Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Каждое предприятие имеет определенный жизненный цикл. Это совокупность стадий, через которые организация проходит за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. Одновременно с этим каждое предприятие само по себе уникально, имеет особенности предназначения, и его следует рассматривать как отдельный объект исследования и разработки направлений развития по стадиям его жизненного цикла.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

  Вопрос 1.    Что представляет  собой жизненный цикл  предприятия? Охарактеризуйте фазы жизненного цикла предприятия.

 Каждое предприятие имеет определенный жизненный цикл. Это совокупность стадий, через которые организация проходит за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. Одновременно с этим каждое предприятие само по себе уникально, имеет особенности предназначения, и его следует рассматривать как отдельный объект исследования и разработки направлений развития по стадиям его жизненного цикла.

Этапы, цели и характеристика жизненного цикла предприятия, приведены в Таблице 1

Таблица 1

 Цели и  характеристики по этапам жизненного  цикла организации

Этап ЖЦО

Главная цель

Руководство

Характеристики этапов

1. «Рождение»

Выживание

Единоначалие

Выйти на рынок

2. «Детство» и «юность»

Прибыль и рост

Единоначалие

Закрепление и захват рынка, увеличение оплаты труда, предоставление льгот

3. «Зрелость»

Рост прибыли

Делегирование полномочий

Разделение и кооперирование труда, премирование

4. «Старение»

Сохранение достигнутых  результатов

Координация действий

Свободный режим работы персонала, участие в прибылях

5. «Возрождение» либо исчезновение

Обеспечение оживления  по всем функциям

Единоначалие

Внедрение инновационного подхода, омоложение персонала


Таким образом, жизненный цикл организации делится  на следующие этапы:

  • этап предпринимательства или становления — формируется товарный ряд, цели неопределенные, процесс протекает свободно, требуется стабильное обеспечение ресурсами;
  • этап коллективности — развито неформальное общение, формируется миссия организации, организационная структура не имеет четких описаний;
  • этап формализации и управления — полностью формируется структура организации, определяются процедуры, идет стабилизация деятельности с возрастанием роли высшего руководства организации;
  • этап выработки структуры — организация увеличивает размеры и расширяет рынок оказания услуг, выявляются новые направления развития;
  • этап упадка, определяемый развитием конкуренции, сокращением рынка за счет снижения спроса на товары предприятия, нарастают конфликты, возникает потребность в новых стратегиях и, соответственно, в новых менеджерах, которые способны сдержать падение. Основные этапы жизненного цикла организации графически повторяют форму жизненного цикла продукции.

 

Вопрос 2. Что представляет собой структура органов управления акционерным обществом?

В настоящее время  в мире не существует единой или  общей для большинства государств структуры органов управления акционерного общества. Для Великобритании и США, например, характерна двухзвенная система управления, в Германии и Австрии существует трехзвенная система, а во Франции применяются обе эти модели. Поэтому выделяют три основные модели управления акционерным обществом стран с развитыми рыночными отношениями: англо-американскую, французскую и немецкую.

Для российских акционерных  обществ характерна в основном трехзвенная система управления, которая включает в себя общее собрание акционеров (высший орган управления общества), совет директоров (общее руководство деятельностью общества) и исполнительный орган (руководство текущей деятельностью общества).

В соответствии с положениями  ст. 103 ГК РФ и положениями ФЗ "Об акционерных обществах" в акционерном  обществе могут создаваться следующие органы управления:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров (наблюдательный совет);

- единоличный исполнительный орган;

- коллегиальный исполнительный орган.

 

Вопрос 3.  В чем заключается перспективность развития малых предприятий в рыночной экономике?

Малое предпринимательство  — это совокупность независимых  мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений  и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

Малые предприятия играют исключительно важную роль как для нормального функционирования экономики, так и для экономического развития. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста - их доля в валовом национальном продукте достигает 70%.

В России сегодня насчитывается около 5,5 млн малых и средних предприятий. Их доля в ВВП составляет примерно 20%. Это крайне низкий показатель, причем не только по сравнению с развитыми западными странами, но и по сравнению с крупными развивающимися государствами.

Таким образом, сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, - создавать  атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду  и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важность малых предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую  насыщенность рынка, тенденцию к  устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого  предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

 

Вопрос 4. В чем сущность технологической видовой и возрастной структуры основных производственных фондов?

Технологическая структура основных производственных фондов отражает их распределение по структурным подразделениям предприятия и удельный вес фондов каждого подразделения в их общей стоимости.

 Например, доля отдельных  видов станков в общем количестве  станочного парка.

Возрастная структура основных производственных фондов – это соотношение отдельных возрастных групп фондов в их общей стоимости. Возрастная структура ОПФ характеризует их распределение по возрастным группам (до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, свыше 20 лет).

Средний возраст производственного  оборудования в промышленности России составлял в 1970г. 8,42 года, в 2002г. – 20,1 года.

 

Вопрос 5. Назовите функции управления предприятием?

Способность предприятия  адаптироваться к условиям непрерывно изменяющейся внешней среды во многом определена организацией самого предприятия, то есть тем, как осуществляется управление предприятием. Под организационной структурой предприятия понимают совокупность органов, входящих в управление предприятием, структурных звеньев, связанных между собой, которые осуществляют оперативное, стратегическое и тактическое управление, обеспечивающее функционирование и дальнейшее развитие предприятия.

Основные функции в управлении предприятием это:

- Организация процесса производства. Она включает в себя формирование связей между управляемой и управляющей системами, а также определение способов и методов воздействия как на предприятие в цепом, так и на отдельные производственные звенья, подразделения, и на конкретных исполнителей.

- Планирование и прогнозирование - то есть процесс определения целей предприятия в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде, а также процесс разработки программы, плана на различные временные периоды и с различной степенью детализации.

- Контроль над ходом выполнения производственной программы: выявление, обобщение и анализ отклонений, если они появляются, от плановых показателей, доведение полученной информации до руководителей отделов, подразделений и всего предприятия в цепом.

- Регулирование. Регулирование включает в себя ряд мер оперативного характера, которые необходимы, главным образом, для устранения отклонений от плановых показателей, которые были выявлены в процессе мониторинга.

- Координация процесса управления: обеспечение согласованности и слаженности в работе различных подразделений и звеньев предприятия.

- Стимулирование: система морального и материального воздействия на работников предприятия для повышения эффективности их труда, достижения максимально возможной результативности производственной деятельности.

Главной же функцией всей организационной структуры предприятия  является обеспечение эффективного управления предприятием.

 

Вопрос 6. Что собой представляет финансовый план предприятия?

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления денежных средств;

- кредитные взаимоотношения;

- взаимоотношения с бюджетом.

Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов  и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

 

Вопрос 7. Как формируется снабженческо-сбытовая политика предприятия?

Снабженческо - сбытовая политика предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально - техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики предприятия.

Снабженческо - сбытовая политика предприятия заключается в ее интеграции в совокупность экономических отношений переходного периода рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием.

Проведение  снабженческо - сбытовой политики опирается  прежде всего на определение ее целей на данном предприятии, адекватных показателей эффективности и выбранной стратегии деятельности предприятия. Для достижения этих целей вырабатываются и применяются специфические средства прогнозирования, планирования, координации, регулирования, контроля, учета и анализа работы по снабжению и сбыту.

Предприятие обеспечивает проведение снабженческо - сбытовой политики во взаимосвязи с совершенствованием экономического механизма предпринимательской деятельности, работы по подготовке и заключению договоров (контрактов), информационных связей и технического оснащения структурных подразделений, осуществляющих функции управления предприятием, рационализацией своей организационной структуры.

 

Вопрос 8. Перечислите основные функции инновационного процесса и раскройте их содержание.

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Укрупнённо инновационный  процесс можно разделить на две  основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Инновация как экономическая категория выполняет следующие две основные функции — воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности, Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"