Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:17, контрольная работа
По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность. Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия………………………5
2. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан»……………………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………….....23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Введение
По мере перехода к рынку
предприятие, получая экономическую
самостоятельность в ведении
производственно-хозяйственной
Конкурентоспособность в
рыночной экономике является основным
фактором коммерческого успеха предприятия.
В свою очередь, зависит от качества
менеджмента и
Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика
многих предприятий в области
обеспечения
Разработка новых
Рассматриваемая тема является
на сегодняшний день недостаточно разработанной
в силу того, что обеспечение
Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
Как правило, в экономической
литературе выделяются следующие методы
оценки конкурентоспособности
1) оценка с позиции
сравнительных преимуществ —
сущность данного метода
2) оценка с позиции
теории равновесия — в основе
данного метода
3) оценка исходя из
теории эффективности
- структурный подход — сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;
- функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;
4) оценка на базе качества
продукции - данный метод заключается
в сопоставлении ряда
5) профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность.
6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1 приведен возможный профиль полярностей;
Таблица 1. Возможный профиль полярностей
Позитив |
Негатив |
У нас имеется четкая организационная структура |
У них более рациональная организационная структура |
У нас продумана система управления |
У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы |
У нас хорошо поставлено планирование |
У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее |
7) матричный метод — данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.
8) SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия представлен в таблице 2;
Таблица 2. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
Внутренняя среда |
Сильные стороны: |
Слабые стороны: | |||
узкая специализация; |
нехватка денежных | ||||
Внешняя среда |
малые транспортные |
средств для | |||
расходы |
расширения | ||||
производства | |||||
Возможности: |
Направленность |
Направленность | |||
сохранение старых |
стратегии: |
стратегии: | |||
позиций на |
повышение |
использовать | |||
завоеванном рынке |
конкурентоспособное |
преимущества узкой | |||
и предприятия |
специализации | ||||
Внешние факторы: |
Направленность |
Направленность | |||
ввоз импортных |
стратегии: |
стратегии: | |||
продуктов |
воздействие внешних |
быстрая доставка | |||
факторов возможно |
продукции | ||||
нейтрализовать |
до потребителя | ||||
посредством |
|||||
уменьшения затрат |
|||||
на транспортировку |
9) построение «гипотетического
многоугольника
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся
в соответствии продукта
- цена товара с возможной наценкой;
- финансы - как собственные, так и заемные;
- торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
- послепродажное обслуживание,
обеспечивающее предприятию
- внешняя торговля предприятия,
позволяющая ему позитивно
- предпродажная подготовка,
которая свидетельствует о его
способности не только
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.
10) В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия предлагается следующий метод, в основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:
- выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;
- расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;
-определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятие для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени;
- расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей;
- расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия;
- расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.
Информация о работе Методы оценки конкурентоспособности предприятия