Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:58, контрольная работа
История возникновения и развития системы национальных счетов (СНС) - это история развития экономической мысли и макроэкономической теории по таким вопросам, как определение сферы экономического производства, дохода и богатства, роль факторов производства в создании стоимости, распределении и перераспределении доходов, роль государства в экономическом процессе.
Введение ……………………………………………………………………………….… 3
1. Понятие о системе национальных счетов…………….……………………………... 4
2. История возникновения и развития СНС……………………………………………..8
Заключение ……………………………………………………………………………... 18
Список использованных источников и литературы …………………………………. 19
В более поздний период большой вклад в развитие статистики национального дохода и системы национального счетоводства внесли английский ученый К. Кларк и американский экономист С. Кузнец. Они оба сделали много для прояснения ряда теоретических принципов расчетов национального дохода и разработки национальных счетов. В частности, Кларку принадлежит обоснование включения в национальный доход условных оценок жилищных услуг, оказываемых владельцами квартир и домов, в которых они проживают, для собственного потребления. Он также обосновал целесообразность исключения из национального дохода прироста стоимости активов вследствие инфляции, а также представил серьезные аргументы в пользу оценки национального дохода в рыночных ценах (а не по факторной стоимости). В своих работах Кларк показывал необходимость координации различных классификаций, используемых в разных разделах экономической статистики. Кларк был одним из тех, кто первым осознал важность проведения различия между категориями национального продукта и национального дохода. Он также впервые аргументировал целесообразность разработки национальных счетов на квартальной основе.
С. Кузнец конкретизировал ряд важных положений макроэкономики и национального счетоводства, и, в частности, положений, касающихся соотношения между национальным богатством и национальным доходом, оценок нерыночных услуг органов государственного управления, концепций конечного и промежуточного потребления и пр. Он также внес вклад в обсуждение вопроса о том, являются ли услуги органов государственного управления конечной или промежуточной продукцией. Он полагал, что в национальный продукт (доход) должны включаться только те услуги органов государственного управления, которые приносят пользу членам общества как конечным потребителям, например, услуги в области здравоохранения, просвещения, культуры и искусства. Другие виды услуг, направленные на организацию охраны общественного порядка, оборону, общее управление, оказываются, по мнению Кузнеца, промежуточными и не должны включаться в национальный продукт (доход). Однако в официальной статистике национального дохода эти взгляды не получили поддержки, и возобладала другая концепция, согласно которой все услуги органов государственного управления рассматриваются как конечные.
В начале 30-х годов Кузнец написал статью для «Энциклопедии социальных наук», в которой сформулировал принципы исчисления национального дохода США. Он предложил, в частности, разграничивать три категории национального дохода: произведенный, распределенный и использованный. Из статьи следует, что выбор метода исчисления национального дохода зависит от цели анализа и источников данных. Если, например, задача анализа состоит в том, чтобы проанализировать отраслевую структуру экономики, то наиболее подходящим является производственный метод исчисления национального дохода, состоящий в суммировании добавленной стоимости всех отраслей, которая получается вычитанием из стоимости произведенной продукции стоимости товаров и услуг, израсходованных в производстве. Если же целью анализа будет установление структуры распределения доходов, то тогда следует применять распределительный метод, состоящий в суммировании первичных доходов, получаемых участниками экономического процесса. Наконец, если результатом анализа должны быть данные о структуре конечного использования национального дохода, то необходимо применять метод конечного использования, заключающийся в суммировании расходов на конечное потребление, накопление и экспорт. Понятно, что все три метода расчета национального дохода должны дать одну и ту же величину национального дохода Кузнец подверг критике концепцию измерения национального дохода, предложенную Фишером, которая определяла доход «пользой, полученной отдельными лицами и обществом от тех или иных товаров и услуг». Следует также отметить, что идея изучения национального дохода в движении в совокупности всех его фаз (производство, распределение, использование) была выдвинута, независимо от Кузнеца, советским экономистом А. Первухиным в начале 30-х годов Она была сформулирована им в «Записке к балансу народного хозяйства за 1928—1930 гг.», но в течение длительного времени оставалась неизвестной русским и иностранным ученым (см Первухин А. Методологические вопросы баланса народного хозяйства. Материалы по балансу народного хозяйства СССР за 1928—1930 гг.). Главная заслуга Кузнеца состояла в том, что он внедрил в практику статистики США расчеты национального продукта методом конечного использования, т.е. методом суммирования расходов различных хозяйствующих субъектов на конечное потребление, инвестиции, экспорт. Деятельность Кузнеца проходила в основном в 30-е и 40-е годы. Благодаря его усилиям в 30-е годы Конгрессом США была опубликована фундаментальная работа «Национальный доход 1929—1932 гг.».
Большой вклад в развитие теории и практики статистики национального дохода сделал современник Кузнеца американский статистик М Джильберт. В 1941 г он написал статью «Измерение национального дохода в связи с войной», в которой сформулировал ряд важных положений, касающихся различий между оценками национального дохода по факторной стоимости и в рыночных ценах, определяющих место расходов на оборону в национальном продукте, и ряд других.
После второй мировой войны
расчетами национального дохода
в США руководили М. Джильберт, Э.
Денисон и Д. Ясси. Под их руководством
был подготовлен набор
По мнению известного немецкого экономиста П. фон дер Липпе, СНС возникла в результате слияния двух направлений исследовательских работ, преследующих различные, но связанные цели - в области статистики национального дохода, целью которой является измерение общих результатов экономического развития, и в сфере анализа экономического цикла, основная задача которого состоит в выявлении экономических взаимозависимостей. Слияние этих двух направлений стало возможным благодаря осознанию на определенном этапе их теоретической общности. Указанным двум направлениям соответствуют две важные области использования СНС:
1.расчет обобщающих показателей экономического развития;
2.анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.
Например, данные СНС могут быть использованы для выявления влияния изменений в размерах денежной массы на темпы экономического роста, темпы роста инфляции.
Важное направление экономической
В более чем полувековой истории развития СНС просматриваются два основных этапа.
Первый этап — период до второй мировой войны, для которого характерно усиление интереса органов государственного управления к статистике национального дохода, на основе которой впоследствии сформировалась СНС. Этот интерес был стимулирован Великой экономической депрессией 1929-1933 гг., потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для борьбы с такими кризисными явлениями рыночной экономики, как инфляция, безработица, недогрузка в использовании мощностей и т.д. В рамках первого этапа предпринимались шаги по интеграции в единый блок расчетов национального продукта (дохода), осуществляемых различными методами, путем гармонизации соответствующих определений и классификаций. В рамках этого этапа многое было сделано для формирования принципов исчисления национального дохода, решены многие важные теоретико-методологические вопросы.
Второй этап начался после второй мировой войны. Завершение войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистических стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых послевоенных условиях и в этой связи испытывали потребность в макроэкономической статистике, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Важнейшая особенность второго этапа в развитии СНС — процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической статистики, координация их со сформированным на первом этапе блоком данных о национальном доходе/продукте и их компонентах. Так, на втором этапе в СНС были интегрированы блок данных о национальном богатстве, блок данных о движении финансовых ресурсов, блок данных о внешнеэкономических связях, блок межотраслевого баланса и др.
Другая важная особенность второго этапа в развитии СНС состояла в том, что международные экономические организации (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и др.) стали играть активную роль в развитии методологии и практики разработки национальных счетов.
Эти организации (прежде всего
ООН) начинают разрабатывать международные
стандарты в области
Эра международных стандартов
в области национальных счетов началась
в 1947 г., когда был опубликован
доклад ООН, большая часть которого
была написана Р. Стоуном (учеником и
последователем Дж. Кейнса) и в котором
были сформулированы важные принципы
национального счетоводства. В 1951 г.
по просьбе Организации
В 1953 г. под руководством Р. Стоуна в ООН подготовлена «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», которая обычно рассматривается как первый международный стандарт ООН в области национального счетоводства. Этот документ был во многом схож со «Стандартной СНС» 1952 г., однако был предназначен не только для развитых капиталистических стран, но и для развивающихся стран; в этой связи определение производства было расширено с тем, чтобы включить также многие нерыночные операции (например, потребление продуктов, произведенных в собственном хозяйстве). СНС ООН 1953 г. включала относительно ограниченное число счетов для экономики в целом, в рамках которых исчислялись наиболее важные макроэкономические показатели: ВВП, национальный доход, национальные инвестиции и пр. В СНС 1953 г. не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики, целесообразность которых была обоснована в докладе Р. Стоуна, подготовленном им для ООН в 1947 г.
Второй стандарт ООН в
области национального
СНС 1968 г. явилась значительным
шагом вперед по сравнению с СНС
1953 г. Прежде всего она включала не
только традиционные счета национального
дохода и национального продукта,
но и новые, интегрированные в
ее структуру блоки
Следует подчеркнуть, что СНС 1968 г. сыграла большую положительную роль в развитии национального счетоводства, как на национальном, так и на международном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о важнейших макроэкономических показателях и их компонентах. Большинство стран внедрили положения СНС 1968 г. в регулярную статистическую практику.
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую СНС, работа над которой продолжалась около 10 лет. Пересмотру СНС 1968 г. предшествовала дискуссия в западной специальной литературе о дальнейших направлениях развития СНС. Некоторые американские ученые (например, Ричард и Нанси Раглс, Р. Айзнер и др.) выдвигали достаточно радикальные предложения об изменении методологии расчетов ВВП.
Цель пересмотра СНС 1968 г.
была определена как дальнейшая ее
гармонизация со смежными разделами
экономической статистики (платежный
баланс, статистика государственных
финансов и др.), что означало строгую
координацию определений и
Термин «национальное счетоводство» был предложен накануне второй мировой войны голландским экономистом Ван Клиффом и означает счета для нации в целом. Однако, как уже было отмечено, в новой СНС 1993 г. акцент делается на анализе экономики секторов экономики, поэтому в процессе пересмотра СНС 1968 г. рассматривалась возможность изменения названия «СНС» (в это название предлагалось внести ссылку на анализ экономики по секторам), однако эксперты, принимавшие участие в пересмотре, решили сохранить утвердившееся название системы.
Суммируя сказанное, следует отметить факторы, определившие основные направления развития СНС и ее содержание:
систематическое применение макроэкономической теории;
введение системы двойной записи экономических операций;
Таким образом, современная СНС представляет собой область знаний на стыке нескольких дисциплин: экономической статистики, политической экономии, бухгалтерского учета, эконометрики. Следует подчеркнуть, что разработка международных стандартов в области СНС, как правило, опиралась на прогресс в этой области статистики в наиболее развитых капиталистических странах.
Информация о работе Контрольная работа по системе национальных счетов