Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3

1.Классическая модель макроэкономического равновесия
1.1.Регулирующая роль денег………………………………………………….. 5
1.2.Закон Сэя…………………………………………………………………….. 6
1.3.Роль процентной ставки и цены в механизме равновесия……………….. 7
1.4.Принципы и дополнения к классической модели равновесия…………… 9
2.Кейсианская модель доход и расходов
2.1.Основные принципы равновесия…………………………………………...11
2.2. Потребления и сбережения в кейнсианской модели……………………..13
2.3.Инвестиции в кейнсианской модели……………………………………….16
2.4.Равновесие в двухсекторной модели……………………………………….18
2.5. Эффект мультипликатора…………………………………………………..21
2.6.Роль государственного сектора и чистого экспорта………………………25

Заключение………………………………………………

Файлы: 1 файл

0665359_7AA49_makroekonomicheskoe_ravnovesie_keynsianskaya_model_dohodov_i.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Равновесие расходов и дохода, т.е. равновесие товарного рынка, находится в точке пересечения двух кривых (т. А). В этой точке: 1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Ер = Y; 2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е = Ер; 3) инъекции равны изъятиям: I = S; 4) планируемые инвестиции равны сбережениям: Iр = S

Рассмотрим неравновесные  точки. Например, в т. В:

Eр < Y , Eр < E Þ Iр< S, инъекции меньше изъятий.

Наоборот, в т. С: Eр > Y , Eр > E Þ Iр> S, инъекции больше изъятий.

Как устанавливается  равновесие товарного рынка? Если экономика находится в точке В, где планируемые расходы (сколько продукции хотят купить экономические агенты) меньше выпуска (сколько фактически произведено), часть продукции продана не будет и произойдет непредвиденное накопление (увеличение) фирмами запасов непроданной продукции. В результате экономика придет в состояние равновесия (движение из т.В в т.А). Если же экономика находится в точке С, в которой планируемые расходы превышают выпуск, что означает, что хотят купить больше, чем фактически произведено, фирмы начинают распродавать запасы непроданной в предыдущий период продукции, запасы сокращаются, спрос удовлетворяется, и экономика приходит в состояние равновесия (движение из т.С в т.А). Таким образом, механизмом, обеспечивающим восстановление равновесия на товарном рынке, является изменение (накопление или сокращение) запасов (рис.2.3).

 

 

2.5. Эффект мультипликатора

 

Для того, чтобы определить величину равновесного выпуска (равновесного национального дохода) следует приравнять его к величине планируемых расходов:

 

, где  , то есть .

 

Что произойдет, если увеличатся расходы? Кейнс показал, что рост расходов ведет к росту дохода, однако доход возрастает в большей  степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т.е. с эффектом мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, который показывает во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.

Предположим, что домохозяйство  увеличивает свои автономные расходы на $200, т.е. покупает на эту сумму товары и услуги. Это означает, что производитель этих товаров и услуг получает доход в $200, который он тратит на потребление и сбережения. Предположим, что предельная склонность к потреблению мрс = 0.8, что означает, что из каждого дополнительного 1 доллара дохода экономический агент тратит на потребление 80 центов (т.е. 80%), а 20 центов (т.е. 20%) сберегает (т.е. предельная склонность к сбережению mрs = 0.2). В этом случае, получив $200 дополнительного дохода, производитель потратит $160 на потребление (Y х mрс =200 х 0.8 = 160) и $40 пойдут на сбережения (Y х mрs = 200 х 0.2 = 40). Потраченные им на потребление (на покупку товаров и услуг) $160 создадут дополнительный доход еще одному продавцу, который в свою очередь потратит $128 на потребление (Y х mрс = 160 х 0.8 = 128) и $32 сбережет (соответственно 160 х 0.2 = 32) и т.д. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока прирост расходов не дойдет до 0.

 

 

Просуммируем все полученные доходы, чтобы узнать, насколько  в результате увеличился совокупный доход:

 

 

Мы получили бесконечно убывающую геометрическую прогрессию, а это и есть математический смысл мультипликатора, с основанием (mрс) меньше единицы. Следовательно, ее сумма равна , т.е. . Выражение представляет собой мультипликатор (автономных) потребительских расходов. В нашем примере мультипликатор равен 5 (1 / 1 – 0.8 = 5). Следовательно, при росте автономных потребительских расходов на $200 рост совокупного дохода составил $1000 (200 х 5 = 1000).

Аналогичные рассуждения  применимы и к изменению (автономных) инвестиционных расходов. Увеличивая инвестиции, фирма закупает инвестиционные товары, создавая доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая доход производителю этих потребительских товаров и т.д. В результате рост совокупного дохода будет в несколько раз большим, чем первоначальный прирост инвестиций, т.е. будет действовать эффект мультипликатора, и мультипликатор (но в данном случае инвестиционных расходов) также будет равен .

Формулу мультипликатора автономных расходов можно вывести и алгебраически. Поскольку:

 

 

Графическое изображение  эффекта мультипликатора расходов (например, мультипликатора инвестиций) представлено на рис.2.4.

 

 

На рисунке видно, что  каждый следующий прирост дохода меньше, чем предыдущий. Процесс  мультипликации длится до тех пор, пока прирост дохода не станет равным нулю.

Чем выше предельная склонность к потреблению (mрс), тем величина мультипликатора автономных расходов больше. Так, например, если mрс = 0.9, мультипликатор = 10 (1 / (1 – 0.9) = 10), а при mрс = 0.75, мультипликатор = 4 (1 / (1 – 0.75) = 4). А поскольку mрс определяет наклон кривой планируемых расходов, то чем больше mрс, тем кривая более крутая.

 

 

А чем более крутая кривая планируемых расходов, т.е. чем больше mрс и, следовательно, мультипликатор, тем больший прирост дохода даст одинаковое увеличение расходов. Это проиллюстрировано на рис.2.6. На рис.2.5 (б) предельная склонность к потреблению (mрс) больше, а поэтому кривая планируемых расходов более крутая и мультипликативный эффект роста дохода при одинаковой величине роста расходов больше (DY2 > DY1), чем на рис.2.5 (а).

2.6.Роль государственного сектора и чистого экспорта

 

             Добавив государственный сектор в наш анализ, мы получим трехсекторную модель, в которой действуют три макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы и государство. Государственные расходы является важным компонентом совокупных расходов (совокупного спроса). В отличие от домохозяйств и фирм, государственные расходы – это экзогенная величина или так называемый параметр управления. Государственные расходы не зависят от уровня дохода и всецело определяются макроэкономической, в первую очередь фискальной, политикой правительства.

Государственные расходы  возникают в связи с необходимостью выполнения государством его многочисленных функций, основными из которых в  современной экономике являются:

  1. определение правил ведения экономической деятельности, т.е. «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);
  2. поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей и обеспечение экономического роста);
  3. производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);
  4. социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.);
  5. борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика по защите окружающей среды)

 Государственные расходы делятся на 2 группы:

    1. государственные закупки товаров и услуг (например, расходы на строительство дорог, школ, больниц, выплата жалования чиновникам, учителям, врачам)
    2. трансфертные платежи (например, пенсии, пособия по безработице, субсидии фирмам). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают перераспределение имеющегося совокупного дохода.

Государство может оказывать  на экономику влияние прямое и  косвенное. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса, являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное воздействие осуществляется через изменение величины налогов и трансфертов, в том числе субсидий, поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов (рост налогов сокращает оба эти вида расходов, а рост трансфертов их увеличивает).

Для финансирования своей  деятельности государство взимает  налоги в законодательном порядке.

Налоговая функция имеет  вид:

                                              T=Tf+tY,

где    Tf – налоги, независящие от дохода,

          t – налоговая ставка.

Государственный бюджет утверждается парламентом на текущий  финансовый год заранее, и основные статьи госрасходов остаются неизменными. Изменение размера расходов связано  с длительной процедурой обсуждения в парламенте. Таким образом, величина государственных расходов в модели совокупных расходов принимается как постоянная.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика) – деятельность правительства по изменению государственных расходов, налогов и государственного бюджета, имеющая своей целью обеспечение полной занятости при не инфляционном уровне ВНП.

Фискальная политика может осуществляться в двух направлениях: стимулирование и сдерживание.

Стимулирующая фискальная политика направлена на преодоление  спада. Правительство должно увеличить госрасходы или снизить налоги. На результативность стимулирующей фискальной политики влияет “эффект вытеснения”. Если государственные расходы финансируются путем выпуска займов, то на денежном рынке возрастет процентная ставка. Это повлечет за собой снижение инвестиционного спроса, т.к. для предпринимателей возрастет цена кредита.

Сдерживающая фискальная политика проводится для ограничения подъема  экономики. Государство ограничивает свои расходы и повышает налоги.  Ценой спада производства и роста безработицы можно снизить инфляцию.

Как уже отмечалось, Кейнс  создавал свою модель для закрытой экономики, однако его последователи  распространили выводы модели на открытую экономику. Необходимость такого расширения модели «Кейнсианского креста» была связана с тем, что после Первой Мировой войны и особенно с начала 60-х годов происходит интернационализация мирохозяйственных связей, выразившаяся в расширении международной торговли (движения товаров и услуг) и усилении процесса переливов капитала (движении финансовых активов – акций и облигаций) между странами.

Добавим в анализ иностранный  сектор. В результате получим четырехсекторную модель экономики. Расходы иностранного сектора являются важным компонентом  совокупных расходов и известны как  расходы на чистый экспорт. Чистый экспорт представляет собой один из видов взаимоотношений данной страны с другими странами (международной торговли). Чистый экспорт равен разнице между экспортом и импортом. Экспорт является автономной величиной, т.е. не зависит от уровня дохода данной страны, а определяется уровнем дохода в других странах (странах -торговых партнерах - прямая зависимость) и уровнем обменного курса (обратная зависимость). Экспорт представляет собой спрос иностранного сектора на товары и услуги данной страны. Поэтому чем выше уровень дохода в других странах, тем с большим желанием они будут покупать товары, произведенные в данной стране, т.е. экспорт возрастет. А чем выше обменный курс национальной денежной единицы, тем более дорогими и поэтому менее привлекательными они становятся для иностранцев, поэтому экспорт падает. Функция, экспорта, поэтому может быть выражена формулой:

Ех = Ех (Yf, e)

 

где Yf – доход в других странах, e – обменный курс денежной единицы данной страны.

Что касается импорта, одна его часть может не зависеть от уровня совокупного дохода данной страны и представлять собой автономный импорт, но другая его часть обязательно зависит от уровня дохода, поскольку рост национального дохода данной страны ведет к росту спроса на товары и услуги, в том числе и импортные, т.е. при росте дохода импорт увеличивается. Таким образом, импорт делится на автономный и неавтономный (индуцированный) и поэтому формула импорта может быть представлена:

Im = Im + mpm Y

 

где Im – автономный импорт, а mpm – предельная склонность к импорту. Заметим, что импорт зависит от величины национального, а не располагаемого дохода. Предельная склонность к импорту – это величина, которая показывает, на сколько увеличится (сократится) импорт при росте (сокращении) дохода на единицу:

 

mpm = DIm / DY  0 < mpm < 1

Кроме того, импорт также  зависит от обменного курса национальной денежной единицы. Причем зависимость прямая, т.е. чем выше обменный курс национальной валюты, тем более дешевыми и привлекательными становятся импортные товары для отечественных покупателей.

Поскольку чистый экспорт  представляет собой разницу между  экспортом и импортом, то функция  чистого экспорта имеет вид:

 

Хn = Ех – Im = Ех – (Im + mpm Y) = (Ех – Im) - mpm Y

 

где (Ех – Im) – автономный чистый экспорт, а (mpm Y) – индуцированный импорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наклон кривой планируемых  совокупных расходов в четырехсекторной модели экономики меньше (она более  пологая), чем в трехсекторной, поскольку он определяется величиной (mpc (1- t) - mpm), а при наличии индуцированных инвестиций величиной (mpc (1 – t) + mpI - mpm) (рис.2.6). Поэтому эффект мультипликатора в открытой экономике меньше, чем в закрытой.

Изменение величины автономного  чистого экспорта сдвигает кривую планируемых  совокупных расходов. Рост величины автономного чистого экспорта ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных расходов, а сокращение – вниз.

Рост величины предельной склонности к импорту меняет наклон кривой планируемых расходов и величину мультипликатора. Чем больше mpm, тем кривая более пологая, следовательно эффект мультипликатора меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существует две модели в объяснение равновесия рынка: классическая и кейнсианская. Классическая модель предполагает низменность, фиксированность, предложения, как следствие задействованности всех необходимых ресурсов. При этом решающим моментом в этой модели является регулирование денежной массы, которая сказывается и на спросе и на уровне цен. Кроме того, принимается за аксиому, что производство создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Особое место отводится процентной ставки, тогда как цены выполняют корректирующую роль, особенно в отношении сбалансированности инвестиций и сбережений.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие