Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:27, контрольная работа
Любая экономическая система существует на базе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой будут предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
1. Краткая характеристика и классификация предприятий……………….............4
2. Структура предприятия…………………………………………………………...8
3. Внешняя и внутренняя среда предприятия…………………………….............12
4. Задача № 1.1……………………………………………………………………...16
5. Список использованных источников…………………………………………...22
Комбинатская структура применяется
в тех отраслях промышленности, где осуществляется
многократная, или комплексная, переработка
минерального или органического сырья
в крупных масштабах, т. е. там, где преобладающим
типом производственного предприятия
будет комбинат (химическая и нефтехимическая
промышленность, металлургия, лесопереработка,
легкая и пищевая промышленность). При ϶ᴛᴏм производственные
подразделения организуются на основе
жестких технологических связей, представляющих
собой непрерывные технологические потоки.
Все структурные подразделения расположены
на одной площадке и представляют собой
единый производственно-
Организационная структура управления предприятием – ϶ᴛᴏ упорядоченная совокупность управляющих служб, характеризующаяся определенными взаимосвязями и соподчинением. Группа руководителей и специалистов, на кᴏᴛᴏᴩую возложена ответственность за выработку и реализацию управленческих решений, составляет аппарат управления предприятием.
3 Внешняя и внутренняя среда предприятия
Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды будут неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.
Внешняя среда предприятия – ϶ᴛᴏ все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).
К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие будет акционерным обществом).
В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на ϶ᴛᴏм рынке.
Основные функции государства:
- создание правовой основы жизнедеятельности страны, в т.ч. разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;
- обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;
- стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);
- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;
- защита конкуренции.
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.
К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:
- политические факторы это основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;
- экономические факторы это темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. К примеру, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;
- социальные факторы внешней среды это отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;
- технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды будут ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.
Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и будет результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Важно заметить, что одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.
Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:
- информация о внутренней среде необходима для того, ɥᴛᴏбы определить внутренние возможности, потенциал, на кᴏᴛᴏᴩый предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;
- анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.
Основными элементами внутренней среды предприятия будут:
- производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;
- персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
- организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;
- маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
- финансы это своего рода зеркало, в кᴏᴛᴏᴩом демонстрируется вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;
- культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.
4 Задачи
Задача № 1.1 факторный анализ рентабельности собственного капитала
Показатели |
Базисный год 2009 |
Отчетный год 2010 |
||
1 |
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения тыс.ден.ед |
55840 |
52320 |
|
2 |
Налог на прибыль, тыс.ден.ед |
12307 |
12282 |
|
3 |
Выручка от реализации продукта, тыс.ден.ед |
266892 |
242001 |
|
4 |
Совокупный капитал, тыс.ден.ед |
480431 |
500113 |
|
5 |
Собственный капитал, тыс.ден.ед |
383067 |
381743 |
|
Решение:
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:
Рск=ЧП/СК,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, тыс. ден. ед.;
Ск – собственный капитал предприятия, тыс. ден. ед.
Чистая прибыль (разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль) равна:
в 2009 г.:
ЧП0=55840-12307=43533 тыс. ден. ед.;
в 2010 г.:
ЧП1=52320-12282=40038 тыс. ден. Ед.
Рентабельность собственного капитала составляет:
в 2009 г.:
Рск0=43533/383067=0,1136;
в 2010 г.:
Рск1=40038/381743=0,1048.
Следовательно, изменение рентабельности собственного капитала составило -0,0088 (0,1048-0,1136).
Рассмотрим, как отдельные факторы повлияли на такое изменение.
Факторная модель для оценки факторов, оказывающих влияние на изменение рентабельности собственного капитала, имеет вид:
Рск=ЧП×(1/СК).
Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения чистой прибыли предприятия составило:
ΔРск(ΔЧП)=(ЧП1-ЧП0)×(1/СК0)=
=(40038-43533)×(1/381743)=-0,
Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения величины собственного капитала составило:
ΔРск(ΔСК)=ЧП1×(1/СК1-1/СК0)=
=40038×(1/381743-1/383067)=+3,
Общее изменение составляет:
ΔРск=ΔРск(ΔЧП)+ΔРск(ΔСК)=
=-0,0092+3,6251=3,6159.
Задача №1.2 Факторный анализ рентабельности собственного капитала
Показатели |
Базисный год 2009 |
Отчетный год 2010 | |||||
1 |
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения тыс.ден.ед |
53840 |
51320 | ||||
2 |
Налог на прибыль, тыс.ден.ед |
13307 |
13282 | ||||
3 |
Выручка от реализации продукта, тыс.ден.ед |
266892 |
242001 | ||||
4 |
Совокупный капитал, тыс.ден.ед |
470431 |
490113 | ||||
5 |
Собственный капитал, тыс.ден.ед |
383067 |
381743 | ||||
Решение:
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:
Рск=ЧП/СК,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, тыс. ден. ед.;
Ск – собственный капитал предприятия, тыс. ден. ед.
Чистая прибыль (разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль) равна:
в 2009 г.:
ЧП0=53840-13307=40533 тыс. ден. ед.;
в 2010 г.:
ЧП1=51320-13282=38038 тыс. ден. ед.
Рентабельность собственного капитала составляет:
в 2009 г.:
Рск0=40533/383067=0,1058;
в 2010 г.:
Рск1=38038/381743=0,0996.
Следовательно, изменение рентабельности собственного капитала составило -0,0062 (0,0996-0,1058).
Рассмотрим, как отдельные факторы повлияли на такое изменение.
Факторная модель для оценки факторов, оказывающих влияние на изменение рентабельности собственного капитала, имеет вид:
Рск=ЧП×(1/СК).
Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения чистой прибыли предприятия составило:
ΔРск(ΔЧП)=(ЧП1-ЧП0)×(1/СК0)=
=(38038 -40533)×(1/381743)=-0,0065.
Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения величины собственного капитала составило:
ΔРск(ΔСК)=ЧП1×(1/СК1-1/СК0)=
=38038×(1/381743-1/383067)=+3,
Общее изменение составляет:
ΔРск=ΔРск(ΔЧП)+ΔРск(ΔСК)=
=-0,0065+3,4440=-3,4375.
Задача №1.3 Факторный анализ рентабельности собственного капитала
Показатели |
Базисный год 2009 |
Отчетный год 2010 |
||||||
1 |
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения тыс.ден.ед |
49840 |
51320 |
|||||
2 |
Налог на прибыль, тыс.ден.ед |
12307 |
12282 |
|||||
3 |
Выручка от реализации продукта, тыс.ден.ед |
266892 |
242001 |
|||||
4 |
Совокупный капитал, тыс.ден.ед |
480431 |
500113 |
|||||
5 |
Собственный капитал, тыс.ден.ед |
363067 |
371743 |
|||||
Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"