Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:13, дипломная работа
Описание работы
Экологическая проблематика все чаще выходит на первое место в международных отношениях. Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется. Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.
Содержание работы
Введение Глава 1. Международно-правовый механизм окружающей среды Глава 2. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды Глава 3. Участие России в международном сотрудничестве Заключение Список исследуемой литературы
Глава 1. Международно-правовый
механизм окружающей среды
Глава 2. Международные конвенции
и соглашения, посвященные проблемам охраны
окружающей природной среды
Глава 3. Участие России в международном
сотрудничестве
Заключение
Список исследуемой литературы
Введение
Экологическая проблематика
все чаще выходит на первое место в международных
отношениях. Неравномерность размещения
природных ресурсов по территории Земли
и стремление обладать тем, чего нет у
себя, но есть у соседа, являлось во все
времена причиной возникновения каких-либо
отношений между народами (от торговли
до войны). Учитывая, что большинство используемых
природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы,
с течением времени эта проблема обостряется.
Разведка, рациональная добыча и использование
невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство
возобновимых по мере их истощения и загрязнения
все больше будут превращаться из внутреннего
дела каждой страны в общечеловеческую
проблему обеспечения выживаемости, требующую
налаживания соответствующих международных
отношений.
В настоящее время на одно из
первых мест в международных отношениях
выходит проблема рационализации природопользования
и охраны окружающей природной среды.
Уже существуют экологические беженцы
и экологические войны. Условность государственных
границ особенно видна в районах экологических
бедствий. Примером может служить Африка
в районах наступления Сахары. Когда-то
эта пустыня возникла на месте саванн
в результате перевыпаса скота, а теперь
расширяется со скоростью нескольких
километров в год. Население и животный
мир, спасаясь от голода и жажды, пытаются
переместиться на еще пригодные для жизни
территории соседних государств, что вызывает
кровавые столкновения. Всем стало ясно,
что решить проблемы сохранения окружающей
среды только на уровне отдельных стран
в принципе невозможно. Природный комплекс
каждой страны, особенно небольшой по
размеру занимаемой территории, какими
являются большинство стран мира, неразрывно
связан с природным комплексом соседних
стран, или даже является их составной
частью. Движение воздушных и водных масс,
миграция животных не подчиняются государственным
границам, и даже почвы могут перемещаться
в результате пыльных бурь. Трансграничный
перенос приводит к распространению загрязнения
с территории одной страны на территорию
другой. Например, значительная часть
загрязнения на территорию Канады поступает
из США, а около 20% серы, ведущей к образованию
кислотных дождей, поступает в страны
СНГ через западную границу. В то же время,
выбросы предприятий, расположенных в
северо-западных районах нашей страны,
серьезно ухудшают экологическую обстановку
в Финляндии и т. д. Единство и взаимосвязь
биосферных процессов и условность государственных
границ приводят к тому, что ни одна самая
образцовая страна в смысле бережного
обращения к природе, с самым разумным
природоохранным законодательством и
законопослушными гражданами не может
быть ограждена от ухудшения качества
воды, воздуха, почвы, гибели животного
и растительного мира. Поэтому мало совершенствовать
законодательство и систему природопользования
только в своей стране, необходимо всячески
способствовать развитию международного
сотрудничества и международного законодательства,
регулирующего совместные усилия всех
стран в деле охраны природы.
Международное сотрудничество
- все направления и формы межгосударственных
и межучрежденческих контактов - в области
охраны окружающей природной среды с 70-х
гг. развивалось весьма активно. Оно стало
более интенсивным как по линии прямого
политического сотрудничества государств,
так и по линии экономического, культурного
и научно-технического сотрудничества
в рамках правительственных и неправительственных
организаций на всех уровнях. Отношение
государств, организаций, политических
деятелей, ученых, представителей всех
профессий и слоев населения к охране
окружающей среды стало более квалифицированным,
научно обоснованным, сбалансированным.
Это проявилось в том, что в многочисленных
международно-правовых актах, принятых
за последние десятилетия, в решениях
и резолюциях международных организаций,
конференций, совещаний, в планах, проектах
и программах совместной деятельности,
а также в конкретной практической природоохранительной
работе регулярно уделяется должное внимание
как защите отдельных природных объектов
и экологических систем, так и разработке
и осуществлению мер всесторонней охраны
природной среды в целом.
Глава 1. Международно-правовый
механизм охраны окружающей среды
Основные принципы международного
сотрудничества в области охраны окружающей
среды. Необходимость международного
сотрудничества в области ООС диктуется
все большей и большей экологической зависимостью
всех стран друг от друга. Разрушение озонового
слоя земли, загрязнение атмосферного
воздуха, Мирового океана, пагубное влияние
ядерных взрывов распространяются не
только на те государства, где допускаются
экологически опасные действия, но и на
все мировое сообщество. Поэтому в настоящее
время государства под эгидой ООН или
на двухсторонней основе организуют взаимодействие
с целью охраны среды обитания человека,
растительного и животного мира. В основу
такого взаимодействия положен ряд общепризнанных
мировым сообществом принципов человеческой
деятельности в области использования
природной среды. Они содержатся отчасти
в межгосударственных договорах и актах,
в нормативных документах международных
организаций и суммированы в решениях
наиболее значительных международных
конференций, полностью или частично посвященных
охране окружающей среды и регулированию
сотрудничества государств и народов
в этой области. [6]
Впервые принципы международного
экологического сотрудничества были обобщены
и объединены в декларации Стокгольмской
конференции ООН по проблемам окружающей
человека среды 1972 г., но наиболее полно
они были изложены в декларации по окружающей
среде и развитию, принятой Конференцией
ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро
(Бразилия). [6]
В настоящее время международно-правовой
механизм ООС зиждется на следующих принципах:
принцип защиты ОС на благо
нынешних и будущих поколений, суть которого
сводится к обязанности государств сотрудничать
на благо настоящего и будущего поколений,
принимать все необходимые действия по
сохранению и поддержанию качества ОС,
включая устранение отрицательных для
нее последствий, а также по рационально
и научно обоснованному управлению природными
ресурсами;
принцип недопустимости трансграничного
ущерба запрещает такие действия государств
в пределах своей юрисдикции или контроля,
которые наносили бы ущерб иностранным
системам окружающей среды и районов общего
пользования, и подразумевает ответственность
государств за нанесение экологического
ущерба системам ОС других государств
и районов общего пользования;
принцип экологически обоснованного,
рационального использования природных
ресурсов связан с тем, что исчерпание
таких невозобновляемых природных ресурсов,
как нефть, газ, уголь, в современных условиях
неразработанности проектов альтернативных
источников энергии может привести к краху
техногенной цивилизации; истощение же
запасов воздуха и питьевой воды поставит
под вопрос само существование человечества.
Но, несмотря на очевидную важность этого
принципа, его реализация затруднена,
прежде всего чрезмерно общим определением
его содержания. Суть реализации принципа
состоит в поддержании природных ресурсов
на оптимально допустимом уровне, а также
в научно обоснованном управлении живыми
ресурсами;
принцип недопустимости радиоактивного
заражения окружающей среды охватывает
как военную, так и мирную область использования
атомной энергии. Формирование и утверждение
этого принципа идет как договорным, так
и обычным путем, с соблюдением государствами
существующей международной практики;
принцип защиты экологических
систем Мирового океана обязывает государства:
предпринимать все действия по предотвращению,
сокращению и сохранению под контролем
загрязнения морской среды из всех возможных
источников; не переносить прямо или косвенно
ущерб или опасность загрязнения из одного
района в другой и не превращать один вид
загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы
деятельность государств и лиц, находящихся
под их юрисдикцией или контролем, не наносила
ущерба другим государствам и их морской
среде путем загрязнения, а также чтобы
загрязнение, являющееся результатом
инцидентов или деятельности под юрисдикцией
или контролем государств, не распространялось
за пределы районов, где эти государства
осуществляют свои суверенные права;
принцип запрета военного или
любого иного враждебного использования
средств воздействия на природную среду
в концентрированном виде выражает обязанность
государств принимать все необходимые
меры по эффективному запрещению такого
использования средств воздействия на
природную среду, которые имеют широкие,
долгосрочные или серьезные последствия
в качестве способов разрушения, причинения
ущерба или причинения вреда любому государству;
принцип обеспечения экологической
безопасности отражает прежде всего глобальный
и чрезвычайно острый характер международных
проблем в области защиты окружающей среды.
Элементами этого принципа можно считать
обязанность государств осуществлять
военно-политическую и экономическую
деятельность таким образом, чтобы обеспечивать
сохранение и поддержание адекватного
состояния окружающей среды;
принцип контроля за соблюдением
международных до говоров по ООС предусматривает
создание, кроме национальной, также и
системы международного контроля и мониторинга
качества окружающей среды, которые должны
осуществляться на глобальном, региональном
и национальном уровнях на основе международно-признанных
критериев и пара метров;
принцип международно-правовой
ответственности государств за ущерб
ОС предполагает ответственность за существенный
ущерб экологическим системам за пределами
национальной юрисдикции или контроля.
Пока этот принцип окончательно не сложился,
но его признание постепенно расширяется.
[6]
Глава 2. Международные
конвенции и соглашения, посвященные проблемам
охраны окружающей природной среды
Экологические проблемы, которые
встали перед человечеством во второй
половине 20 века, стали предметом озабоченности
всего мирового сообщества. Необходимость
их решения в общепланетарном масштабе
предполагает объединение усилий международного
сообщества, развитие международного
сотрудничества в целях охраны окружающей
природной среды.[7]
Международные конвенции и
соглашения известны с 19 века. Первыми
были Конвенция по ловле устриц, заключенная
в 1839 г. между Францией и Великобританией,
Соглашение об охране морских котиков,
достигнутое в 1897 г. между Россией, США
и Японией, ряд конвенций и соглашений
по рыболовству. В начале 20 века Россией
было заключено несколько конвенций и
соглашений по охране перелетных птиц
и защите растений от вредителей и болезней.[7]
В первые годы советской власти
были подписаны соглашения с Финляндией
о рыболовстве и пограничных водах, с Афганистаном
о совместном использовании водных ресурсов,
конвенция с Турцией о предотвращении
занесения эпизоотий, многосторонняя
конвенция с Афганистаном и Ираном по
защите растений, а также по борьбе с саранчой.
Особенно быстро развивалось
международное сотрудничество после второй
мировой войны. В этот период было заключено
более 250 международных договоров, соглашений
и конвенций, имеющих природоохранное
значение. Среди них исключительную роль
играет Московский договор (1963г.) о запрещении
испытания ядерного оружия в атмосфере,
космическом пространстве и под водой,
который подписали боле 100 стран. Важное
значение имеет Конвенция о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения, подписанная
в 1973 г. более чем 80 странами.[7]
Достигнуто много международных
соглашений по охране птиц, в том числе
Конвенция по охране мест гнездовья, отдыха
и зимовок водоплавающих птиц (МАР). В 1973
году между бывшим СССР и Японией заключена
специальная конвенция по охране перелетных
и редких птиц. Позднее такого рода конвенция
была подписана также с Индией.[7]
Очень важны соглашения между
бывшим СССР и США о сотрудничестве в области
изучения и охраны окружающей среды (1972),
Канадой (1973) по проблемам охраны природы,
Францией, Швецией, Финляндией и рядом
других стран по некоторым вопросам охраны
природы, о международном научно-техническом
сотрудничестве со странами Восточной
Европы по вопросам охраны природы и рационального
использования природных ресурсов. В итоге
встречи комиссии Гора – Черномырдин
23 июня 1995 г. было подписано двустороннее
соглашение по развитию сотрудничества
между США и Россией в области охраны окружающей
среды. Новое соглашение подписано взамен
соглашения 1972 г. по окружающей среде между
СССР и США и также будет курироваться
Environment Protection Agency (USEPA). Кроме того, комиссия
объявила: подписано соглашение о совместной
работе по снижению риска, связанного
с обращением с жидкими радиоактивными
отходами низкой активности в Российской
Арктике; грант USAID (1млн.долл. США) для поддержки
института в Санкт-Петербурге; грант USEPA
(50 тыс. долл.США) для развития международного
сотрудничества по защите озонового слоя.[8]
Научно-исследовательские учреждения
и ученые России, а также других стран
СНГ принимают участие в реализации ряда
международных программ, в частности программы
ЮНЕСКО (специализированный орган ООН
по вопросам образования, науки, культуры)
«Человек и биосфера». Организация объединенных
наций (ООН) постоянно уделяет внимание
проблемам охраны природы. [8]
- в 1962 г. на 17 сессии Генеральной
Ассамблеи ООН была принята специальная
резолюция «Экономическое развитие и
охрана природы», в которой подчеркивалось,
что охрана природы – непосредственный
долг государств – членов ООН и что мероприятия
по сохранению природных ресурсов должны
осуществляться одновременно с экономическим
развитием.
- в 1972 г. в Стокгольме состоялась
конференция ООН по вопросам охраны окружающей
среды, которая приняла Декларацию об
охране окружающей среды и объявила 5 июня - Международным
днем охраны окружающей среды.
- с 1973 г. приступило к работе
учреждение «Программа ООН по окружающей
среде» (ЮНЕП), которое организует и координирует
исследования по охране окружающей среды,
в частности создание системы станций
слежения (мониторинга) за состоянием
биосферы во всем мире.
- в 1981 году Генеральная Ассамблея
ООН по инициативе бывшего СССР приняла
резолюцию «Об исторической ответственности
государств за сохранение природы Земли
для нынешнего и грядущего поколений»,
в которой отмечается пагубное последствие
для природной среды гонки вооружений.