и опыта увеличивается. Известно
и стимулирующее воздействие инжиниринга
(реинжиниринга) на экспорт продукции,
объем продаж которой более чем на порядок
превышает оплату знаний и опыта. Но в
настоящее время наметились тенденции
выпуска только такой продукции, которая
удовлетворит потребителя с позиции инжиниринга
и "ноу-хау"
Задача
Запишем в самом общем виде годовой фактический объем работы (или годовой результат — Гр), выполняемый изделием в рамках производственной системы:
Гp= Sф . Фф . N, (3.4)
где Sф — фактическая часовая производительность единицы изделия;
Фф — фактическое время работы единицы изделия в течение года, час;
N —
количество эксплуатируемых
Поскольку нас интересуют в основном сравнительные результаты изменения паспортной производительности изделия, то для обеспечения сопоставимости необходимо принять для двух сравниваемых видов изделий одинаковый годовой результат от их функционирования.
Тогда можно будет записать:
Гp = Sф1 . Фф1 . Sф2 . N 2 (3.5)
В этой формуле все параметры с индексом “1” относятся к базовой, а с индексом “2” — к новой продукции.
Из
полученной формулы следует, что
фактический рост производительности
продукции будет иметь место
только в том случае, если для
выполнения одинакового объема работы
требуется различное количество
базовой и новой продукции, т.е.
N1 = N2. Проанализируем, когда такое
соотношение при повышении
При анализе примем, что фактическое время работы каждой единицы продукции (базовой и новой) будет одинаковым, т.е. Фф2 = Фф1.
Аналитическая задача сводится к тому, чтобы установить те конкретные производственные условия, при которых рост паспортной производительности изделия (т.е. Sn2 > Sn1) не вызовет прироста его фактической производительности (т. е. когда коэффициент y останется равным единице). Чтобы это установить, необходимо проводить анализ с позиций системного подхода.
В
любой функционирующей
Предположим, что в производственной системе (исключая само анализируемое изделие) имеется “узкое” звено, которое обусловливает использование не только изделия, но и всей подсистемы в целом с определенным уровнем производительности.
Тогда в первом случае повышение паспортной производительности изделия ничего, кроме дополнительных затрат, обеспечить не сможет. Система не позволяет в процессе эксплуатации использовать прирост паспортной производительности изделия. Другими словами, если оперировать показателями формулы 3.7, то во сколько раз возрастет паспортная производительность изделия (увеличение Sn по сравнению с Sn2), во столько же раз ухудшится использование этой производительности (сокращение -Э2 по сравнению с -Э1). В результате фактическая производительность продукции останется на прежнем уровне, т.е. нисколько не повысится, так как Sф2 = SФ1, а - = 1.
Аналогичная картина будет наблюдаться и во втором случае. В третьем случае, по сути дела, само изделие было “узким” звеном в системе, и повышение паспортной производительности приведет не только к росту этого показателя у изделия, но и повысит эффективность эксплуатации системы в целом. Все это обусловливается тем, что повышение Sn2 по сравнению с Sn1 сопровождается полным использованием паспортной производительности как у базовой, так и у новой продукции, т.е.
-Э1= -Э2= 1, - > 1
В четвертом случае результат будет примерно таким же, что и в третьем случае, но полностью использовать прирост паспортной производительности изделия не удастся. При этом можно провести глубокий экономический анализ использования на практике приращения паспортной производительности новой модели продукции.
При проведении анализа надо учитывать, что точность проводимых расчетов всецело зависит от точности используемой исходной информации. Вот почему для того чтобы иметь действительную возможность повышать качество продукции, наращивать ее технические параметры и максимально использовать их на практике, повышать эффективность продукции, необходимо изучать потребителей, т.е. существующие у них условия эксплуатации продукции, используемые производственные системы, степень концентрации работ, потребность в тех или иных качественных параметрах продукции и т.п. Только в этом случае можно быть уверенным, что реинжиниринг продукции принесет действительную пользу.
Инновационный характер реинжиниринга
заключается в том, что разрабатывается
совершенно новый деловой процесс,
а его реализация дает дерево последующих
инноваций в состоянии других
элементов производственно-
Инжиниринг бизнеса – это набор многих приемов и методов, которые компания использует для проектирования и развития бизнеса в соответствии со своими целями.
Выживание организаций в современных условиях динамично изменяющихся рынков возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи решаются при проектировании и развитии какого-либо дела и организации. Обобщение практики и теоретическое представление о подобного рода задачах инновационного преобразования организаций в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.
Реинжиниринг– это, фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких (скачкообразных) улучшений в таких решающих показателях деятельности, как стоимость, качество, сервис и темпы
Методики инжиниринга включают:
• пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;
• систему обозначений (язык), описывающую проектирование бизнеса; -
• эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.
Инжиниринг бизнеса направлен
на организацию коммерческого
1. Эволюционные, ведущие
к постепенным улучшениям, усовершенствованиям,
имеющие вид рационализации
2. Радикальные, ведущие
к глобальным изменениям, имеющие
вид изобретений новых деловых
процессов. Второй класс задач
решается методом
Реинжиниринг представляет
собой разновидность метода инжиниринга.
Направлен реинжиниринг на решение
особо сложных задач
Таким образом, инжиниринг включает два принципиально разных подхода:
1) усовершенствование процесса
(как раз улучшения
2) реинжиниринг или
Следовательно, реинжиниринг возможен лишь при переосмыслении фундаментальных основ деятельности фирмы, а именно при ответе на вопросы:
1) почему она делает то, что делает?
2) почему она делает это таким способом?
3) какой хочет стать фирма?
При поиске ответа на эти
вопросы специалисты выявляют и
переосмысливают правила и
Радикальное перепроектирование деловых процессов затрагивает корни явлений, а не поверхностные изменения, когда отбрасываются все существующие структуры и процедуры и предлагается совершенно новый способ выполнения работы, то есть изобретение, а не модификация.
Резкие (скачкообразные) улучшения на порядок (по крайней мере в 10 раз) означают не менее чем 90%-ное сокращение стоимостных или временных затрат либо 90%-ное повышение качества.
К.В. Ахтырченко, Т.П. Сорокваша
Труды Института Системного Программирования
РАН
Результаты исследований состояния
информатизации в различных организациях
позволяют сделать вывод, что
в настоящий момент большинство
из них уже имеет некоторые
информационные системы (ИС). Эти ИС
в различной степени
Исследования проектов информатизации,
и, в первую очередь, проектов разработки
ИС так же показывают, что создание
новой информационной системы в
большинстве случаев
По сути, сегодня можно говорить, что эра, когда разработчики ИС приходили в организацию и начинали проекты информатизации «с нуля», прошла. Наступает время проектов по систематической трансформации существующих ИС или эра реинжиниринга ИС.
Следствием сложившейся
Ситуация осложняется тем, что в настоящий момент различными исследователями и практиками понятие реинжиниринга ИС трактуется по разному. Во многом это обусловлено необычайно широким спектром задач по реинжинирингу, с которыми приходится сталкиваться в реальных проектах.
Сегодня в мире существует большое количество подходов, методов и технологических решений, напрямую или косвенно соотносимых с деятельностью по реинжинирингу ИС. Однако они не интегрированы на уровне методологий (процессов разработки). Как результат, можно наблюдать наличие огромного количества методологий, где основной акцент сделан на разработку ИС «с нуля», и практическое отсутствие «стройных» методологий, целью создания которых являлось бы комплексное, целостное решение задач реинжиниринга ИС.
В настоящей статье исследуются существующие подходы, методы и технологии реинжиниринга ИС, предлагается подход к их классификации. На основании результатов исследований и вводимой классификации дается оценка текущего состояния в данной области.
Заметим, что в процессе написания
статьи не ставилась цель исследовать
все решения в области
Информация о работе Концепция инжинирнга и реинжиниринга малого бизнеса