Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:30, курс лекций

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание работы

1. Предприятие в условиях рыночной экономики
2. Ресурсы предприятия
3. Организация деятельности предприятия
4. Планирование и мотивация деятельности
5. Результаты и эффективность деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Финансовыересурсы.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

Микросреда  представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. 

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами  предприятий являются потребители  продукции (услуг) на разных клиентурных  рынках:  
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);  
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);  
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;  
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);  
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков). 

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям  для производства конкурентоспособной  продукции необходимо постоянно  изучать своих конкурентов, разрабатывать  и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику. 

Контактные  аудитории - это организации, проявляющие  реальный или потенциальный интерес  к предприятию или оказывающие  влияние на его способность достигать  поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). 

В макросреде предприятия  действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. 

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. 

Индустриально-аграрный потенциал Украины базируется в  значительной степени на собственных  минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах. В настоящее время разведано более 8 тыс. месторождений свыше 90 видов полезных ископаемых. Ежегодная добыча минерального сырья превышает 1 млрд. тонн, что составляет около 5% мировой добычи. Наиболее важные: каменный уголь, железные и марганцевые руды, сера, графит, цементное сырье, нерудное металлургическое сырье. 

Наша страна располагает значительными энергетическими  ресурсами, которые обеспечены работой  атомных, тепло- и электростанций, а  также имеет годовой ветроэнергетический  потенциал в 150 млрд квт/час. 

Демографические факторы. Для демографической среды Украины характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997 годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России). 

Снижение рождаемости  уменьшает потребность в товарах  на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает  предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. 

Изменение структуры  населения по возрастным группам  привело к сокращению трудового  потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах Украины оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов. 

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства. 

Экономические факторы. К основным факторам этой среды  принадлежат: рост и спад промышленного  производства, уровень и темпы  инфляции, колебания курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др. 

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды  и усиление вмешательства в процесс  рационального использования и  воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров. 

В настоящее  время две трети территории Украины  охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального  дохода, что само по себе указывает  на необходимость установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды. 

Политические  факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно  сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее  характерны: законодательное регулирование  предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли. 

Международные факторы, к которым можно отнести  интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара  на мировом рынке, рост экономической  мощи отдельных государств, становление  международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. 

1.3.3. Рынок и поведение на нем  субъектов хозяйствования

Рынок - это сфера товарного обмена и  связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и  свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике. 

Рынок выполняет  следующие функции:  
- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);  
- контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);  
- распределительную (устанавливает необходимые вопроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики); 
- стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);  
- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);  
- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц). 

Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации. 

Существуют  следующие принципы поведения хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике:  
1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических  и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;  
2) принцип свободного рыночного ценообразования;  
3) принцип главенства потребителя;  
4) принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);  
5) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства). 

Предприятие, являясь  составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы  социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения. 

Поведение хозяйствующих  субъектов на рынке регулируется также принципами:  
- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;  
- ответственности перед конечным потребителем;  
- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;  
- экономного ведения хозяйства;  
- соблюдения этического кодекса предпринимательства. 

2. Ресурсы  предприятия

2.1. Персонал  предприятия

2.1.1. Классификация и структура персонала  предприятия

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "персонал" предприятия. 

Трудовые  ресурсы - это часть населения  трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для  работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.   

Персонал  предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Все работники  предприятия делятся на две группы:  
- промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;  
- непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия. 

По характеру  выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих). 

Рабочие - это работники, непосредственно  занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс). 

Руководители - работники, занимающие должности руководителей  предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.   

Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.   

Технические исполнители (служащие) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия. 

В зависимости  от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации. 

Профессия - определенный вид деятельности (занятий) человека, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения.   

Специальность - вид деятельности в рамках той  или иной профессии, который имеет  специфические особенности и  требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.   

Квалификация - степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у  него знаний, умения и навыков, необходимых  для выполнения работы или функций  определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Для характеристики трудового потенциала предприятия  используется целая система показателей. 

Количественная  характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная  численность работников. 

Списочная численность - это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.   

Явочная численность включает лишь работников, явившихся на работу.

Для определения  численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. 

Среднесписочная численность работников за месяц  определяется как частное от деления  суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в  месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).

Движение работников на предприятии (оборот) характеризуют  следующие показатели:  
- коэффициент оборота по приему - это отношение численности всех принятых работников за данный период к среднесписочной численности работников за тот же период;  
- коэффициент оборота по выбытию - это отношение всех выбывших работников к среднесписочной численности работников;  
- коэффициент текучести кадров - это отношение выбывших с предприятия по неуважительным причинам (по инициативе работника, из-за прогулов и др.) к среднесписочной численности (определяется за определенный период). 

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"