Концепция ограниченной рациональности: поведение потребителей и производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучить теорию ограниченной рациональности, разработанную Г.Саймоном. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) исследовать классическую модель «экономического человека», выявить допущения, используемые при анализе поведения человека; 2) анализ целей деятельности фирм в рамках модели «экономического человека» для последующего сравнения с целями, предложенными теорией Г. Саймона; 3) рассмотреть недостатки классической теории, выдвинутые Г.Саймоном; 4) рассмотреть этапы и специфику принятия решений в теории ограниченной рациональности, а также приемлемые механизмы и технику управленческих решений; 5) выявить и исследовать основания, обусловливающие деятельность, их влияние на само принятие решений.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………….2
2. Задачи культуры……………………………………….....3
3. Единство и разнообразие культуры………………………………..5
4. Общество и культура………………………………….6
5. Культура и труд……………………………………………..7
6. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека…….9
7. Культура и традиция……………………………………………………..10
8. Культура и цивилизация…………………………………………………12
9. Культура и религия……………………………………………………....13
10. Заключение……………………………………………………………….14
11. Список используемой литературы……………………………………..15

Файлы: 1 файл

институциональная эконмика..docx

— 66.56 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт сокращенной  подготовки

 

Кафедра экономической теории и предпринимательства

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Институциональная экономика»

 

на тему:

 

«КОНЦЕПЦИЯ ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

 

 

 

Выполнил: пупкин А.Л.

Группа: ЦМ-12

Руководитель:

пупкина ва

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Оглавление

  1. Введение………………………………………………….2
  2. Задачи культуры……………………………………….....3
  3. Единство и разнообразие культуры………………………………..5
  4. Общество и культура………………………………….6
  5. Культура и труд……………………………………………..7
  6. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека…….9
  7. Культура и традиция……………………………………………………..10
  8. Культура и цивилизация…………………………………………………12
  9. Культура и религия……………………………………………………....13
  10. Заключение……………………………………………………………….14
  11. Список используемой литературы……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях стремительно развивающейся экономики механизмы  и процессы принятия решений являются важными аспектами не только эффективности  управления организацией, но и деятельности отдельного субъекта. Причем, человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент. В качестве основополагающей посылки  используется тезис о возможности  адаптировать средства к целям, действовать  в соответствии с задачами и складывающимися  обстоятельствами, выбирать наилучший  из альтернативных вариантов.

К настоящему времени сложилось  достаточно много школ, описывающих  процесс принятия решений в различных  областях экономики (чаще всего —  внутри организаций и фирм, но также  и применительно к домашним хозяйствам). Одной из наиболее значимых среди них является поведенческая экономическая теория. Эта теория пытается исследовать реальное поведение экономических субъектов и стремится построить обобщенную модель принятия решений. Признанным основоположником поведенческой экономической теории считается нобелевский лауреат, американский экономист, профессор психологии и информатики Герберт Саймон. Изучению проблемы создания научных основ управленческого поведения и принятия решений в больших организациях он посвятил всю жизнь и приложил немало усилий для того, чтобы убедить своих коллег, других экономистов, в том, что их представление об «экономически мыслящем человеке» как о калькуляторе, молниеносно подсчитывающем затраты и прибыль, не соответствует действительности.

Подход, разработанный Г.Саймоном, применим в случаях, когда полноценное применение рациональной модели оказывается невозможным из-за нехватки времени, недостаточности исходной информации или отсутствия возможности эффективной обработки или анализа этой информации (методов, моделей, компетенций персонала). В этом случае для определения стратегии рассматриваются не все возможные альтернативы, а только некоторая (как правило, относительно небольшая) их часть. При этом люди не стремятся построить оптимальную стратегию, а стараются найти некоторый приемлемый вариант - не обязательно оптимальный, но в то же время устраивающий всех.

Цель моей работы - изучить  теорию ограниченной рациональности, разработанную Г.Саймоном.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

1) исследовать классическую модель «экономического человека», выявить допущения, используемые при анализе поведения человека;

2) анализ целей деятельности фирм в рамках модели «экономического человека» для последующего сравнения с целями, предложенными теорией Г. Саймона;

3) рассмотреть недостатки классической теории, выдвинутые Г.Саймоном;

4) рассмотреть этапы и специфику принятия решений в теории ограниченной рациональности, а также приемлемые механизмы и технику управленческих решений;

5) выявить и исследовать основания, обусловливающие деятельность, их влияние на само принятие решений.

Данная курсовая работа содержит две главы, каждая из которых состоит  из нескольких параграфов. В первой главе рассматриваются понятия  «экономический человек», «максимизация», а также основные направления  деятельности фирм, допущения, принятые при анализе этой деятельности, и  критика классической теории. Во второй раскрывается сама теория Г. Саймона, процессы принятия решений и предпосылки, влияющие на направления деятельности.

Для написания курсовой работы были использованы учебники американских учёных Роберта Пиндайка и Дениеля Рубинфельда, русских авторов Р. М. Нуреева и В.М. Гальперина, монографии, а также статьи из журнала «Проблемы теории и практики управления» и др.

 

 

1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ  «ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ»

теория ограниченная рациональность саймон

1.1 МОДЕЛЬ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ЧЕЛОВЕКА»

 

Экономическая теория со времени  своего возникновения, как самостоятельной  области знания, использовала модель экономического человека. Создание такой  модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации  в хозяйственной деятельности индивидов. Но как справедливо отмечал Саймон, усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора в экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «неоклассическая теория исследует, по сути, не процесс выбора, а его результаты».

В современной научной  литературе для обозначения «экономического человека» используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

• Четкость проблемы (проблема ясная и однозначная). Для принятия рационального решения проблема должна быть определена четко и однозначно. Предусматривается, что лицо, которое принимает решение, имеет полную информацию о ситуации, относительно которой принимается решение.

• Ориентированность на достижение цели (возможное достижение одной, четко определенной цели). При рациональном принятии решения конфликт по поводу цели даже не возникает. Независимо от того, какое решение необходимо принять - выбор модели нового компьютера или ВУЗ для учебы, определения оптимальной стоимости новой продукции или подбор подходящего кандидата на вакантную должность, - лицо, которое принимает решение, имеет единственную и четко определенную цель, которую и пытается достичь.

• Знание вариантов (все  варианты и последствия выбора известны). Предусматривается, что лицо, которое принимает решение, мыслит творчески, может определить все соответствующие критерии и перечислить все жизнеспособные варианты. Более того, данное лицо осознает все возможные последствия выбора каждого из имеющихся вариантов.

• Четкость преимуществ (преимущества ясны). Рациональность решения допускает, что все критерии и варианты можно четко классифицировать по степени важности.

• Постоянство преимуществ (преимущества постоянные и стабильные). В добавление к точно определенной цели и преимуществам предусматривается, что избранные конкретные критерии, которые влияют на решение, носят постоянный характер и что степень важности, назначенная им, также неизменная в течение всего периода принятия решения.

• Отсутствие временных или материальных ограничений. Предусматривается, что лицо, которое принимает полностью рациональное решение, может собрать полную информацию обо всех критериях и вариантах, поскольку оно не ограниченно никакими временными или стоимостными рамками.

• Максимальная отдача. Лицо, которое принимает полностью рациональное решение, всегда выбирает вариант, способный дать максимальные результаты.

Но рациональность - это  еще далеко не все, что определяет поведение экономического агента. Он не существует обособленно от окружающих предметов и таких же агентов  как он, поэтому необходимо рассмотреть  и ограничения, с которыми сталкивается человек в процессе принятия решения или осуществления выбора.

Неоклассическая теория здесь  исходит из предположений, что все  потребители знают, чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально. Для упрощения анализа неоклассики взяли «усредненную» функцию полезности, где не учитываются ни разнообразие возможностей максимизации при постоянной величине дохода, ни различия между субъективными стремлениями использовать имеющиеся ресурсы и объективными возможностями. Следовательно, так как предпочтения известны, то решением функции полезности будет определение неизвестных результатов индивидуального выбора.

Однако, ценность теории, предсказывающей  выбор потребителя или другого  экономического субъекта, будет высока тогда, когда окружающая ситуация остается относительно стабильной, а потенциалы, заложенные в ней являются доступными для принятия и переработки человеческими  возможностями. Тем более, что существуют кроме вышеперечисленных внешних еще и внутренние препятствия, от которых неоклассики просто абстрагируются.

Следуя неоклассикам, можно представить человека как совершенное существо, полностью владеющее собой и своими собственными поступками. Он также оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразиться на его решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и средством. Одно и другое берется уже заранее известными, и возможность того, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством и наоборот – отсутствует.

Таким образом, анализ экономического поведения людей в рамках модели «экономического человека» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.

 

1.2 ФИРМА КАК «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК»

 

В последнее время в  поле зрения ученых, специализирующихся в области экономической теории, оказалось предприятие в качестве важной части экономической системы.

В теории экономики существует несколько подходов в объяснении природы и причин возникновения  предприятия. Исторически первой сложившейся  моделью предприятия является неоклассическая, в рамках которой предприятие определяется в качестве способа рационального распределения и объединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. Предприятию своевременно и должным образом необходимо реагировать на изменение рыночной ситуации. Следует при этом всегда стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами, увеличивая первые и уменьшая последние.

Максимизация - выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной.

Предположение о максимизации прибыли часто используется в  микроэкономике, так как оно позволяет  достаточно точно прогнозировать поведение  фирм, избегая ненужных аналитических  усложнений. Но максимизируют ли фирмы  прибыль на самом деле? Этот вопрос не решен.

Существует положение, согласно которому главной целью деятельности фирм является максимизация прибыли. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

Информация о работе Концепция ограниченной рациональности: поведение потребителей и производителей