Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:56, доклад
Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции.
Международное разделение труда базируется на различиях между странами в природных и климатических условиях, географическом положении, сырьевых ресурсов и источниках энергии.
Факторы международного разделения труда
Научно-технический прогресс
Экологические проблемы
Спрос на мировом рынке
Положение страны в мировой экономике
Структура национального производства
Уровень научно-технического развития
Особенности исторического развития
Промежуточную группу образовали страны, существенно отставшие от НИС как по общим объемам производства, так и по производству товаров и услуг на душу населения. Эта группа, в частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией отраслевых структур, социальных слоев населения и их положением в обществе.
К группе «наименее развитых стран» относятся около 50 развивающихся стран. Как правило, они имеют узкую, даже монокультурную структуру хозяйства, высокую степень зависимости от внешних источников финансирования мероприятий в социально-экономической сфере. В ООН используются три критерия для отнесения стран к данной группе: доля валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения не превышает 350 долл. США; доля взрослого населения, умеющего читать, – не более 20%; обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не более 10%. В эту группу входят 8 стран Азии, 28 – Африки, 5 – Латинской Америки и Океании и др.
Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала предприятий, фирм близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими органами управления.
Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины.
Другая форма – таможенный союз: устанавливается единый внешнеторговый тариф и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Более сложная форма – общий рынок, обеспечивающий свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Но наиболее сложной формой является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Условия для взаимодействующих сторон: 1) товаропроизводители получают более широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также возможность производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки;
2) создаются привилегированные
условия для фирм стран –
участниц экономической
3) участники интеграции
совместно решают наиболее
На постсоветском пространстве интеграционные процессы разворачивались «на развалинах» Советского Союза. 12 декабря 1991 года в Алма-Ате была подписана Декларация об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Первоначально в состав СНГ вошли одиннадцать стран — бывших союзных республик, а в 1993 году к нему присоединилась Грузия. (Вне Содружества остались Латвия, Литва и Эстония, которые в настоящее время являются членами ЕС.)
Высшим его органом является Совет глав государств, который должен заниматься обсуждением и решением принципиальных вопросов. Координацией сотрудничества органов исполнительной власти занимается Совет глав правительств.
Многосторонний Договор
об экономическом союзе был
Успеху военно-политической интеграции на базе СНГ препятствует отсутствие общей для всех стран Содружества внешней угрозы, которая сплачивала бы его членов.
В СНГ ощущается огромный дефицит взаимного доверия.
Отметим, что геополитические
приоритеты государств-членов
Помимо СНГ, бывшие советские республики входят в состав и других региональных группировок. Одной из организаций, динамично развивающихся в последние годы, стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в составе России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В 2004 году главы пяти государств — России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана — подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС), к которому спустя два года присоединился Узбекистан. В 2006 году было принято решение о создании Таможенного союза в составе трех из шести государств — членов этого сообщества — России, Казахстана и Белоруссии.
В целом российское руководство готово рассматривать политическую интеграцию на постсоветском пространстве вокруг России как приоритетное направление внешней политики.
Конъюнктура мирового рынка – это уровень спроса, предложения,
цен на мировых товарных рынках, условия
продажи на этих рынках, тенденции изменения
этих показателей.
Конъюнктура(К)-совокупность факторов
и условий определяющих развитие мир.эк-ки,
эк.положение отдельно взятой страны,
развитие отд.отрасли произ-ва. К нах-ся
в постоянном изменении под воздействием
внутр. и внеш факторов. Цель опред.К.прогноза
цен и их движения на конкретном рынке. Оценка К. определяется
с помощью маркет.исследов. мир.рынока
вкл.в себя различные Виды цен:*контрактные
цены справочные цены биржевые*цены аукционов*оптовые*закупочные*
Мировая экономика на современном этапе - это совокупность национальных хозяйств, взаимодействующих в различных формах рыночной деятельности на макро- и микроуровнях на базе согласованных правил и стандартов конкуренции, при обеспечении национальных интересов и приоритетов. Макроуровень- взаимодействие национальных государств, национальных, субрегиональных и региональных экономик как единого целого - мировой экономики. Микроуровень-уровень взаимодействия хозяйственных единиц - отдельных фирм, предприятий государственного и частного секторов экономики, домашних хозяйств.
Показатели МРТ:
удельный вес экспорта;
удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта;
темпы роста отраслей экспортной специализации;
экспортная и импортная квота.
Типы МРТ:
общего типа - присуще экстенсивному типу развития, диктуется естественными природно-географическими условиями, - частного типа - основано на технологических и квалификационных факторах;
Единичного типа - это специализация на отдельных операциях, большее значение приобретают организационные факторы.
На современном этапе складывается много полярный мир. Сформировались 3 центра соперничества США, ЕВРОПА, ЯПОНИЯ. В стадии формирования появляются также и новые центры: Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний восток. Также образуется новая группа динамичных гос-тв БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)
Международная торговля товарами.
международная торговля - это сфера международных товарно-денежных
отношений, возникающих при обмене товарами
и услугами между продавцами и покупателями
разных стран. Внешняя торговля характеризует
участие конкретной страны в мировом товарообороте
и международном разделении труда и так
проявляет эффективность ее хозяйствования.
Обмен товарами между странами
происходит в процессе экспортно-импортных
операций. Экспорт-вывоз товара из страны
и реализация его на внешнем рынке. Импорт-ввоз
товара в страну и реализацию его на внутреннем
рынке.
К товарам относятся материальные ресурсы (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия и их составляющие) и нематериальные ресурсы (авторские права, патенты, лицензии, ноу-хау, фирменные знаки).
Страна, производящая товар с меньшими затратами, имеет абсолютные преимущества над страной, где затраты на производство аналогичного товара выше.
Преимущества зависят от демографических, климатических, почвенных, геологических условий, географического положения страны, уровня ее экономического развития. при выпуске определенных товаров страна производит соотношение своих расходов по сравнению с другими странами и с другими товарами. Это способствует экономии и рациональному использованию трудовых ресурсов, увеличению производства товаров и услуг.
Мировая торговля услугами. Не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки.
2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;
3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;
4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;
5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.
Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:
1) строительство и коммунальные услуги;
2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;
3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;
4) оборона государства и социальные услуги;
5) образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;
6) другие коммунальные, социальные и личные услуги. В последнее время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.
В связи с тем что услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:
1) трансграничная торговля;
2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;
3) учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;
4) перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги.
Странах, которые являются экспортерами услуг экономически развитые.
Ценообразование
на мировом рынке подчиняется тем же закономерностям,
что и на внутреннем. Но есть своя специфика.
На международном рынке
более сложная конъюнктура.
Проникая на новый рынок, фирма выбирает
для себя ту или иную ценовую стратегию:
проникновение - при сравнительно низкой
себестоимости фирма в состоянии выбросить
на рынок большое количество товарных
единиц. Спрос на данный товар должен быть
высокоэластичным. Эта стратегия применяется
при относительно низких ценах, которые
впоследствии, когда фирма закрепится
на рынке, могут быть повышены;
стратегия демпинговая - подавление конкурентов; при демпинговых ценах
цена на товар обычно ниже себестоимости;
стратегия «снятия сливок»
- противоположна стратегии проникновения,
при проникновении на новый рынок устанавливается
высокая цена, чтобы впоследствии ее снизить.
ценовая дифференциация
- когда рынок разбивается на сегменты
и для каждого сегмента назначаются свои цены.
При этом убыток в одном сегменте может
покрываться прибылями в другом (в качестве
сегментов могут рассматриваться разные
страны).
Виды цен на мировых рынках. 1} цена равновесия рассчитывается когда речь идет о торговле определенным товаром между двумя странами.
При перетекании товаров из страны с более низкими ценами в страну с более высокими цены в одной из них повысятся, а в другой понизятся, и установится цена равновесия.
2) контрактная цена, т. е. цена, установленная в ходе переговоров между двумя партнерами из разных стран;
3) биржевые котировки, т. е. цены складываются в ходе спекуляций на товарных биржах, где множество продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;
4) аукционная цена: здесь один продавец и множество покупателей, которые конкурируют друг с другом;
5) цена торгов, когда один покупатель и много конкурирующих между собой продавцов;
6) мировые цены – цены крупных экспортеров, которые принимаются за основу остальными участниками мировых рынков.
7) справочные цены – фактически сложившиеся на сегодняшний день цены, публикуемые в прессе или в специальных справочниках;
8) «скользящая» цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается. (по отношению к товарам первой необходимости);
9) монопольно-рыночная цена, складывается в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Цены устанавливаются значительно выше среднего уровня.
Внешнеторговая политика: сущность, цели, формы реализации. Внешнеторговая политика государства – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Внешнеторговая политика государства тесно связана с внутренней экономической политикой, составляя общую экономическую политику государства.