Методы диагностики экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Диагностика экономического состояния предприятия чрезвычайно масштабная задача. Наличие конкретной цели ограничивает ее и делает практически разрешимой. В этом случае диагностика экономического состояния предприятия становится одним из этапов разработки и реализации стратегии предприятия, и цели такой диагностики привязываются к конкретным вопросам стратегического планирования, которое направлено на его устойчивое развитие.
Следует заметить, что некоторые проблемы диагностики экономического состояния предприятия в РМ, связанные с повышением эффективности деятельности и обеспечением устойчивого развития, требуют дальнейшего изучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
Понятие экономического анализа…………………………………………………………………..4
Классификация видов экономического анализа…………………………………………………...5
Цели и методы экономического анализа…………………………………………………………...6
Сложности и возможности аналитических исследований………………………………………...7
Принципы проведения анализа и его этапы………………………………………………………..8
Заключение …………………………………………………………………………………………..9
Библиография……………………………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

реферат ткач.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  МОЛДОВЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКИЙ  УЧЕТ

РЕФЕРАТ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

 

 

Добрева Марина,                                                                                                                  Бухгалтерский Учет Предприятия (I)

A verificat:                                                         Ткач Александр,                                                                                                                  лектор университар.

 

 

 

Кишинев 2013

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3

Понятие экономического анализа…………………………………………………………………..4

Классификация видов экономического анализа…………………………………………………...5

Цели и методы экономического анализа…………………………………………………………...6

Сложности и  возможности аналитических исследований………………………………………...7

Принципы проведения анализа и его этапы………………………………………………………..8

Заключение …………………………………………………………………………………………..9

Библиография……………………………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью предприятия, его финансовым состоянием, риском хозяйственной деятельности, применением высокопроизводительной техники и технологий, снижением издержек производства и реализации продукции.

В условиях перехода к рыночной экономике устойчивое развитие предприятия во многом зависит от того, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, обеспечит высоким доходом работников. Решение данных задач может быть осуществлено только при наличии, во-первых, целостной концепции устойчивого функционирования предприятий, а, во-вторых, чувствительной корректной методики диагностики и мониторинга текущей хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Диагностика экономического состояния предприятия чрезвычайно масштабная задача. Наличие конкретной цели ограничивает ее и делает практически разрешимой. В этом случае диагностика экономического состояния предприятия становится одним из этапов разработки и реализации стратегии предприятия, и цели такой диагностики привязываются к конкретным вопросам стратегического планирования, которое направлено на его устойчивое развитие.

Следует заметить, что некоторые  проблемы диагностики экономического состояния предприятия в РМ, связанные с повышением эффективности деятельности и обеспечением устойчивого развития, требуют дальнейшего изучения. Прежде всего, это относится к экономическим основам организации управления предприятием, и, в частности, к изучению экономической стратегии предприятия, разработке и производству конкурентоспособных товаров, продуктов, организации мониторинга экономического состояния предприятия, владению информационным потоком, планированию деятельности предприятия.

На современном этапе развития особенно актуально исследование данных проблем и разработка методических рекомендаций для предприятий, на которых практика применения диагностики экономического состояния находится в стадии постановки. Следовательно, недостаточность теоретических и методологических разработок инструментария диагностики экономического состояния предприятий ведет к существенным убыткам и снижению финансово-экономического благополучия предприятия в условиях рынка. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность темы диссертационного исследования.

Понятие экономического анализа

Экономическая диагностика предприятия — комплексный анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений. 1

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:

  • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
  • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
  • определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
  • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
  • выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
  • проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым  элементом управления экономикой. В  зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Таблица 1

Классификация видов  экономического анализа

Признак классификации

Вид анализа

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ 
· внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ 
· ретроспективный (последующий) анализ 
· оперативный анализ 
· итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства 
· отраслевой анализ 
· анализ ведомств и предприятий 
· анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа

· анализ по заданию руководства и экономических служб 
· анализ по заданию собственников и органов управления 
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

Периодичность

· годовой анализ 
· квартальный анализ 
· месячный анализ 
· декадный анализ 
· ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых  вопросов

· полный анализ 
· локальный анализ 
· тематический анализ

Методы изучения объекта

· комплектный анализ 
· системный анализ 
· сравнительный анализ 
· сплошной анализ 
· выборочный анализ

Степень автоматизации работ

· анализ с использованием ПЭВМ  
· анализ без применения ПЭВМ


 

Методы экономического анализа.

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

  • определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
  • установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
  • выявление формы взаимосвязи между факторами;
  • выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
  • количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Экономический анализ – это прежде всего факторный анализ. Под факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы  к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.2

Метод – это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

На каждом этапе применяются определенные аналитические приемы и способы. Так, при первичной обработке информации используются методы группировки показателей, сравнение, графическое представление анализируемой информации, расчет относительных и средних величин. Изучение состояния и закономерностей развития исследуемых объектов осуществляется с помощью статистических методов анализа рядов динамики. Научный подход позволяет выделить 3 группы методов:

1. Общеэкономические (сравнение, графический, балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмический);

2. Статистические (средних и относительных величин, обработки рядов динамики, индексный, корреляционный, дисперсионный анализ);

3.Математические (матричные, теория межотраслевого баланса, теория производственных функций, линейное и нелинейное программирование, теория графов, игр). 
                                                              Цели анализа

Перед тем, как приступить к проведению анализа финансового состояния  предприятия, требуется точно определить исходную цель анализа. От цели зависит степень детализации и глубина исследований по отдельным направлениям анализа:

  • анализ структуры затрат
  • анализ структуры баланса и оборотных средств
  • анализ ликвидности и финансовой устойчивости
  • анализ денежного потока
  • анализ оборачиваемости
  • анализ прибыльности
  • анализ эффективности деятельности компании

Рекомендуется проводить следующие  виды анализа:

- экспресс – диагностика предприятия

- оценка финансовой деятельности  предприятия

- подготовка обоснования для  инвестиций. 3

Сложности в аналитической  работе

  1. Отсутствуют достоверные и сопоставимые  аналитические данные  за предыдущие периоды, а так же по большинству отраслей и компаний
  2. На предприятиях не хватает специалистов, способных грамотно и глубоко проанализировать финансовые результаты
  3. Руководители недооценивают важность управления внутренними финансовыми ресурсами, надеясь, в основном, на поступление средств от внешних инвесторов
  4. Для большинства компаний получение прибыли является высшим приоритетом деятельности на словах, но не на деле
  5. Нестабильность внешнего окружения компании (налоговая система, законодательство)
  6. Система бухгалтерского учета РМ отличается от международной, что затрудняет использование многих существующих эффективных диагностических методик. 4

Возможности аналитических исследований

Анализ дает возможность оценить:

  • Финансовое положение компании
  • Имущественное состояние предприятия
  • Степень предпринимательского риска (возможность погашения обязательств перед третьими лицами)
  • Достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций
  • Потребность в дополнительных источниках финансирования
  • Способность к наращиванию капитала
  • Рациональность использования заемных средств
  • Эффективность деятельности компании

 

Принципы проведения анализа:

Информация о работе Методы диагностики экономической деятельности предприятия