Личные способности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:03, реферат

Описание работы

Откуда берется потребность в управлении персоналом? Я, думаю, что она появляется тогда, когда хотя бы два человека объединяют свои усилия для достижения какой либо общей цели. Возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них берет на себя. При этом он становится руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. Абсолютно не важно в какой ситуации это происходит. Договариваясь о месте встречи или строя дом, люди следуют именно этому правилу.

Файлы: 1 файл

Lichnye_sposobnosti_rukovoditelya.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

Другая группа качеств, необходимых  любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных  знаний и практических навыков. Она  бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

 

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

 

Творчество немыслимо без способности  находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к  окружающим независимо от того, кто  они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

 

Для всех ведущих компаний характерен принцип «не оставлять ни одного предложения, пусть даже незначительного, без ответа». С этой целью, например на фирме «Toyota» ведется ежемесячный учет предложений, которые рассматриваются на различные уровнях в зависимости от ценности предложения.

 

Отличным примером этого может  служить также политика фирмы IBM. Два раза в год там проводятся опросы общественного мнения. Это  анонимные и добровольные опросы, охватывающие почти всех сотрудников IBM. Анкета, используемая в опросах  очень объемная. Вопросы охватывают самые разные стороны жизни IBM - от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом до зарплаты и условий труда на рабочем месте. По их результатам каждый руководитель готовит план действий по устранению выявленных недостатков и согласовает его со своими подчиненными.

 

Но наиболее важно для менеджера  схватывать все на лету, увязывать  вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и  вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Настоящая учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

 

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.

 

Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

 

К организаторским качествам нужно  отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

 

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается  в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

 

Важным организаторским качеством  менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

 

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого  он не сможет ни призвать к порядку  других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

 

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом».

 

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь  отдыхать. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

 

С точки зрения контактности можно  выделить несколько типов руководителей.

 

Во-первых, те, кто большую часть  времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

 

Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.

 

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством  и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

 

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

 

 

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить  свои возможности и возможности  подчиненных, их поступки, не витать в  облаках, тогда не так больно будет  падать при неудаче.

 

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

 

Руководить людьми без уверенности  в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды  на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

 

Хороший руководитель должен уметь  обеспечивать сопричастность сотрудников  к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Т.е. по сути принять за аксиому теорию «Y» Дугласа Макгрегора, разработаную им в 60х годах, первый пункт которой гласит: «Работа для человека так же естественна, как игра». Руководитель должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

 

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

 

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

 

Существует определенный набор  человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти  качества не всегда зависят от производственного  опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте. Не стоит сбрасывать со счетов и людей как у нас говорят «пенсионного возраста». Подтверждением этого может послужить пример карьеры Коноскэ Мацуситы, главы фирмы “Мацусита дэнки”. Его трудовая деятельность началась в небольшой велосипедной мастерской, где он работал учеником мастера на мизерную плату. Мацусита проникся неподдельной любовью к изобретательству и решил открыть собственное дело. Вскоре он выбросил на рынок свое первое изделие. Это была усовершенствованная электрическая розетка, которая ввинчивалась в электропатрон. Событие это произошло в 1918 г., а через десять лет электротехническая компания “Мацусита дэнки” стала задавать тон в новой отрасли японской промышленности.

 

Японская национальная культура пропитана  националистическим духом. В ней  заложены идеи, побуждающие японцев  осознать свою причастность к общенациональным интересам. Исторически японцу внушали  мысль о том, что в своей  жизнедеятельности он должен прежде всего заботиться о "наполнении национального сосуда".

 

Мацусита умело воспользовался этим мировоззрением своих соотечественников  и в разработанной им воспитательной системе сделал акцент на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого работника и японской нации в целом, что стало одним из важнейших источников успеха.

 

В 1971 г. Мацусита сложил с себя полномочия президента и стал председателем  совета директоров. По этому поводу он писал: “Когда фирма обгоняет в  росте своих основателей, возникает опасность застоя. Именно это стало теперь ощущаться в системе управления; все уповают на своего вождя, и я почувствовал, что дела пошли не совсем гладко. Нельзя все время ожидать, что скажет руководитель. Именно по этому я решил сложит с себя свои полномочия и передать бразды правления своему преемнику”.

 

Однако в 1977г., в период очередных  затруднений, он вновь вернулся к  оперативному руководству и перетасовал  высший эшелон управления фирмой. Мацусита окончательно удалился от дел в возрасте 86 лет.

 

Лучшим свидетельством успешной карьеры  этого человека, вобравшего в себя большинство лучших качеств руководителя, и являющегося отличным примером для любого менеджера, может служить, по моему мнению фирменный гимн “Мацусита  дэнки”. Каждый день в восемь часов утра его поют примерно 200 тысяч работников фирмы:

 

Объединим наши силы и разум,

 

Сделаем все во имя процветания  производства.

 

Пусть наши товары текут к народам  всего мира.

 

Пусть текут они беспрерывно  и вечно,

 

Как вода из нескончаемого фонтана.

 

Расти, индустрия, расти, расти!

 

Да здравствует гармония и честность!

 

Да здравствует "Мацусита дэнки!"

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Веснин В.Р. Менеджмент для  всех . - М.: Знание, 1994. - 173 с. 

 

2. Кузьмин И.А. Психотехнология  и эффективный менеджмент . - М.: Россмен,

 

1995. - 491 с.

 

3. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275 с. 

 

4. Каору И. “Японские методы  управления качеством”

 

5. Оучи У.Г.  “Методы организации производства: японский и американский 

 

подходы”

 

6. Пронников В.А., Ладанов И. Д. “Управление персоналом в Японии”

 

7. Мартынов  С.Д. Профессионалы в управлении. - Л.:Лениздат, 1991 г.


Информация о работе Личные способности руководителя