Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:26, контрольная работа
Понятие конкурентоспособности фирмы. Внешние и внутренние факторы обеспечения конкурентоспособности.
Пути и факторы повышения эффективности производства
Понятие и классификация показателей эффективности производства.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика фирмы»,
направление
«Экономика», бакалавриат,
Под конкурентоспособностью предпр-ия понимается способность предпр-ия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финанс., производств. и труд. потенциал. Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью. Конкурентоспособность продукции в условиях рынка зависти от: цены, качества. Цдог=Издержки + прибыль Цдог=Спрос – предложение Цдог= Цj < Цi < Цn - конкуренты. Качество товара означает надежность, эстетичность, безопасность, экономичность, эргономичность. Качество должно являться не одним из направлений деятельности фирмы, а непрерывным процессом, затрачивающим все функции предприятия. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
Цель предприятия – получить прибыль. Чтобы мах-ть прибыль предприятие может: устанавливать цены; формировать затраты; определять объемы производства; выбирать номенклатуру и ассортимент продукции. Причем выбирая свое поведение на рынке фирма должна учитывать поведение конкурентов.
Производство
— это процесс изготовления материальных
благ или процесс использования рабочей
силы, оборудования в сочетании с природными
ресурсами и материалами для изготовления
необходимых товаров и выполнения услуг.Организация
производства обеспечивает согласованное
функционирование всех факторов производства,
их пропорциональное количественное соотношение,
взаимозаменяемость и т.д.В реальной жизни
в пределах используемой технологии предприниматель
стремится найти наилучшее сочетание
факторов производства (труд, земля, капитал),
с тем чтобы достичь наибольшего выхода
продукции. Отношение между любым набором
факторов производства и максимально
возможным объемом продукции, производимой
из этого набора факторов, характеризует
производственную функцию.В настоящее
время труд является наиболее важным фактором
производства, ибо он обеспечивает наибольшее
увеличение выпуска продукции, но не единственным.Важно, естественно, не только фиксировать
экономическую эффективность производства
и рассчитывать ее показатели, но и знать,
от чего она зависит.Факторы и пути, влияющие
на эффективность производства, довольно
разнообразны. Установившейся точки зрения
в отношении того, какие именно факторы
и в какой степени воздействуют на эффективность,
нет, тем не менее в экономической теории
их принято группировать в следующую структурно-логическую
модель: научно-технические – НТП, механизация
и автоматизация производства; внедрение
ресурсосберегающих, безотходных технологий;
использование новых материалов и вторичных
ресурсов и т.п.; организационно-экономические
– снижение трудоемкости, устранение
простоев, совершенствование управления
и организации производства и труда; сокращение
сроков ввода оборудования; сокращение
транспортных расходов; соблюдение ГОСТов
и системы качества продукции и т.п.; социально-психологические
– материальная и моральная заинтересованность;
профессионально-
Предпр-ие — это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для произв-ва продукции, выполн. работ и оказания услуг с целью удовлетвор. обществ. потребностей и получ. прибыли. Предпр-ие как юрид. лицо — это предпр-ие (организация, фирма, концерн), отвечающее определ. признакам, установленным законодат-вом страны. К числу признаков отн-ся: наличие своего имущ-ва; самостоят. имуществ. ответ-сть; право осущ-ть от своего имени иные дозволенные законом действия и т.д. Цель деят-ти предпр-ия – удовлетворение обществ. потребностей и получ. прибыли. Совр. предпр-ие – слож. организац. структура. Система показателей эффективности работы предприятия включает: оценочные показатели; показатели издержек производства ; относительные показатели хоз деятельности. Среди оценочных показателей наиболее важные: оборот (товарооборот или объемы продаж) – стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям; валовая прибыль – разница м/у оборотом и затратами на производство (ст-ть сырья, материалов, полуфабрикатов, размера оплаты труда работникам); условно-чистая прибыль – разница м/у валовой прибылью и накладными расходами и суммой амортизационных отчислений; условно-чистая продукция – условно-чистая прибыль + издержки на з/п рабочих и служащих; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов; прибыль после выплаты всех дополнительных платежей; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов.К показателям второй группы – издержек производства – можно отнести затраты на оплату труда, амортизацию, затраты на материально-энеогетическое снабжение и др.Относительные показатели: индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал – рассчитывается как: (полученначя прибыль(до налогооблаж))/(акционерный капитал + фин резервы + нераспределен прибыль) Или: (условно чистая прибыль)/(акционерный капитал + ∑ долгосрочных займов) Остальные показатели хозяйственной деятельность делятся на 2 основные группы: показатели эффективности производства и показатели структуры издержек. Показатели эффективности производства: доля валовой или чистой прибыли в обороте предприятия, условно-чистая продукция в обороте фирмы, отношение величины условно-чистой продукции в обороте фирмы, отношение величины условно-чистой продукции к издержкам на з/п. Показатели структуры издержек – это доля авансированного капитала и условно-чистой продукции в обороте Фирмы, доля основного капитала ав объеме продаж, доля запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов. Обобщающий показатель эффективности производства – индекс совокупной факторной производительности (СФП). Считается, что это наиболее точные критерий в долгосрочном плане. СФП=УЧП/V+А+М, Где УЧП – объем условно-чистой продукции; V –стоимость рабочей силы; А – сумма амортизационных отчислений текущего года в неизменных центах того года, когда было приобретено оборудование (по всем видам оборудования); М – стоимость сырья, материалов и услуг, купленных на стороне. Следует отметить, что динамика СФП и межфирменные сопоставления предприятий по уровню этого показателя позволяют руководству компании судить о конкурентоспособности фирмы, эффективности использования всех видов ресурсов.
Предпр-ие — это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для произв-ва продукции, выполн. работ и оказания услуг с целью удовлетвор. обществ. потребностей и получ. прибыли. Предпр-ие как юрид. лицо — это предпр-ие (организация, фирма, концерн), отвечающее определ. признакам, установленным законодат-вом страны. К числу признаков отн-ся: наличие своего имущ-ва; самостоят. имуществ. ответ-сть; право осущ-ть от своего имени иные дозволенные законом действия и т.д. Цель деят-ти предпр-ия – удовлетворение обществ. потребностей и получ. прибыли. Совр. предпр-ие – слож. организац. структура. В условиях рыноч. эк-ки возрастает значение 3 осн. направлений организации промыш. предпр-ия: 1. науч. организация произв-ва имеет целью создание оптимал. технико-технологич. сист. на предпр-ии. Это надежно и эффективно функционирующее производств. оборудование и технология, упорядочен. технико-организац. взаимосвязи работников. 2. задача науч. организации труда – построение здоровых формал. отнош. в коллективе работников. Она вкл-ет сист. мер по созданию усл. для высокопроизводит., эффектив. творч. труда. Но возможности науч. организации труда ограничены технико-технологич. состоянием предпр-ия, его финанс. и эконом-ми активами. 3. науч. организация управления – это сист. технич., эконом. и гуманитар. ср-в, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материал.и челов. подсистемы предпр-ия. Она способствует их взаимодействию в целях достижение наилучшего материально – технич. и эконом. эффекта. В совр. усл. п/д многими отечествен. предприятиями стоят др. цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предпр-ий считают, что для них осн. задачей на этом этапе явл-ся реализация продукции, возможность выплаты з/п работникам предпр-ия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для рос. эк-ки скоро пройдет, предпр-ия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыноч. эк-ке, обратят больше внимания на использование таких прогрессив. обществ. форм организации произв-ва, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование произв-ва.
Цен политика – это общие принципы, кот пред-ие придерживается в деле формирования цен на свои товар, услуг. Это 1-ин из наиболее важн и гибких инструментов маркетинга, определ объем продаж конкретного товара и формирующ представление о нем в глазах потребителя. Основн задача цен полит пр-тия на выбран рынке – обеспечение запланирован прибыли и устойчивой конкурентноспо прод-ции. Цен полит продавца зависит от типа рынка. Различ 4-и основ типа. Разработ ценообразовна полит вкл след этапы: 1)выработка целей ценообраз; 2)анализ ценообразующ факторов; 3)выбор метода ценообразован; 4) принятие реш об уровне цены. Цели цен полит: 1)сохран положения на рынке; 2)Максим прибыль; 3)Максим увелич сбыта прод-ции; 4)Лидерство на рынке. Принципы цен пол: 1)соблюден гос правовых актов, обеспечен стабильного положен на рынке; 2)достяжение прибыли(задан на ед вложен капитала); 3)активизация спроса. Цели и задачи политики цен: максимизация рентабельности прод-ии и собств. капитала, активов, стабилизация цен, прибыльность, доля продукции в общем объеме продаж, достижение наиболее высоких темпов продаж. Сущ-ют несколько подходов к формированию цен: 1затратный. Ц=с/с+П. 2рыночный. П=Ц – с/с.3подход, основанный на исп-ии среднеотраслевых цен. 4с ориентацией на цены конкурентов. Факторы, влияющие на цены: спрос, предложен, фискальн полит гос-ва, конкуренция, инфляция, затраты пред-
ия. Методы ценообразования. Особенности формирования цен в условиях разл. моделей рынка : совершенной конкуркнции, чистой монополоии, монополист. конкуренции, олигополии. 1.средние издержки + прибыль (основной метод). 2. Расчет цены на анализе безубыточности и определении макс. Прибыли. 3. Установление цены на основе уровня текущих цен. 4. Уст-ие цены на основе текущих цен. 5. Метод “снятия сливок”.6. метод установления цен прочного внедрения на рынок. Цены рынка свободной конкуренции. В условиях свободной конкуренции ни 1 пр-тие не оказывает заметного влияния на ценообразован; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное пр-тие не имеет ценовой политики, т. е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, кот рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов произ-ва. Ценообразован в условиях монополистической конкуренции. Наличие большого числа конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет отсутствие тесной взаимозависимости между ценовой политикой пр-тий и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен. В условиях монополистической конкуренции пр-тие формирует цену на производимую прод-цию, учитывая структуру потребит спроса, цены, установлен конкурентами, а также собственные издержки произ-ва. Ценообразование в условиях олигополии. • олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии; • цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть “жесткими”, или негибкими; • в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что др производители также изменят цены; • олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласован действий при назначении или изменении цен. Цены в условиях чистой монополии. При чистой монополии на рынке сущ 1 продавец. Монополистом может быть гос организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному. Гос монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена м/б установлена ниже с/с, если товар имеет важное значение для покупателей, кот не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена м/б назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, м/б установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, напр, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).