Методика составления бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план - это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике. Предпринимательство - это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.

Содержание работы

Введение.
1. Для чего нужен бизнес-план
2. Этапы разработки бизнес-плана.
3. Структура и содержание бизнес-плана.
4. Оформление и стиль бизнес- плана.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Структура и содержание бизнес-плана.docx

— 46.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Тема: « Методика составления бизнес-плана».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  1. Для чего нужен бизнес-план

  2. Этапы разработки бизнес-плана.

  3. Структура и содержание бизнес-плана.

  4. Оформление и стиль бизнес- плана.

Список использованной литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любое новое дело нуждается  в принятии важных предварительных  решений о его развитии. Бизнес-план - это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике. Предпринимательство - это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.

 

1. Для чего нужен бизнес-план

Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так и для уже  существующих экономических организаций  на очередном этапе их развития.

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: “Понять себя и продать себя”. Другими словами, бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

- определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы;

- привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

- помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую среду.

Как видно, в отличие от традиционного плана организации  бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц которые  могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными  лицами будущего бизнеса являются потенциальные  потребители и поставщики фирмы. Для начинающего предпринимателя  бизнес-плен- это по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела. Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными инвесторами. Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш.

В современных российских условиях бизнес-план осуществляет ещё  одну важную функцию- он является инструментом приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации.

Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода чрезмерно формализованного к более  взвешенному и разумному применению бизнес-планов в процессе приватизации.

Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

- в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

- стратегические планы- это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом цели и задачи должны быть выполнены(например, должен быть построен и достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;

- в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др. ) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана. Близким “родственным” бизнес-плана можно назвать такой документ, как технико экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО- это ещё один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико- экономическое обоснование- это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно- технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

Методика составления  ТЭО разработана Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У нас методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендации по обоснованию предложений о  создании совместных предприятий.

В соответствии с разработками ЮНИДО предлагается следующая последовательность изложения материалов ТЭО.

    Общие исходные  данные и условия.

    Рынок и мощность  предприятия.

    Материальные  факторы производства.

    Место нахождения  предприятия.

    Проектно- конструкторская  документация.

    Организация предприятия  и накладные расходы.

    Трудовые ресурсы.

    Планирование  сроков осуществления проекта.

    Финансово-экономическая  оценка проекта.

Для российских предприятий  ТЭО является более привычной  фирмой обоснования экономического проекта из-за указанных особенностей его содержания. В современных условиях ТЭО отечественных предприятий в наибольшей степени приближены к образу, предложенному ЮНИДО.

Бизнес-план, как форма  обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО  из сферы плановой деятельности бизнеса. В нём заложены преимущества гибкого  сочетания производственного и  рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.

 

    2. Этапы разработки бизнес-плана.

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой  информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение  источников нужной информации. Ими  могут стать:

-    учебники по бизнес - планированию;

-   правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);

-  фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации; отраслевые издания;

- курсы по составлению бизнес-планов;

-  аудиторские фирмы;

-  знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение  целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван  разрешить бизнес-план. Очень важно  понять, что внутренние и внешние  цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный  и качественный план. Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не склонны.

Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать  целям привлечения инвесторов.

Третий шаг к созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию). Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана  очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвёртому шагу- установление общей структуры создаваемого документа. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: 

-  титульный лист;

-  резюме;

- историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует );

-  описание продуктов (услуг);

-  описание дел в отрасли, товарные рынки;

-  конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;

-  производственный план;

-  план маркетинга;

-  организационный план;

-  финансовый план и оценку риска;

-  план исследований и разработку;

-  приложение (аппендикс).

Пятый шаг бизнес- планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Следующий, шестой шаг в  бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап. Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель  перепоручает написание бизнес-плана  кому-нибудь другому, то следствием этого  являются:

- неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего запланированного проекта.

- отсутствие периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации(ведь планирование- это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);

- неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

Когда все разделы бизнес-плана  написаны, предприниматель должен подготовить  резюме основных идей бизнес-план.

В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю  приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

Различные специалисты по бизнес- планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляетоколо 200 часов.

 

   3. Структура и содержание бизнес-плана.

В этом разделе рассмотрим составляющие и содержание бизнес-плана. Титульный лист и оглавление.

Титульный лист имеет следующее  содержание:

-    заголовок плана;

 -   дата его подготовки;

-   кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон;

-   для кого подготовлен план;

-  иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.

Резюме.

Резюме пишется в последнюю  очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения  и идеи бизнес-плана, выводы, к которым  пришёл предприниматель.

 

Структура резюме должна состоять из 3-х частей:

Введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта; основное содержание: сжатое всех ключевых элементов бизнес-плана и её основных частей, род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д. ; заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

Для составления резюме чрезвычайно  важно правильное представление  о его резюме. Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной  страницы. Резюме- это ключевая часть документа, “продающая” его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.

 История бизнеса.

Этот раздел составляется в том случае, если предприятие  существует и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

Раздел должен рассказать о том , когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

Информация о работе Методика составления бизнес-плана