Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 19:31, курсовая работа
Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Контроллинг: понятие, цели и задачи………………………………………..5
2 Причины возникновения контроллинга и основные этапы развития……...8
3 Роль контроллинга в системе управления и развития предприятия……….11
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19
Сложившиеся концепции контроллинга делятся на три группы:
3 Роль контроллинга в системе управления и развития предприятия
На таблице 1 представлена схема роли контроллинга в процессе упраления.
Процесс управления |
Роль контроллинга в управленческом процессе |
Планирование |
- координация различных планов и разработка консолидированного плана в целом по предприятию; - разработка методики - разработка графика - предоставление информации для составления планов; - проверка планов, составленных подразделениями предприятия. |
¯ |
¯ |
Организационная работа |
- учет и контроль затрат и результатов по подразделениям |
¯ |
¯ |
Стимулирование |
- стимулирование выполнения |
¯ |
¯ |
Продолжение таблицы 1
Контроль и регулирование |
- сравнение плановых и - установление допустимых - анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений |
¯ |
¯ |
Анализ решений, информационные потоки |
- участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы (постановка задачи для программистов); - сбор наиболее значимых для
принятия управленческих - консультации по выбору - разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений |
Таблица 1-Роль контроллинга в процессе управления
Формирование и реализация стратегического плана наиболее успешно осуществляются при использовании метода контроллинга. Основной функцией контроллинга является выполнение комплекса разнородных взаимосвязанных операций, требующих применения научнообоснованной методологии. Велика роль контроллинга при осуществлении контроля реализации стратегических планов, который наиболее эффективен в форме мониторинга. Для этого необходимо разработать технологическую схему мониторинга, определить сроки и место его проведения, установить ответственных исполнителей, сформировать виды учетных документов и выработать порядок и способы использования информационно-коммуникационных технологий. Необходимо также заранее определить допустимые отклонения фактических значений контролируемых параметров от их нормативных величин.
Служба стратегического контроллинга формирует необходимую информацию, используемую группами стратегического планирования при разработке и обосновании планов. При этом определяются наиболее приемлемые формы, порядок и периодичность представления материалов пользователям.
Реализация стратегического плана осуществляется в форме текущих планов, что требует соответственно функционирования контроллинга в данной области. Оперативный контроллинг ориентирован на формирование информации о краткосрочных результатах деятельности предприятия. Это требует применения инструментария, принципиально отличающегося от имеющегося в стратегическом контроллинге. Однако эти различия инструментария не должны нарушать требования единства и сопоставимости методологии. В противном случае окажется невозможно агрегировать и дифференцировать однотипную информацию. Стратегический контроллинг непосредственно связан с оперативным контроллингом, он определяет его цели и задачи. В рамках оперативного контроллинга должны формироваться нормативы и пороговые значения основных экономических показателей.
В наиболее полном и систематизированном виде сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга может быть представлена в виде таблицы (табл. 2).
Начальным звеном в процессе управления предприятием выступает обоснование целей хозяйственной деятельности, которые подразделяются на стратегические и оперативные и осуществляются в рамках соответствующего вида планирования. Стратегические цели являются наиболее широкими, определяют политику организации и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Они носят общий характер и распространяются на всю деятельность компании, ответственными за их исполнение являются высшие должностные лица или органы управления компании: генеральный директор, совет директоров. Примерами стратегических целей могут служить оптимизация политики компании в рыночной среде, регулирование стоимости акций компании, решение вопросов сырьевого обеспечения и т. п.
Стратегический менеджмент конкретизируется и реализуется в рамках оперативного менеджмента. Соответственно стратегический контроллинг находит свое прикладное воплощение в оперативном контроллинге. Единство стратегического и оперативного контроллинга заключается в общей методологической базе. Вместе с тем эти виды контроллинга располагают каждый своим специфическим инструментарием, который должен быть сопоставимым и соответствовать единым методологическим основам. Это обязательное условие обеспечивает возможность агрегирования, сравнительного анализа и дифференциации массивов информации в ходе экономического анализа. Оперативный контроллинг призван обеспечить методическое информационно-аналитическое сопровождение процессов текущего планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии.
Таблица 2- Особенности оперативного и стратегического контроллинга
Роль контроллинга в формировании стратегических
и текущих планов управления деятельности
предприятия имеет два аспекта. Первый
аспект – теоретико-методологический,
который состоит в том, что цели управления
определяют саму необходимость создания
системы контроллинга. Весь смысл контроллинговой
деятельности заключается в высококачественном,
комплексном методическом обеспечении
достижения целей управления. Чем сложнее
цели управления экономической системой
и способы их достижения, тем настоятельнее
необходимость создания контроллинга.
Второй аспект – операционный, состоящий
в использовании контроллинга в качестве
инструмента реализации каждой функции
управления предприятием.
Контроллинг представляет инструмент комплексного методического и информационно-аналитического сопровождения основных функций управления предприятием, важнейшей из которых является стратегическое планирование. Чтобы более четко представить роль контроллинга в стратегическом планировании, рассмотрим эту функцию в контексте полного перечня функций контроллинга в сфере управления предприятием. В табл. 3 в систематизированном виде представлены характеристики места и значения контроллинга в управленческом процессе на предприятии.
Продолжение таблицы 3
Рисунок 3- Контроллинг в управленческом процессе на предприятии
Заключение
Учитывая, что наша экономика находится в глубоком кризисе, программа правительства по стабилизации экономики включает ряд рациональных мер (реформирование экономики, реформа налоговой системы) по выходу страны из кризиса.
Мировой опыт показывает, что выход из кризиса облегчается за счет «новых» технологий управления бизнесом – долгосрочного планирования и системы контроллинга.
Технология действительно новая, несмотря на более чем 70летний опыт в долгосрочном планировании в России. Дело в том, что долгосрочное планирование от социалистического отличается по ряду параметров. Главное – планировать необходимо не в плановой экономике, а в условиях рынка. Поэтому, планирование должно быть построено на основе многоальтернативности.
Основа планирования полностью меняется. Все что мы планируем (показатели, тенденции, мероприятия) должно поддаваться оперативному и стратегическому учету, контролю и управлению.
Долгосрочное планирование должно базироваться на стройной системе учета. Главный девиз: «планировать то, что поддается учету, контролю и управлению».
Долгосрочное планирование должно основываться на системе контроллинга.
Контроллинг имеет стратегическое значение в анализе внешней и внутренней среды. Контроллинг отвечает за выработку и последующую возможную корректировку глобальных и локальных стратегий.
Список литературы
1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг. –М., 2009.
2. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг. –М.: Омега, 2010.
3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии. –Минск, 2012.
4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии. –М.: ИнфраМ, 2008.
5. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. –М.: Проспект, 2007.
6. Писчасов Ф., Попов Е. Инструментарий контроллинга на предприятии// Проблемы теории и практики управления. 2010.
7. Стратегический менеджмент/Под ред. А.Н. Петрова. –СПб: Питер, 2012.
8. Трифонов Ю.В., Малышенков П.В., Ананьев Ф.Ю. Прогнозирование и планирование в экономических системах. –Н.Новгород, 2008.
9. Управление организацией/Под ред. А.Г. Поршнева. –М, 2012.
10. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент. –М.: Дело и Сервис, 2010.
Доклад.
Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.
Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.
Основная задача стратегического контроллинга - сопровождать и поддерживать стратегический план относительно обеспечения его жизнеспособности.
Оперативный контроллинг координирует
процессы оперативного планирования,
контроля, учета и отчетности на предприятии
при поддержке современной информационной
системы.
Основной задачей оперативного
контроллинга является обеспечение методической,
информационной и инструментальной поддержки
менеджеров предприятия для достижения
запланированного уровня прибыли, рентабельности
и ликвидности в краткосрочном периоде.
В отличие от стратегического
контроллинга оперативный контроллинг
ориентирован на краткосрочный результат,
поэтому инструментарий оперативного
контроллера принципиально отличается
от методик и инструментов стратегического
контроллера.
В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.
В последние годы контроллинг
является неотъемлемой частью
системы долгосрочного
В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.