Медицинское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:13, доклад

Описание работы

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования всегда принимает активное участие в дискуссии о добровольном медицинском страховании, потому что невозможно заниматьсяобязательным медицинским страхованием, не обращая внимания на то, что одновременно происходит в медицинских учреждениях. Мы считаем, что должны иметь полное понимание, как развивается система предоставления платных услуг и, соответственно, добровольное медицинское страхование.
Говоря откровенно, рынок ДМС в нашей стране сегодня на самом деле крайне узок – это всего 85 миллиардов рублей. Для сравнения, вся бесплатная медицинская помощь, предоставленная федеральными медицинскими учреждениями, а также учреждениями субъектов федерации и муниципальными учреждениями, обошлась бюджетам всех уровней в 1,5 триллиона рублей (это государственные средства). По сравнению с этим 80 миллиардов ДМС – это, конечно же, весьма и весьма немного. Приходится констатировать тот факт, что ДМС в России пока не развито и составляет около 5% к общему объему медицинской помощи, предоставляемой в рамках государственных гарантий.

Файлы: 1 файл

медецинское страхование.docx

— 18.28 Кб (Скачать файл)

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования всегда принимает  активное участие в дискуссии  о добровольном медицинском страховании, потому что невозможно заниматьсяобязательным медицинским страхованием, не обращая внимания на то, что одновременно происходит в медицинских учреждениях. Мы считаем, что должны иметь полное понимание, как развивается система предоставления платных услуг и, соответственно, добровольное медицинское страхование.

Говоря откровенно, рынок  ДМС в нашей стране сегодня  на самом деле крайне узок – это  всего 85 миллиардов рублей. Для сравнения, вся бесплатная медицинская помощь, предоставленная федеральными медицинскими учреждениями, а также учреждениями субъектов федерации и муниципальными учреждениями, обошлась бюджетам всех уровней в 1,5 триллиона рублей (это  государственные средства). По сравнению  с этим 80 миллиардов ДМС – это, конечно же, весьма и весьма немного. Приходится констатировать тот факт, что ДМС в России пока не развито  и составляет около 5% к общему объему медицинской помощи, предоставляемой  в рамках государственных гарантий.

Государство делает существенные шаги навстречу развитию добровольного  медицинского страхования. Есть возможность  отнесения затрат на медицинские  услуги на себестоимость предприятия-работодателя в размере до 6%. Есть налоговый  вычет в 150 тысяч рублей для физических лиц. Это достаточно серьезные преимущества. Известно, что стоимость страхования  ДМС по обычной, типовой программе, как правило, существенно ниже этих сумм.

Сейчас в Правительстве  Российской Федерации перед внесением  в Государственную Думу рассматривается  проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Он предусматривает четкое разграничение  платного и бесплатного медицинского обслуживания.

Хотелось бы сразу оговорить, что Конституция Российской Федерации  гарантирует возможность получения  бесплатной медицинской помощи по всему  спектру медицинских услуг, которые  требуется оказать в состоянии  угрозы жизни и здоровью человеку. Поэтому, естественно, говорить о том, что какой-то вид заболеваний  можно отнести к лечению только в системе ДМС и исключить  его из сферы ОМС, было бы неправильно, так как Конституция однозначно гарантирует всем гражданам Российской Федерации бесплатную медицинскую  помощь. И только сам человек может  и должен делать выбор, пользоваться ли ему ДМС и в каком медучреждении  получать по нему медицинские услуги.

Здесь следует сделать  некоторые уточнения. Есть мнение, что  новый закон по ОМС, который сейчас вступил в силу, не предусматривает  возможности для одной и той  же страховой организации работать и в ОМС, и в ДМС. На самом  деле в законе этой позиции нет. Закон  предусматривает для страховых  медицинских организаций возможность  работать и по обязательному, и по добровольному медицинскому страхованию. Это сделано осознанно, в отличие  от прежней редакции законопроекта, так как в этом случае страховая  компания в большей мере соответствует  своему предназначению. Она в большей  степени будет понимать, как надо правильно использовать средства, будет  лучше владеть финансовыми механизмами. В конечном итоге, это пойдет и  на пользу тем процессам, которые  происходят в ОМС. Однако все, что  предоставляется в качестве платных  услуг в медицинском учреждении, ни в коем случае не должно идти в  ущерб предоставлению бесплатных услуг.

Вместе с тем мы понимаем, что обязательное медицинское страхование  в какой-то части достаточно тесно  переплетается с ДМС. Нередко  наблюдается картина, которая представляется нам достаточно странной - когда за счет государственных инвестиций приобретено дорогостоящее диагностическое оборудование, а потом на этом оборудовании оказываются платные медуслуги, причем еще и в первоочередном порядке, в обход очереди. Понятно, что это прямое ущемление прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Поэтому в проекте закона «Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации» есть отдельная  статья о платных услугах и  предусматривается разграничение  платных и бесплатных услуг таким  образом, чтобы платные услуги не предоставлялись в ущерб бесплатным. Мы считаем, что это не нормально, когда в медучреждении, работающем на оборудовании, приобретенном за государственные деньги, отодвигается очередь больных, лечащихся бесплатно, и без очереди пропускаются лица, которые заплатили за получение  платной медицинской услуги либо прикреплены по полису ДМС к этому  медучреждению. С такими фактами  грубого нарушения прав граждан  на получение бесплатной медицинской  помощи мы боремся.

В то же время функционирование клиник, которые работают в системе  ДМС и предоставляют несколько  иной, более высокий уровень оказания медицинской помощи за счет своих  инвестиций, вполне возможно. Представляется возможной и правильной ситуация, когда, скажем, при осуществлении  медицинских вмешательств, сопровождающихся протезированием какого-либо органа или части органа, где существует линейка цен на операции такого рода (протезы разных производителей и  т.д.), и государство гарантирует  ее только по одной цене, а ДМС  – по другой, более высокой.

В проекте закона Правительству  поручено разработать специальные  нормы, регулирующие предоставление платных  медицинских услуг в подобных ситуациях, работа над данным нормативным  актом сейчас ведется. Кстати, в части  его конкретного наполнения, какие  услуги должны или не должны входить  в число платных и бесплатных, важны дополнения представителей страхового сообщества, имеющих опыт работы с  медицинскими учреждениями.

Есть еще один важный вопрос, связанный с возможностью включения  коммерческих клиник в систему ОМС. Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ»  открывает возможности для более  широкой конкуренции на рынке  ОМС, потому что в течение 2-х лет (2011-2012 гг.) будет осуществлен переход  на полный тариф. И если до сегодняшнего дня оплачивалось только 5 расходных  статей, то будут оплачиваться все  расходы медучреждения. В этой ситуации возможно участие частных медицинских  учреждений в системе ОМС, в том  числе и тех клиник, которые  сегодня активно создаются страховыми организациями. Поскольку сегодня  есть явный тренд на создание крупными страховыми организациями собственных  медицинских учреждений, мы считаем, что если они впишутся в осуществляемый переход системы на полный тариф, перед этими клиниками открывается  хорошая возможность участия  в ОМС.

Еще один очень спорный  вопрос, обсуждаемый сегодня –  проблема возможности зачета части  платежей, внесенных в ОМС как  оплату за ДМС. На мой взгляд, это  один из самых сложных вопросов. И прежде чем принимать решение, идти на этот шаг, зачитывать платежи  по ОМС в ДМС или нет, разработчикам  подобных инициатив следует тщательно  проанализировать, какие именно услуги предоставляет ДМС, гарантирует  ли она, например, предоставление стационарной помощи, есть ли там оказание медицинской  помощи при тяжелых и сложных  заболеваниях и т.п. Чтобы решение  зачитывать платежи по ОМС в ДМС  не привело к тому, что государство  просто будет дотировать ДМС, нужно  подходить к вопросу очень  осторожно. Я думаю, что этот вопрос также следует обсуждать при  подготовке того нормативного акта, который  будет разрабатываться Правительством во исполнение закона, о котором я упоминал выше. И, наверное, здесь следует учитывать предложения разных сторон процесса, а не только точку зрения страховщиков.

Мы видим главной задачей  медицинского страхования в будущем  разумное сочетание двух условий. Безусловно, первое – это реализация прав граждан  на бесплатную медицинскую помощь в  силу тех государственных гарантий, которые предоставляются по закону. Второе, в плюс к этому - создание возможностей для того, чтобы рынок  ДМС развивался.

Мы считаем, что развитие рынка ДМС – это более грамотное  и правильное решение, чем просто разовые платные медуслуги, которые  предоставляются конкретным медицинским  учреждением. Поэтому своей первой задачей мы считаем совершенствование  системы предоставления бесплатной медицинской помощи, а второй –  создание условий для развития ДМС


Информация о работе Медицинское страхование