Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:47, лекция
В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.
Резюме - это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» бизнеса. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Именно по содержанию резюме потенциальные инвесторы, партнеры судят о целесообразности прочтения бизнес-плана до конца и вообще состоятельности предлагаемого проекта.
В резюме необходимо в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:
- Основные задачи бизнес-плана;
- Привлекательность бизнеса;
- Перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;
- Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;
- Размер требуемого капитала.
Резюме должно содержать следующие данные:
Резюме целесообразно
завершить информацией о
Таблица 1
Основные технико-
Показатель |
0-й год |
1 год |
2 год |
3 год |
1. Программа выпуска, нат.ед.измерения |
||||
2. Объем товарной продукции, тыс. руб. |
||||
3. Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
||||
4. Численность работников предприятия, чел. |
||||
в том числе: |
||||
- АУП |
||||
- промышленно-производственный персонал (ППП) |
||||
5. ФЗП всего персонала, тыс. руб. |
||||
в том числе: |
||||
- ФЗП АУП, тыс.руб. |
||||
-ФЗП ППП, тыс. руб. |
||||
6. Производительность труда в расчете на одного работающего ППП, руб./чел. |
||||
7. Среднемесячная зарплата в расчете на одного работающего ППП, руб. |
||||
8. Себестоимость ед.изделия, тыс. руб. |
||||
9. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
||||
10. Затраты на производство продукции, тыс.руб. |
||||
11. Валовая прибыль, тыс. руб. |
||||
12. Налог, УСН 15% |
||||
13. Чистая прибыль, тыс. руб. |
||||
14. Баланс на конец года, тыс.руб. |
||||
15. Предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции, руб. |
||||
16. Прибыль на 1 рубль товарной продукции, руб. |
||||
17. Рентабельность продукции, % |
||||
18. Срок окупаемости затрат, лет. |
||||
19. Норма прибыли на капитал, % |
||||
20. Экономический эффект, % |
Также в данном разделе целесообразно отразить потребность в инвестиционных средствах (табл. 2).
Таблица 2
Потребность в инвестициях
Статьи затрат |
1 год |
2 год |
3 год | ||||||||
Всего |
по кварталам |
Всего |
по кварталам |
Всего | |||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV | ||||
1.Капитальные вложения
по утвержденному проекту, подл |
|||||||||||
2. Капитальные вложения в объекты сбыта |
|||||||||||
3. Приобретение оборотных средств |
|||||||||||
4. Другие инвестиции в период освоения и эксплуатации производственных мощностей |
|||||||||||
5. Итого - объем инвестиций |
Целевой функцией данного раздела является анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, а также изложение сведений на основе информации, взятой из учредительных документов предприятия, свидетельства о государственной регистрации и др.
Данный раздел бизнес-плана целесообразно структурировать следующим образом:
Таблица 3
Общая характеристика предприятия
Содержание требуемых сведений |
Источники необходимых сведений |
Информация по конкретному предприятию |
1. Полное и сокращенное название предприятия |
Учредительные документы предприятия |
|
2. Дата регистрации предприятия. Номер регистрационного свидетельства с наименованием органа, зарегистрировавшего предприятие. |
Свидетельство о государственной регистрации |
|
3. Почтовый и юридический адреса предприятия |
Учредительные документы предприятия |
|
4. Подчиненность предприятия
– вышестоящий орган (код минис |
Код присвоен предприятию органом государственной статистики |
|
5. Вид деятельности (основной), (код отрасли) |
Код присвоен предприятию органом государственной статистики |
|
6. Организационно-правовая форма предприятия |
Код присвоен предприятию органом государственной статистики |
|
7. Форма собственности,
доля государства (субъекта |
Код присвоен предприятию органом государственной статистики |
|
8. Включение в реестр предприятий-монополистов |
Справка от министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства |
|
9. Банковские реквизиты (идентификационный номер, код ИНН, расчетный счет) |
||
10. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие |
Свидетельство о постановке на налоговый учет |
|
11. Организационная структура предприятия, дочерние компании |
Схема организационной структуры предприятия |
Обрабатывая информацию
об истории и возникновении предпр
На этом этапе разработки
бизнес-плана очень важно
Важным фактором в принятии окончательного решения потенциальными инвесторами о привлекательности, конкурентоспособности предлагаемого проекта является наличие на предприятии гармоничного управленческого коллектива, способного успешно решать четыре основных элемента управления:
Группа управления в целом должна обладать человеческими качествами, техническим и концептуальным опытом, как в производстве, так и в организации поставок продукции предприятия (и / или комплекса услуг) на рынок. А поэтому сила группы управления должна быть четко отражена в бизнес-плане.
Любое предприятие находится и функционирует в среде или, так называемой среде бизнеса.
«Среда» или «окружение» предприятия — это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия (внешнюю и внутреннюю среды бизнеса) (рис. 4).
Рисунок 4 - Соотношение внешней и внутренней среды предприятия
Внутренняя среда предприятия
заключает в себе тот потенциал,
с помощью которого предприятие
существует, развивается и выживает
в течение определенного
К внутренней среде относят (рис. 5):
- часть общей среды, которая
находится в рамках
- совокупность «факторов
Рисунок 5 - Пример компонентов внутренней среды
Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития.
К внешней среде бизнеса относят (рис. 6):
- сферу, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
- совокупность «факторов влияния» вне предприятия, на которые само предприятие не может влиять непосредственно.
Рисунок 6 - Пример компонентов внешней среды предприятия
Анализ внешней и внутренней среды проводится постоянно в различных формах на любом предприятии. Он является основой для принятия решений о деятельности предприятия.
Анализ внешней среды бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.
Получив данные о факторах, представляющих
опасность или открывающих
Для анализа факторы внутренней
среды можно представить
После анализа внутренней и внешней среды бизнеса необходимо сопоставить полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа, который позволяет получить общую картину действительности.
Аббревиатура SWOT:
S – strengths – сильные стороны;
W – weaknesses – слабые стороны;
O – opportunities – возможности;
T – treaty – угрозы.
Таблица 4
Факторы внутренней среды
Таким образом, метод SWOT-анализа выявляет в потенциале:
- силы предприятия (S) (например, то, в чем предприятие преуспело);
- слабости предприятия (W) (например, то, что у предприятия никак не получается);
- возможности (О), предоставляемые
предприятию внешней средой (например,
нечто, дающее предприятию
- угрозы (Т) для предприятия
со стороны внешней среды (
Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная технология, известность товарной марки).
Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых потребителей, строительстве шоссе рядом с предприятием и т.д.
Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т.д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым.
Угрозы могут состоять в несанкционированном копировании уникальных разработок предприятия, появлении новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.
Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа (табл. 5).
Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах – состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; силы и слабости потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получается четыре поля, в результате складываются следующие группы ситуаций:
1. Поле SO – «сила –
возможности» - отмечают те сильные
стороны потенциала
2. Поле ST – «сила - угрозы» - относят те слабые стороны потенциала предприятия, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности;
3. Поле WT – «слабость
- угрозы» - наихудшее сочетание
для предприятия. Снижение