Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:01, реферат
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время мировая торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается прежде всего промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли.
Введение…………………………………………………………………...…………3
Основные черты мирового рынка и объективные причины его существования………………………………………………………………...….4
2. Экономическое содержание и структура мирового рынка…………………….6
2.1 Современный мировой рынок, его структура…………………………..6
2.2 Структура мирового рынка………………………………………………7
2.3 Конъюнктура мирового рынка…………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………12
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Экономическое содержание
и структура мирового рынка…………
2.1 Современный мировой
рынок, его структура…………………………
2.2 Структура мирового рынка………………………………………………7
2.3 Конъюнктура мирового рынка…………………………………………...8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………12
Введение
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время мировая торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается прежде всего промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли.
Современный мировой рынок - это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными органическими элементами. Сегодня нельзя представить ни одной страны, ни одной нации, которые бы обходились без внешней торговли, и даже самые небольшие страны.
1. Основные черты мирового рынка и объективные причины его существования
Мировой рынок (world market) - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.
Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
• он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;
• он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
• он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
• он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.
Национальные рыночные экономики
развиваются не изолировано, а в
тесном взаимодействии друг с другом.
Практически ни одна страна не располагает
количеством и набором
Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр.
Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого.
Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.
Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией теории международной экономики.
Рис 1. Эволюция форм рынка
2. Экономическое
содержание и структура
2.1 Современный мировой рынок, его структура
Развитие международного
разделения труда закладывает основы
формирования и последующего динамичного
развития мирового рынка. Современный
мировой рынок сформировался
в ходе длительного исторического
процесса на основе внутренних рынков
отдельных, прежде всего ведущих
государств, взаимосвязи которых
постепенно выходили за национально-государственные
рамки и развивались уже в
системе международных
Мировой рынок - понятие синтетическое, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое.
Рассмотрим основные черты мирового рынка:
1) в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;
2) мировой рынок находит
свое проявление в
3) мировой рынок (в большей
степени, чем внутренний) оптимизирует
использование факторов
4) мировой рынок выступает
в качестве своеобразного
Особенностью мирового рынка в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования. Для этого возникли как общие торговые организации (например, ГАТТ, ныне ВТО), так и региональные интеграционные экономические организации: Бенилюкс, ЕЭС (ныне ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Латиноамериканская ассоциация интеграции, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др.
2.2 Структура мирового рынка
Характеристику мирового рынка как совокупности или арены купли - продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
Мировой рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам:
1. Международный рынок товаров и услуг.
2. Рынок международных инвестиций.
3. Международный финансовый рынок.
4. Мировой рынок технологий.
5. Мировой рынок труда.
Во 2-й половине XX в. в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.
I. Верхний "этаж" мирового рынка включает:
1-й ярус - низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);
2-й ярус - среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);
3-й ярус - высокотехнологичные
изделия (аэрокосмическая и
II. Средний "этаж" - это рынок средне - и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.
III. Нижний "этаж" - это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.
2.3 Конъюнктура мирового рынка
Одной из основных характеристик мирового рынка является конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов). Важной проблемой экономической теории и практики является всестороннее исследование конъюнктуры рынка, в процессе которого на разных уровнях различают:
На практике эти уровни между собой взаимосвязаны, что должно учитываться при исследовании (для того, чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъюнктуры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.).
С точки зрения временных критериев выделяют:
Исследование конъюнктуры современных товарных рынков существенно усложняется в связи с тем, что в мировой экономике весьма значительным остается удельный вес теневой экономики/
Однако конъюнктура мирового рынка - не только объект исследования. Отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении. Это имеет существенное значение при проведении Украиной активной внешнеэкономической (прежде всего, экспортной) политики.
Так, в проведении экспортной политики существенное значение имеет:
Проблемы конъюнктуры
мирового рынка имеют существенное
значение для отечественных предприятий,
работающих на экспорт. Для них важно
не только что, как и с какими издержками
и качественными
Заключение
Мировой рынок - система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда.
В современных условиях мировой рынок становится сферой деятельности крупных компаний - крупнейших транснациональных компаний США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и других стран. Причем эти компании объединяют свои усилия с целью укрепления позиций на мировом рынке в конкурентной борьбе с другими компаниями.