Малые предприятия: понятие, проблемы развития, экономические льготы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству.

Содержание работы

1. Понятие малого предприятия 4
2. Проблемы развития 4
3. Экономические льготы 15
4. Расчетная часть 17
Список литературы. 22

Файлы: 1 файл

Экономика организаций(предприятий.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Еще одна проблема российских малых  предприятий, возникающая со стороны  государства – неоправданные  административные барьеры. Они создаются  государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. В 1994-1997 г.г. в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малого производства. К настоящему времени Федеральным фондом государственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн. рублей были выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых механизмов.1 При неоспоримом положительном значение этих отчислений, объемы государственного финансирования малого бизнеса приходится признать незначительными.

Таким образом следует  отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы.

В сфере обеспечения  малых предприятий финансовыми  ресурсами без помощи бюджета  государства также имеется целый  ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15 % годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14 %. Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов.

Диаграмма 1. Динамика числа  малых предприятий России, воспользовавшихся  ссудами банков в период 1995-1999 гг. (в процентах).

Диаграмма 2. Факторы, определяющие отказ малых предприятий от кредитов (% опрошенных).

На диаграммах 1 и 2 продемонстрирована динамика числа малых предприятий  России, воспользовавшихся ссудами  банков в период 1995-1999 г.г., а также  распределение факторов, определяющих отказ субъектов малого предпринимательства от получения кредитов. Диаграммы составлены на основе данных, полученных в результате опроса руководителей малых предприятий Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. Эти графики иллюстрируют уже описанную ситуацию. С начала 90-х годов активность сотрудничества российских малых предприятий с отечественными и зарубежными кредитными институтами неуклонно падала. При этом в 1999 г. лишь 14,1 % малых предприятий смогло получить ссуды для финансирования капиталовложений, остальные 13,8 % использовали кредиты в целях восполнения недостатка собственных оборотных средств. В диаграмме 2 особенно обращает на себя внимание тот факт, что полное отсутствие «взаимоотношений» малого бизнеса с банками вряд ли возможно. Какой-то минимум сотрудничества банков и организаций существует всегда, хотя бы на уровне обслуживания расчетных счетов. Следовательно этот фактор следует понимать скорее как невозможность получения от партнерского банка не только кредитных, но и любых других услуг.

 

 

 

3.Экономические льготы

В 2002 году организации  лишились большей части льгот  по налогу на прибыль. Однако некоторые  виды действовавших ранее освобождений пока еще могут использоваться. МНС  России выпустило письмо от 02.04.2002 №02–3–07'/77-Н343, в котором разъяснило порядок уплаты налога на прибыль малыми предприятиями.

До 2002 года некоторые  малые предприятия могли не платить  налог на прибыль в первые два  года своей деятельности. На это  было указано в пункте 4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 №2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее – Закон №2116–1). Чтобы получить такую льготу, нужно было выполнить следующие условия:

  • малое предприятие не должно быть созданным на базе ликвидированных или реорганизованных фирм, их филиалов и структурных подразделений;
  • осуществляемый вид деятельности связан с производством сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров или товаров народного потребления, строительных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Кроме того, льгота предоставлялась малым предприятиям, которые занимались строительством или ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;
  • – выручка от указанных видов деятельности в первые два года деятельности малого предприятия превышала 70% от общего дохода.

В третий и четвертый  года работы эти малые предприятия  также платили налог на прибыль  на льготных условиях. Так, на третьем  году работы они применяли ставку, равную 25% от обычной, а на четвертом – 50% от нее. При этом требования к основному виду деятельности ужесточались. Выручка от льготируемых видов деятельности должна была составлять уже 90% от общего дохода.

Напомним, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предоставляет малым предприятиям льгот по уплате налога на прибыль. Однако организации, которые начали применять эту льготу в 2001 году или ранее, продолжают использовать ее.

Согласно пункту 1 статьи 145 II части Налогового кодекса организации  и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей по уплате на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех месяцев налоговая база по операциям, облагаемым данным налогом без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей. Приведенное положение не распространяется на организации, признаваемые налогоплательщиками акцизов. Оно также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров, подлежащих налогообложению, на таможенную территорию Российской Федерации.

Освобождение организаций  и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  при выполнении ими ранее перечисленных  условий может производиться  на срок, равный двенадцати последовательным периодам (налоговый период по НДС равен месяцу). В статье 145 Налогового кодекса приведен механизм данной льготы.

По существу Налоговый  кодекс ухудшил условия хозяйствования малых предприятий, так как с 01.01.1994 года все малые предприятия, а  не только те, чья налоговая база не превысила ранее названную цифру, имели право платить НДС также как налог на прибыль ежеквартально, исходя из окончательного расчета своих налоговых обязательств по НДС.

С 01.01.2001 года с введением  в действие II части Налогового кодекса  подавляющая часть малых предприятий платят в бюджет НДС, что идет в разрез с ранее принятыми нормативными актами, декларирующими, что вводимые налоговые законы не должны ухудшать финансово-экономическое положение организаций.

 

 

 

 

 

4. Расчетная часть

I. Определение коэффициентов

1. Коэффициент ликвидации (Клик) определяется по формуле:

Клик = ОПФ лик / ОПФ нг,

где ОПФ нг - стоимость основных производственных средств (ОПФ) на начало года, тыс. руб.; ОПФ лик - стоимость ОПФ, выведенных из эксплуатации в течение года.

а) Здания

Клик/зд = 30/500=0,06

б) Сооружения

Клик/соор= 20/150=0,13

в) Передаточные устройства

Клик/пу = 0/80=0

г) Машины и оборудование

Клик/мо=10/840=0,01

д) Транспортные средства

Клик/тр- =0/98=0

е) Итого по предприятию:

Клик/пр = 60/1668=0,04

2. Коэффициент ввода (Квв) определяется по формуле:

КВВ=ОПФВВ/ОПФКГ;

ОПФ кг = ОПФ нг +ОПФ вв - ОПФ лик,

где ОПФ вв - стоимость ПФ, введённых в эксплуатацию в течение года; ОПФ кг- стоимость ОПФ на конец года, тыс. руб.

а) Здания

Квв/зд = 100/(500+100-30) = 0,17

б) Сооружения

КВв/соор =80/(150+80-20) =0,17

в) Передаточные устройства

Квв/пу =   30/(80+30-0) =0,27

г) Машины и оборудование

Квв/мио =25/(840+25-10) =0,03

д) Транспортные средства

Kвв/тр.cp. =18/(98+18-0) =0,15

е) Итого:

Квв/ИТОГО =253/(1668+253-60)=0,14

3. Определяем коэффициент прироста (Кпр) по каждому виду ОПФ и по предприятию в целом.

Кпр = ОПФвв / ОПФКГ,

ОПФпр = ОПФвв - ОПФКГ,

а) Здания

Кпр/зд=100-30/570=0,12

б) Сооружения

Кпр/соор = 80-20/(150+80-20)=60/210=0,28

в) Передаточные устройства

Кпр/пу = 30/120=0,25

г) Машины и оборудование

Кпр/мио =25-10/(840+25-10)=15/855=0,02

д) Транспортные средства

Кпр/тс =18/116=0,15

е) Итого:

Кпр/итого=253-60/(1668+253-60)= 193/1861=0,13.

II. Определение среднегодовой стоимости ОПФ по каждому виду

Производится методом, когда ввод и ликвидация фондов приурочены к началу периода, и показатель стоимости приобретает следующий вид.

ОПФср= (0.5*ОПФНГ+ { ОПФ+0,5*ОПФкг)/12,

 ОПФ – это сумма  стоимостей фондов на первое  число каждого месяца начиная с февраля (i=2) и заканчивая декабрём (п=12);

 ОПФср - среднегодовая стоимость ОПФ.

а) Здания

ОПФср/зд=(0,5*500+500+500+600+600+600+600+600+600+570+570+570+5*570)/12=9397/12=783,08(т.р.)

б) Сооружения

ОПФср/соор=(0,5*150+150+230+230+230+230+230+230+210+210+210+210+0,5*210)/12=2550/12=212,5(т.р.)

в) Передаточные устройства

ОПФср/пу=(0,5*8+80+80+80+80+80+110+110+110+110+110+110+0,5*110)/12=1119/12 = 93,25 (т.р.)

г) Машины и оборудование

ОПФср/мио=(0,5*840+840+840+830+855+855+855+855+855+855+855+855+0,5*855)/12=11037,5/12=919,79(т.р.)

д) Транспортные средства

ОПФср/ст=(0,5*98+98+98+98+98+98+98+98+98+98+116+116+0,5*116)/12=1221/12=101,75(т.р.)

Информация о работе Малые предприятия: понятие, проблемы развития, экономические льготы