Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 01:05, курсовая работа
Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст. 55, 74 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.
Введение 3
1. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности 4
2. Лицензирование отдельных видов деятельности 12
Заключение 18
Список литературы 19
На федеральном уровне госрегулирование должно сосредоточиться на общих проблемах формирования государственной торговой политики с ориентацией на целевые программы, индикативное планирование, экономические нормативы, санкции, приоритетность развития отдельных элементов торговой инфраструктуры в общенациональных интересах.
Компетенция федеральных органов власти в сфере торговли состоит в установлении правовых основ единого рынка страны, т.е. включает налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионное и сертификационное нормирование, установление правил продажи отдельных товаров и оказания услуг, разработку индикативных программ развития торговли и оценку последствий их реализации.
На территориальном уровне разрабатывается механизм реализации общегосударственной торговой политики с учетом особенностей регионального развития. На этом уровне должны решаться следующие задачи:
формирование региональной торговой политики и ее приоритетов, оказание избирательной поддержки торговым предприятиям, определяющим ситуацию на местном рынке или выполняющим конкретный социальный заказ населения данной территории, содействие развитию малых форм предпринимательства в торговле;
создание условий для повышения предпринимательской активности в торговой сфере через инвестиционную политику, систему местных налогов, сборов и предоставленных льгот, условия кредитования, землепользования, аренды городского (районного) имущества;
обеспечение регистрации и контроля за деятельностью всех участников торгового оборота, соблюдение ими финансовой, налоговой дисциплины, правил торговли, требований к качеству реализуемых товаров, уровню предоставляемых услуг с применением установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям;
рациональное размещение торговых объектов на территории, выдача лицензии на оптовую и розничную торговлю с учетом соблюдения интересов населения и городского хозяйства;
исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка потребительских товаров города (области, района) и предоставление информационных и консультационных услуг торговым предприятиям о состоянии рынка как на территориальном, так и на межрегиональном уровнях;
участие в создании системы информационного обеспечения формирования и регулирования потребительского рынка страны, базирующейся на использовании современных технологий по сбору, хранению, передаче и обработке информации о производстве и предложении товаров и услуг, потребностях и спросе населения, динамике отпускных, оптовых и розничных цен.
В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, предполагает своевременное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.
В юридической литературе
лицензирование рассматривают, наряду
с государственной
Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка — единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности. Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 128-ФЗ). Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.
В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, то есть возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.
Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и дератизационных средств и т. п.), а также по их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т.п.). Соискателями лицензии в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, филиалы и представительства не должны самостоятельно проходить процедуру лицензирования. Они вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, если это предусмотрено положениями, утвержденными создавшими их юридическими лицами. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то требуется лицензия на каждый вид.
Для получения лицензии соискатель представляет документы, перечисленные в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», иных федеральных законах и положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Причем перечень представляемых документов практически не изменился. Требовать иные документы, кроме указанных в нормативных правовых актах, лицензирующие органы не имеют права. В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.
За рассмотрение лицензирующим
органом заявления о
С 1 января 2005 года размер всех лицензионных сборов установлен главой 25.3 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 9 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа (это новелла). Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
В случае принятия положительного решения соискателю лицензии направляется письменное уведомление с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.
Лицензия — срочный документ. В соответствии со статьей 8 закона № 158-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными зако
являются правоотношениями «по вертикали», так как складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности — лицензионной.
Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка — единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности. Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 128-ФЗ). Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.
В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, то есть возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.
Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и дератизационных средств и т. п.), а также по их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т.п.). Соискателями лицензии в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, филиалы и представительства не должны самостоятельно проходить процедуру лицензирования. Они вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, если это предусмотрено положениями, утвержденными создавшими их юридическими лицами. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то требуется лицензия на каждый вид.
Для получения лицензии соискатель представляет документы, перечисленные в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», иных федеральных законах и положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Причем перечень представляемых документов практически не изменился. Требовать иные документы, кроме указанных в нормативных правовых актах, лицензирующие органы не имеют права. В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.
За рассмотрение лицензирующим
органом заявления о
С 1 января 2005 года размер всех лицензионных сборов установлен главой 25.3 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 9 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа (это новелла). Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
В случае принятия положительного решения соискателю лицензии направляется письменное уведомление с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.
Лицензия — срочный документ. В соответствии со статьей 8 закона № 158-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.
Статьей 8 нового закона определяется, что срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании возможно продление по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Таким образом, принятым Законом подтверждается норма о том, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Вместе с тем из нового Закона исключено положение о том, что только по заявлению соискателя лицензия может быть выдана на срок меньше предусмотренного положением о лицензировании того или иного вида деятельности.
В случаях преобразования
юридического лица, изменения его
наименования или места нахождения,
изменения имени и места
Информация о работе Лицензирование отдельных видов деятельности