Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Любая экономическая система существует на базе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой будут предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Содержание работы

1. Краткая характеристика и классификация предприятий……………….............4
2. Структура предприятия…………………………………………………………...8
3. Внешняя и внутренняя среда предприятия…………………………….............12
4. Задача № 1.1……………………………………………………………………...16
5. Список использованных источников…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

Комбинатская структура применяется в тех отраслях промышленности, где осуществляется многократная, или комплексная, переработка минерального или органического сырья в крупных масштабах, т. е. там, где преобладающим типом производственного предприятия будет комбинат (химическая и нефтехимическая промышленность, металлургия, лесопереработка, легкая и пищевая промышленность). При ϶ᴛᴏм производственные подразделения организуются на основе жестких технологических связей, представляющих собой непрерывные технологические потоки. Все структурные подразделения расположены на одной площадке и представляют собой единый производственно-технологический и территориальный комплекс специализированных производств, строго соразмерных между собой по мощности (пропускной способности).

Организационная структура управления предприятием – ϶ᴛᴏ упорядоченная совокупность управляющих служб, характеризующаяся определенными взаимосвязями и соподчинением. Группа руководителей и специалистов, на кᴏᴛᴏᴩую возложена ответственность за выработку и реализацию управленческих решений, составляет аппарат управления предприятием.

3 Внешняя и внутренняя среда предприятия

Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды будут неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия – ϶ᴛᴏ все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие будет акционерным обществом).

В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на ϶ᴛᴏм рынке.

Основные функции государства:

- создание правовой основы жизнедеятельности страны, в т.ч. разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;

- обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;

- стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

- защита конкуренции.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

- политические факторы это основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

- экономические факторы это темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. К примеру, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

- социальные факторы внешней среды это отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

- технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды будут ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и будет результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Важно заметить, что одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

- информация о внутренней среде необходима для того, ɥᴛᴏбы определить внутренние возможности, потенциал, на кᴏᴛᴏᴩый предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

- анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия будут:

- производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

- персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

- организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

- маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

- финансы это своего рода зеркало, в кᴏᴛᴏᴩом демонстрируется вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

- культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

4 Задачи

Задача № 1.1 факторный анализ рентабельности собственного капитала

 

Показатели

Базисный год 2009

Отчетный год 2010

 

1

Прибыль от обычной деятельности до налогообложения тыс.ден.ед

55840

52320

 
 
 

2

Налог на прибыль, тыс.ден.ед

12307

12282

 
 

3

Выручка от реализации продукта, тыс.ден.ед

266892

242001

 
 

4

Совокупный капитал, тыс.ден.ед

480431

500113

 
 

5

Собственный капитал, тыс.ден.ед

383067

381743

 
 

Решение:

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

Рск=ЧП/СК,

где ЧП – чистая прибыль предприятия, тыс. ден. ед.;

Ск – собственный капитал предприятия, тыс. ден. ед.

Чистая прибыль (разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль) равна:

в 2009 г.:

ЧП0=55840-12307=43533 тыс. ден. ед.;

в 2010 г.:

ЧП1=52320-12282=40038 тыс. ден. Ед.

Рентабельность собственного капитала составляет:

в 2009 г.:

Рск0=43533/383067=0,1136;

в 2010 г.:

Рск1=40038/381743=0,1048.

Следовательно, изменение рентабельности собственного капитала составило -0,0088 (0,1048-0,1136).

Рассмотрим, как отдельные факторы повлияли на такое изменение.

Факторная модель для оценки факторов, оказывающих влияние на изменение рентабельности собственного капитала, имеет вид:

Рск=ЧП×(1/СК).

Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения чистой прибыли предприятия составило:

ΔРск(ΔЧП)=(ЧП1-ЧП0)×(1/СК0)=

=(40038-43533)×(1/381743)=-0,0092.

Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения величины собственного капитала составило:

ΔРск(ΔСК)=ЧП1×(1/СК1-1/СК0)=

=40038×(1/381743-1/383067)=+3,6251.

Общее изменение составляет:

ΔРск=ΔРск(ΔЧП)+ΔРск(ΔСК)=

=-0,0092+3,6251=3,6159.

Задача №1.2 Факторный анализ рентабельности собственного капитала

               
 

Показатели

Базисный год 2009

Отчетный год

2010

1

Прибыль от обычной деятельности до налогообложения тыс.ден.ед

53840

51320

2

Налог на прибыль, тыс.ден.ед

13307

13282

3

Выручка от реализации продукта, тыс.ден.ед

266892

242001

4

Совокупный капитал, тыс.ден.ед

470431

490113

5

Собственный капитал, тыс.ден.ед

383067

381743


 

 

Решение:

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

Рск=ЧП/СК,

где ЧП – чистая прибыль предприятия, тыс. ден. ед.;

Ск – собственный капитал предприятия, тыс. ден. ед.

Чистая прибыль (разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль) равна:

в 2009 г.:

ЧП0=53840-13307=40533 тыс. ден. ед.;

в 2010 г.:

ЧП1=51320-13282=38038 тыс. ден. ед.

Рентабельность собственного капитала составляет:

в 2009 г.:

Рск0=40533/383067=0,1058;

в 2010 г.:

Рск1=38038/381743=0,0996.

Следовательно, изменение рентабельности собственного капитала составило -0,0062 (0,0996-0,1058).

Рассмотрим, как отдельные факторы повлияли на такое изменение.

Факторная модель для оценки факторов, оказывающих влияние на изменение рентабельности собственного капитала, имеет вид:

Рск=ЧП×(1/СК).

Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения чистой прибыли предприятия составило:

ΔРск(ΔЧП)=(ЧП1-ЧП0)×(1/СК0)=

=(38038 -40533)×(1/381743)=-0,0065.

Изменение рентабельности собственного капитала за счет изменения величины собственного капитала составило:

ΔРск(ΔСК)=ЧП1×(1/СК1-1/СК0)=

=38038×(1/381743-1/383067)=+3,4440.

Общее изменение составляет:

ΔРск=ΔРск(ΔЧП)+ΔРск(ΔСК)=

=-0,0065+3,4440=-3,4375.

Задача №1.3 Факторный анализ рентабельности собственного капитала

 

Показатели

Базисный год 2009

Отчетный год 2010

 

1

Прибыль от обычной деятельности до налогообложения тыс.ден.ед

49840

51320

 
 
 

2

Налог на прибыль, тыс.ден.ед

12307

12282

 
 

3

Выручка от реализации продукта, тыс.ден.ед

266892

242001

 
 

4

Совокупный капитал, тыс.ден.ед

480431

500113

 
 

5

Собственный капитал, тыс.ден.ед

363067

371743

 
 
                 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"