Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:47, лекция

Описание работы

В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Файлы: 1 файл

76442_lekcii_po_biznes_planirovaniyu.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Резюме - это часть  бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» бизнеса. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Именно по содержанию резюме потенциальные инвесторы, партнеры судят о целесообразности прочтения бизнес-плана до конца и вообще состоятельности предлагаемого проекта.

В резюме необходимо в  нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно  отметив:

- Основные задачи бизнес-плана;

- Привлекательность бизнеса;

- Перспективные оценки  будущих прибылей и объемов  продаж;

- Процедуры возврата  займов и кредитов инвесторам;

- Размер требуемого  капитала.

Резюме должно содержать  следующие данные:

  • идеи, цели, суть проекта;
  • особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их конкурентные преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
  • стратегия и тактика достижения поставленных целей;
  • квалификация персонала и особенности ведущих менеджеров.

Резюме целесообразно  завершить информацией о прогнозе спроса, объемах продаж, потребности в финансировании, финансовых результатах, которые ожидаются в результате реализации проекта. Эти данные могут быть представлены в виде табл. 1.

 

Таблица 1

Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия

 

Показатель

0-й год

1 год

2 год

3 год

1. Программа выпуска,  нат.ед.измерения

       

2. Объем товарной продукции,  тыс. руб.

       

3. Объем реализованной  продукции, тыс. руб.

       

4. Численность работников  предприятия, чел.

       

в том числе:

       

- АУП

       

- промышленно-производственный  персонал (ППП)

       

5. ФЗП всего персонала,  тыс. руб.

       

в том числе:

       

- ФЗП АУП, тыс.руб.

       

-ФЗП ППП, тыс. руб.

       

6. Производительность  труда в расчете на одного  работающего ППП, руб./чел.

       

7. Среднемесячная зарплата  в расчете на одного работающего ППП, руб.

       

8. Себестоимость ед.изделия,  тыс. руб.

       

9. Прибыль от реализации  продукции, тыс. руб.

       

10. Затраты на производство  продукции, тыс.руб.

       

11. Валовая прибыль,  тыс. руб.

       

12. Налог, УСН 15%

       

13. Чистая прибыль,  тыс. руб.

       

14. Баланс на конец  года, тыс.руб.

       

15. Предельный уровень  затрат на 1 руб. товарной продукции,  руб.

       

16. Прибыль на 1 рубль  товарной продукции, руб.

       

17. Рентабельность продукции, %

       

18. Срок окупаемости  затрат, лет.

       

19. Норма прибыли на  капитал, %

       

20. Экономический эффект, %

       

 

Также в данном разделе  целесообразно отразить потребность  в инвестиционных средствах (табл. 2).

 

Таблица 2

Потребность в инвестициях

Статьи затрат

1 год

 

2 год

3 год

Всего

по кварталам

Всего

по кварталам

Всего

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1.Капитальные вложения  по утвержденному проекту, подлежащие выполнению

                     

2. Капитальные вложения  в объекты сбыта

                     

3. Приобретение оборотных средств

                     

4. Другие инвестиции  в период освоения и эксплуатации производственных мощностей

                     

5. Итого - объем инвестиций 

                     

 

Тема 6. Описание предприятия  и отрасли

6.1 Назначение и элементы  раздела «Описание предприятия и отрасли»

 

Целевой функцией данного  раздела является анализ текущего состояния  и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, а также изложение сведений на основе информации, взятой из учредительных документов предприятия, свидетельства о государственной регистрации и др.

Данный раздел бизнес-плана  целесообразно структурировать  следующим образом:

  • описание отрасли;
  • краткая характеристика предприятия (табл.3);
  • краткая историческая справка возникновения компании;
  • организационная структура предприятия;
  • характеристика менеджеров.

Таблица 3

Общая характеристика предприятия

 

Содержание требуемых  сведений

Источники необходимых сведений

Информация по конкретному  предприятию

1. Полное и сокращенное  название предприятия

Учредительные документы предприятия

 

2. Дата регистрации  предприятия.

Номер регистрационного свидетельства с наименованием органа, зарегистрировавшего предприятие.

Свидетельство о государственной регистрации

 

3. Почтовый и юридический  адреса предприятия

Учредительные документы предприятия

 

4. Подчиненность предприятия  – вышестоящий орган (код министерства)

Код присвоен предприятию органом государственной статистики

 

5. Вид деятельности (основной), (код отрасли)

Код присвоен предприятию органом государственной статистики


 

6. Организационно-правовая форма предприятия

Код присвоен предприятию органом государственной статистики

 

7. Форма собственности,  доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %

Код присвоен предприятию органом государственной статистики

 

8. Включение в реестр предприятий-монополистов

Справка от министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

 

9. Банковские реквизиты  (идентификационный номер, код ИНН, расчетный счет)

   

10. Адрес налоговой  инспекции, контролирующей предприятие

Свидетельство о постановке на налоговый учет

 

11. Организационная структура  предприятия, дочерние компании

Схема организационной структуры предприятия

 

 

Обрабатывая информацию об истории и возникновении предприятия, формулируя цель и миссию предприятия, необходимо определить ценностные ориентиры предприятия, кодекс норм морали деловых взаимоотношений. Это неизбежно положительно скажется на репутации, имидже предприятия.

На этом этапе разработки бизнес-плана очень важно четко  сформулировать цель предприятия. В зависимости от особенностей вида деятельности цели могут быть определены в бизнес-плане следующим образом:

    • предоставление необходимых обществу товаров (работ, услуг);
    • достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;
    • накопление необходимых средств для развития бизнеса;
    • увеличение доли рынка на ____ %;
    • повышение качества выпускаемой продукции;
    • сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на _____ дней (часов);
    • выход на новые рынки сбыта к _____;
    • снижение затрат на единицу товара на ______%;
    • освоение новых видов товаров (услуг);
    • обеспечение конкурентоспособности продукции и удовлетворение спроса потребителей на ______ продукцию;
    • развитие экспортной базы и содействие сбыту продукции на зарубежных рынках и т. д.;

Важным фактором в  принятии окончательного решения потенциальными инвесторами о привлекательности, конкурентоспособности предлагаемого проекта является наличие на предприятии гармоничного управленческого коллектива, способного успешно решать четыре основных элемента управления:

      • планирование;
      • организация;
      • контроль;
      • руководство.

Группа управления в  целом должна обладать человеческими  качествами, техническим и концептуальным опытом, как в производстве, так и в организации поставок продукции предприятия (и / или комплекса услуг) на рынок. А поэтому сила группы управления должна быть четко отражена в бизнес-плане.

6.2 Внешняя и внутренняя  среда бизнеса, ее анализ

 

Любое предприятие находится  и функционирует в среде или, так называемой среде бизнеса.

«Среда» или «окружение» предприятия  — это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия (внешнюю и внутреннюю среды бизнеса) (рис. 4).

 

 

Рисунок 4 - Соотношение внешней  и внутренней среды предприятия

 

Внутренняя среда предприятия  заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие  существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени.

К внутренней среде относят (рис. 5):

- часть общей среды, которая  находится в рамках предприятия;

- совокупность «факторов влияния»  внутри предприятия, которые непосредственно  подконтрольны предприятию. 

 

 

Рисунок 5 - Пример компонентов  внутренней среды

 

Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал  предприятия на должном уровне. Предприятие  постоянно взаимодействует с  внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития.

К внешней среде бизнеса  относят (рис. 6):

- сферу, в которой  предприятие осуществляет свою  деятельность;

- совокупность «факторов  влияния» вне предприятия, на  которые само предприятие не может влиять непосредственно.

 

 

Рисунок 6 - Пример компонентов  внешней среды предприятия

 

Анализ внешней и внутренней среды проводится постоянно в различных формах на любом предприятии. Он является основой для принятия решений о деятельности предприятия.

Анализ внешней среды  бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.

Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые  возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, необходимо оценить внутреннюю среду предприятия, т.е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды.

Для анализа факторы внутренней среды можно представить следующим  образом (табл.4).

После анализа внутренней и внешней  среды бизнеса необходимо сопоставить  полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа, который позволяет получить общую картину действительности.

Аббревиатура SWOT:

S – strengths – сильные стороны;

W – weaknesses – слабые стороны;

O – opportunities – возможности;

T – treaty – угрозы.

 

 

 

Таблица 4

Факторы внутренней среды

 

 

Таким образом, метод SWOT-анализа  выявляет в потенциале:

- силы предприятия  (S) (например, то, в чем предприятие  преуспело);

- слабости предприятия  (W) (например, то, что у предприятия никак не получается);

- возможности (О), предоставляемые  предприятию внешней средой (например, нечто, дающее предприятию шанс  сделать что-то новое);

- угрозы (Т) для предприятия  со стороны внешней среды (например, то, что может нанести вред предприятию).

Сила может заключаться  в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые  дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная  технология, известность товарной марки).

Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых  потребителей, строительстве шоссе  рядом с предприятием и т.д.

Слабость может заключаться  в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т.д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым.

Угрозы могут состоять в несанкционированном копировании уникальных разработок предприятия, появлении новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.

Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа (табл. 5).

Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах – состоянии внешней  среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; силы и слабости потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получается четыре поля, в результате складываются следующие группы ситуаций:

1. Поле SO – «сила –  возможности» - отмечают те сильные  стороны потенциала предприятия,  которые обеспечивают ему использование  представившихся возможностей;

2. Поле ST – «сила - угрозы»  - относят те слабые стороны потенциала предприятия, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности;

3. Поле WT – «слабость  - угрозы» - наихудшее сочетание  для предприятия. Снижение угроз  возможно только разработкой  стратегий развития своего потенциала;

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"