Контрольная работа по системе национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

История возникновения и развития системы национальных счетов (СНС) - это история развития экономической мысли и макроэкономической теории по таким вопросам, как определение сферы экономического производства, дохода и богатства, роль факторов производства в создании стоимости, распределении и перераспределении доходов, роль государства в экономическом процессе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….… 3
1. Понятие о системе национальных счетов…………….……………………………... 4
2. История возникновения и развития СНС……………………………………………..8
Заключение ……………………………………………………………………………... 18
Список использованных источников и литературы …………………………………. 19

Файлы: 1 файл

СНС.docx

— 53.72 Кб (Скачать файл)

В более поздний период большой  вклад в развитие статистики национального  дохода и системы национального  счетоводства внесли английский ученый К. Кларк и американский экономист С. Кузнец. Они оба сделали много для прояснения ряда теоретических принципов расчетов национального дохода и разработки национальных счетов. В частности, Кларку принадлежит обоснование включения в национальный доход условных оценок жилищных услуг, оказываемых владельцами квартир и домов, в которых они проживают, для собственного потребления. Он также обосновал целесообразность исключения из национального дохода прироста стоимости активов вследствие инфляции, а также представил серьезные аргументы в пользу оценки национального дохода в рыночных ценах (а не по факторной стоимости). В своих работах Кларк показывал необходимость координации различных классификаций, используемых в разных разделах экономической статистики. Кларк был одним из тех, кто первым осознал важность проведения различия между категориями национального продукта и национального дохода. Он также впервые аргументировал целесообразность разработки национальных счетов на квартальной основе.      

С. Кузнец конкретизировал ряд важных положений макроэкономики и национального  счетоводства, и, в частности, положений, касающихся соотношения между национальным богатством и национальным доходом, оценок нерыночных услуг органов государственного управления, концепций конечного и промежуточного потребления и пр. Он также внес вклад в обсуждение вопроса о том, являются ли услуги органов государственного управления конечной или промежуточной продукцией. Он полагал, что в национальный продукт (доход) должны включаться только те услуги органов государственного управления, которые приносят пользу членам общества как конечным потребителям, например, услуги в области здравоохранения, просвещения, культуры и искусства. Другие виды услуг, направленные на организацию охраны общественного порядка, оборону, общее управление, оказываются, по мнению Кузнеца, промежуточными и не должны включаться в национальный продукт (доход). Однако в официальной статистике национального дохода эти взгляды не получили поддержки, и возобладала другая концепция, согласно которой все услуги органов государственного управления рассматриваются как конечные.      

В начале 30-х годов Кузнец написал  статью для «Энциклопедии социальных наук», в которой сформулировал  принципы исчисления национального  дохода США. Он предложил, в частности, разграничивать три категории национального  дохода: произведенный, распределенный и использованный. Из статьи следует, что выбор метода исчисления национального дохода зависит от цели анализа и источников данных. Если, например, задача анализа состоит в том, чтобы проанализировать отраслевую структуру экономики, то наиболее подходящим является производственный метод исчисления национального дохода, состоящий в суммировании добавленной стоимости всех отраслей, которая получается вычитанием из стоимости произведенной продукции стоимости товаров и услуг, израсходованных в производстве. Если же целью анализа будет установление структуры распределения доходов, то тогда следует применять распределительный метод, состоящий в суммировании первичных доходов, получаемых участниками экономического процесса. Наконец, если результатом анализа должны быть данные о структуре конечного использования национального дохода, то необходимо применять метод конечного использования, заключающийся в суммировании расходов на конечное потребление, накопление и экспорт. Понятно, что все три метода расчета национального дохода должны дать одну и ту же величину национального дохода Кузнец подверг критике концепцию измерения национального дохода, предложенную Фишером, которая определяла доход «пользой, полученной отдельными лицами и обществом от тех или иных товаров и услуг». Следует также отметить, что идея изучения национального дохода в движении в совокупности всех его фаз (производство, распределение, использование) была выдвинута, независимо от Кузнеца, советским экономистом А. Первухиным в начале 30-х годов Она была сформулирована им в «Записке к балансу народного хозяйства за 1928—1930 гг.», но в течение длительного времени оставалась неизвестной русским и иностранным ученым (см Первухин А. Методологические вопросы баланса народного хозяйства. Материалы по балансу народного хозяйства СССР за 1928—1930 гг.). Главная заслуга Кузнеца состояла в том, что он внедрил в практику статистики США расчеты национального продукта методом конечного использования, т.е. методом суммирования расходов различных хозяйствующих субъектов на конечное потребление, инвестиции, экспорт. Деятельность Кузнеца проходила в основном в 30-е и 40-е годы. Благодаря его усилиям в 30-е годы Конгрессом США была опубликована фундаментальная работа «Национальный доход 1929—1932 гг.».      

Большой вклад в развитие теории и практики статистики национального  дохода сделал современник Кузнеца  американский статистик М Джильберт. В 1941 г он написал статью «Измерение национального дохода в связи  с войной», в которой сформулировал  ряд важных положений, касающихся различий между оценками национального дохода по факторной стоимости и в  рыночных ценах, определяющих место  расходов на оборону в национальном продукте, и ряд других.     

После второй мировой войны  расчетами национального дохода в США руководили М. Джильберт, Э. Денисон и Д. Ясси. Под их руководством был подготовлен набор полностью  скоординированных счетов национального  дохода и национального продукта США. Он опубликован в монографии «Статистики национального дохода и национального продукта США 1929—1946 гг.». Мы останавливаемся так подробно на работах в этой области в  США потому, что американские статистики сделали большой вклад в развитие теории и практики национального  дохода и национального счетоводства. Кузнец за разработки в этой области  был удостоен впоследствии Нобелевской  премии.     

По  мнению известного немецкого экономиста П. фон дер Липпе, СНС возникла в результате слияния двух направлений  исследовательских работ, преследующих различные, но связанные цели - в области статистики национального дохода, целью которой является измерение общих результатов экономического развития, и в сфере анализа экономического цикла, основная задача которого состоит в выявлении экономических взаимозависимостей. Слияние этих двух направлений стало возможным благодаря осознанию на определенном этапе их теоретической общности. Указанным двум направлениям соответствуют две важные области использования СНС:

1.расчет обобщающих показателей экономического развития;

2.анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.

Например, данные СНС могут  быть использованы для выявления  влияния изменений в размерах денежной массы на темпы  экономического роста, темпы роста  инфляции.     

Важное  направление экономической науки  и экономической статистики, которое  оказало большое влияние на развитие национальных счетов, связано с именем выдающегося русского ученого В. Леонтьева. Он стал изобретателем метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются связи между отраслями экономики, а также между такими переменными как промежуточное потребление, конечный спрос, валовой выпуск. Справедливости ради следует отметить, что Леонтьев, эмигрировавший из России в 20-х годах этого столетия, опубликовавший свои первые работы по межотраслевому балансу в США, был хорошо знаком с первыми разработками советских статистиков по балансу народного хозяйства, в которых уже просматривались идеи изучения межотраслевых связей. Заслуга Леонтьева состояла в том, что он дал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность не только точного измерения фактически согласованных связей, но и приложения межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. Кроме того, уравнения Леонтьева способствовали широкому применению в макроэкономических расчетах ЭВМ. До второй мировой войны разработки межотраслевого баланса не были органической частью национального счетоводства. Его интеграция в состав СНС произошла позднее и означала, что основные принципы составления межотраслевого баланса, а также его основные показатели были строго скоординированы с СНС. За свои разработки межотраслевого баланса Леонтьев был удостоен Нобелевской премии по экономике.     

В более чем полувековой  истории развития СНС просматриваются  два основных этапа.     

Первый этап — период до второй мировой войны, для которого характерно усиление интереса органов государственного управления к статистике национального дохода, на основе которой впоследствии сформировалась СНС. Этот интерес был стимулирован Великой экономической депрессией 1929-1933 гг., потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для борьбы с такими кризисными явлениями рыночной экономики, как инфляция, безработица, недогрузка в использовании мощностей и т.д. В рамках первого этапа предпринимались шаги по интеграции в единый блок расчетов национального продукта (дохода), осуществляемых различными методами, путем гармонизации соответствующих определений и классификаций. В рамках этого этапа многое было сделано для формирования принципов исчисления национального дохода, решены многие важные теоретико-методологические вопросы.     

Второй этап начался после второй мировой войны. Завершение войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистических стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых послевоенных условиях и в этой связи испытывали потребность в макроэкономической статистике, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Важнейшая особенность второго этапа в развитии СНС — процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической статистики, координация их со сформированным на первом этапе блоком данных о национальном доходе/продукте и их компонентах. Так, на втором этапе в СНС были интегрированы блок данных о национальном богатстве, блок данных о движении финансовых ресурсов, блок данных о внешнеэкономических связях, блок межотраслевого баланса и др.     

Другая важная особенность  второго этапа в развитии СНС  состояла в том, что международные  экономические организации (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и др.) стали  играть активную роль в развитии методологии  и практики разработки национальных счетов.     

Эти организации (прежде всего  ООН) начинают разрабатывать международные  стандарты в области национальных счетов, руководствуясь двумя целями: оказание содействия заинтересованным (главным образом развивающимся) странам в развитии этой статистики; обеспечение единой основы для сбора  и систематизации, сравнимых в международном плане данных о важнейших макроэкономических показателях.     

Эра международных стандартов в области национальных счетов началась в 1947 г., когда был опубликован  доклад ООН, большая часть которого была написана Р. Стоуном (учеником и  последователем Дж. Кейнса) и в котором  были сформулированы важные принципы национального счетоводства. В 1951 г. по просьбе Организации Европейского экономического сотрудничества (предшественницы ОЭСР) Р. Стоун подготовил доклад «Упрощенная система национальных счетов». По сравнению с предложениями, сформулированными в докладе ООН в 1947 г., «Упрощенная СНС» была менее амбициозной и учитывала ограничения практического характера, связанные с получением данных, необходимых для составления национальных счетов. В 1952 г. «Упрощенная СНС» была заменена «Стандартной системой национальных счетов» (ОЕЭС, 1952), которая принимала во внимание опыт практического применения «Упрощенной СНС»; она была более детальной, чем «Упрощенная СНС» 1951 г., но менее амбициозной, чем доклад ООН 1947 г.     

В 1953 г. под руководством Р. Стоуна в ООН подготовлена «Система национальных счетов и вспомогательных  таблиц», которая обычно рассматривается  как первый международный стандарт ООН в области национального  счетоводства. Этот документ был во многом схож со «Стандартной СНС» 1952 г., однако был предназначен не только для развитых капиталистических  стран, но и для развивающихся  стран; в этой связи определение  производства было расширено с тем, чтобы включить также многие нерыночные операции (например, потребление продуктов, произведенных в собственном  хозяйстве). СНС ООН 1953 г. включала относительно ограниченное число счетов для экономики  в целом, в рамках которых исчислялись  наиболее важные макроэкономические показатели: ВВП, национальный доход, национальные инвестиции и пр. В СНС 1953 г. не было предусмотрено счетов для отдельных  секторов экономики, целесообразность которых была обоснована в докладе  Р. Стоуна, подготовленном им для ООН  в 1947 г.     

Второй стандарт ООН в  области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией  ООН в 1968 г. Документ, ставший известным  позднее как «Голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен  Р. Стоуном вместе с американским экономистом Н. Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН.      

СНС 1968 г. явилась значительным шагом вперед по сравнению с СНС 1953 г. Прежде всего она включала не только традиционные счета национального  дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в  ее структуру блоки макроэкономической информации: баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, систему показателей движения финансовых ресурсов и др. Некоторые из этих новых блоков разработаны в самой общей форме, однако связи с традиционными счетами национального дохода/продукта были очерчены достаточно ясно. Кроме того, в СНС 1968 г. были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. Наконец, еще одна важная особенность СНС 1968 г. состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, заимствованный из бухгалтерского учета.      

Следует подчеркнуть, что  СНС 1968 г. сыграла большую положительную  роль в развитии национального счетоводства, как на национальном, так и на международном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о важнейших макроэкономических показателях и их компонентах. Большинство стран внедрили положения СНС 1968 г. в регулярную статистическую практику.     

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую СНС, работа над  которой продолжалась около 10 лет. Пересмотру СНС 1968 г. предшествовала дискуссия  в западной специальной литературе о дальнейших направлениях развития СНС. Некоторые американские ученые (например, Ричард и Нанси Раглс, Р. Айзнер и др.) выдвигали достаточно радикальные предложения об изменении  методологии расчетов ВВП.     

Цель пересмотра СНС 1968 г. была определена как дальнейшая ее гармонизация со смежными разделами  экономической статистики (платежный  баланс, статистика государственных  финансов и др.), что означало строгую  координацию определений и классификации  отдельных блоков СНС с определениями  и классификациями упомянутых разделов экономической статистики. Другая цель пересмотра СНС 1968 г. — сделать структуру  счетов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактовку отдельных статей доходов и расходов. После 1993 г. началось внедрение рекомендаций новой СНС, которое (по оценкам экспертов в  области национальных счетов) займет примерно 15 лет. В 1995 г. в ЕС была подготовлена Европейская версия СНС, основанная на принципах СНС-93, — «Европейская система счетов 1995».     

Термин «национальное  счетоводство» был предложен  накануне второй мировой войны голландским  экономистом Ван Клиффом и  означает счета для нации в  целом. Однако, как уже было отмечено, в новой СНС 1993 г. акцент делается на анализе экономики секторов экономики, поэтому в процессе пересмотра СНС 1968 г. рассматривалась возможность  изменения названия «СНС» (в это  название предлагалось внести ссылку на анализ экономики по секторам), однако эксперты, принимавшие участие в  пересмотре, решили сохранить утвердившееся  название системы.     

Суммируя сказанное, следует  отметить факторы, определившие основные направления развития СНС и ее содержание:     

систематическое применение макроэкономической теории;     

введение системы двойной  записи экономических операций;

  • использование данных СНС для разработки экономической политики;
  • участие международных экономических организаций в разработке международных стандартов в области национальных счетов;
  • применение математических методов и ЭВМ.

 

     Таким образом, современная СНС  представляет собой область знаний на стыке нескольких дисциплин: экономической  статистики, политической экономии, бухгалтерского учета, эконометрики. Следует подчеркнуть, что разработка международных стандартов в области СНС, как правило, опиралась  на прогресс в этой области статистики в наиболее развитых капиталистических  странах. 

Информация о работе Контрольная работа по системе национальных счетов