Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 14:40, контрольная работа
1. Понятие и реализация управленческих решений, их виды.
2. Понятие и классификация предприятий. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий. Организационно-правовые формы организации (предприятия), их сущность и особенности.
3. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве, ее содержание.
ГПОУ «Коми республиканский агропромышленный техникум»
По дисциплине: «Экономика организации»
Выполнил (а):
студент 5 курса заочного отделения
Козлов Владимир
Владимирович
Шрифт: «125»
Проверил:
Вопрос 5. Понятие и реализация управленческих решений, их виды.
Ответ: Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Глобальной целью разработки и принятия любого управленческого решения является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.
Важнейшие требования к управленческим решениям:
· реализуемость;
· эффективность, иногда - оптимальность.
Основные признаки управленческих решений:
· наличие альтернатив;
· существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
· волевой акт.
Волевой акт при разработке и принятии управленческого решения может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации управленческого решения, принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.
Так же можно выделить в управленческой деятельности четыре класса наиболее распространенных проблем, к которым относят:
1. Стандартные проблемы. Они требуют применения инструкций, установленных руководителем правил для своего решения Пример - прием или увольнение сотрудников в организации.
2. Хорошо структурированные
3. Слабо структурированные
4. Неструктурированные проблемы.
С точки зрения содержания все множество возможных задач управления можно разделить на следующие типы:
-распознавания образов (идентификация);
-оценивания;
-синтеза возможных вариантов;
-анализа проблем;
-факторов;
- анализа тенденций;
-прогнозирования;
-планирования;
-программирования
(составления программ
-организации и оперативного управления;
- реализации принятых решений;
-контроля.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
• метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
• метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
• метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
· стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.)
· подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
· сфера действия (технические, экономические и др. решения);
· цель (коммерческие и некоммерческие решения);
· ранг управления (верхний, средний, низший);
· масштабность (комплексные и частные решения);
· организация выработки (коллективные и личные решения);
· продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
· объект воздействия (внешние и внутренние);
· методы формализации (текстовые, графические, математические);
· формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
· сложность (стандартные и нестандартные);
· способ передачи (вербальные, письменные, электронные).[3]
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:
Классификационный Признак |
Группы Управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные - Нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические - Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные - Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные - Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые - Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные - Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные - Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные - Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные - Недокументированные |
Характер использованной информации |
Детерминированные - Вероятностные |
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий.
Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников.
Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.
Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и “размывает” ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
Способ фиксации решения. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п. ), и недокументированные ( не имеющие документальной формы, устные ). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономика организации"