Мотивация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

За тысячи лет до того, как слово "мотивация" вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации.
Ещё со времён Адама Смита традиционно считалось, что если работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. Труд часто рассматривался лишь как средство заработка. Между тем, результаты исследований свидетельствуют о том, что оплата труда является необходимым, но недостаточным условием мотивации трудовой деятельности.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

Опыт применения нематериальных форм трудового вознаграждения позволяет  сделать следующие выводы. Практически  всегда они являются дополнительной формой вознаграждения. Хотя их доля в  структуре вознаграждения сравнительно невелика, стимулирующий эффект и  воздействие на экономическое поведение  работников могут быть весьма существенными. Как правило, роль и значимость нематериальных форм вознаграждения повышается по мере роста уровня денежных доходов и  возрастания творческой составляющей трудовой деятельности. Условием высокой эффективности этих форм трудового вознаграждения является системный подход к разработке и применению нематериальных стимулов в сочетании с основными видами денежного вознаграждения.

Все это касается внешних  систем мотивирования, т.е. различных способов, которыми организация может повысить эффективность производственного поведения своих сотрудников. Но есть еще один сильнейший фактор, определяющий трудовое поведение, манипулировать которым организации гораздо сложнее (если вообще возможно). Речь идет о внутренней мотивации. О том, почему сам человек хочет выполнять порученную ему работу на наивысшем уровне, или наоборот, работает "спустя рукава", почему какой-то род деятельности ему по душе, а другой - нет.

Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься - чрезвычайно сложно.

Особенностью внутренней мотивации является то, что организация  практически не способна повлиять на нее в положительную для себя сторону, но в отрицательную сторону - способна.

Когда сотрудник только приступает к новой работе, чаще всего внутренняя мотивация сильна и может быть основным фактором, определяющим поведение  на рабочем месте. Для многих, по крайней мере, для квалифицированных  специалистов, новая работа - это  новые задачи, новые преграды, которые  хочется преодолеть, это возможность  чему-то научиться. Это касается не только молодежи. Даже если у сотрудника есть десятилетний опыт работы в данной области, каждая организация предлагает свой, уникальный набор из задач, коллег и клиентов, с которыми надо наладить отношения, преимуществ, которые надо научиться использовать, и проблем, с которыми предстоит справиться.

И руководство должно приложить  все усилия для предотвращения или  смягчения возможных факторов демотивации. Вот лишь некоторые из них: 9

1. Нарушение негласного контракта.

При найме на работу кандидат и компания заключают "сделку", в которой свободное время, энергия и интеллект обмениваются на определенное материальное вознаграждение, потенциальные возможности реализовать свои личные мотивы и некую "среду обитания". Личные мотивы могут быть самыми разнообразными: от возможности каждый день куда-либо приходить и общаться с другими людьми, до возможности активно работать и видеть результаты своего труда. В "среду обитания" может входить множество факторов, начиная от внешнего вида офиса и графика работы, до специфики коллектива и поручаемых сотруднику задач. В результате у потенциального сотрудника формируются ожидания, которые могут расходиться с действительным положением вещей в компании. Вскоре после начала работы сотрудник обнаруживает, что обучение формально, перспектив для роста никаких, коллектив представляет собой закрытые группки сотрудников, не пускающие аутсайдеров. Результат тот же - внутренняя мотивация испарилась, от энергичного и полного энтузиазма кандидата не осталось и следа, теперь это вялый сотрудник с потухшими глазами.

Рекомендации: максимум реалистичной информации в процессе отбора. Формирование реалистичных ожиданий.

2. Неиспользование каких-либо навыков  сотрудника, которые он сам ценит.

Организации практически  всегда чему-нибудь учат вновь пришедших (в явной или скрытой форме, т.е. "по ходу дела"), откладывая при этом "на дальнюю полку" не пригодившиеся навыки. Неосмотрительное отбрасывание таких навыков со временем чревато серьезнейшей демотивацией - если туда попадают навыки, которыми сам сотрудник дорожит.

Рекомендации: одно из решений заключается в том, что многообразие задач и ситуаций, с которыми сталкивается организация, часто предоставляет возможность "протирать пыль" с неключевых навыков и знаний сотрудников. Пусть это будут временные, проектные задачи, пусть отнимающие немного времени (а порой - и вовсе решаемые во внеурочное время), но они дадут вашему сотруднику понять, что вы цените все его многогранные умения, и что вы не позволите ему забыть то полезное, что он знал раньше.

3. Игнорирование идей и инициативы.

Приступая к новой работе, сотрудники обычно "фонтанируют" новыми идеями - от совершенствования методов работы до перестановки мебели в офисе для произведения наиболее благоприятного впечатления на клиента. И чаще всего от этих идей просто отмахиваются - частично от недоверия новичкам, частично - от нежелания расстаться с привычной рабочей рутиной, даже если она не эффективна.

Рекомендации: прислушивайтесь к идеям и предложениям. Из них часто можно что-то почерпнуть. И всегда объясняйте, почему та или иная идея не подходит для реализации в вашей компании.

4. Отсутствие чувства причастности  к компании.

Это наиболее актуально для  сотрудников, работающих вне штата  компании или для вспомогательного персонала. У таких работников нередко  складывается впечатление, что для  менеджеров компаний они вообще являются людьми второго сорта, которые работают на компанию исключительно из-за денег.

Рекомендации: Чувство причастности к общему делу и командный дух являются очень сильным стимулом. Сотрудники, жертвуя своими личными интересами и временем, готовы работать на достижение целей компании. Поэтому привлекайте таких сотрудников к общекорпоративным мероприятиям, регулярно информируйте их о происходящем в компании. И помните, что эта проблема может касаться не только внештатников, но и постоянных сотрудников, а иногда - и целых подразделений. .

5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного  и профессионального роста.

В ситуации, когда сама специфика  работы не дает возможности развиваться  и достигать результатов, рутинная однообразная работа через определенное время нейтрализует внутреннюю мотивацию  большинства сотрудников, даже тех, которые не любят разнообразия.

В другом случае демотивирующей оказывается работа, которая структурирована  таким образом, что конечный результат  виден только в конце длинного отрезка времени. Не у каждого  хватит терпения и настойчивости  работать без результатов в течение  такого длительного срока. Человек  может сойти с дистанции на половине пути.

Рекомендации: Для сотрудников "рутинной" сферы необходимо создавать время от времени проекты - краткосрочные задачи, часто в смежных со специализацией сотрудника областях. Это разбавит рутины и позволит им чему-нибудь поучиться. Для долгосрочных проектов - всегда разделять их на "ощутимые" этапы, и поощрять промежуточные результаты.

6. Отсутствие признания достижений  и результатов со стороны руководства  и коллег

Рекомендации: Поощрять сотрудников за успехи и достижения, возможно, не всегда финансово, но зато всегда - словесным одобрением и поддержкой.

7. Отсутствие изменений в статусе  сотрудника.

Структурные ограничения  являются наиболее распространенной причиной замедления и остановки карьерного роста, точнее сказать, изменения статуса  сотрудника в организации, дающего  полномочия, власть, возможность решать новые задачи и расти. В результате сотрудники уходят в другие компании на более высокие позиции. Не последним  по значимости демотиватором является субъективизм руководства при принятии решений о перемещении сотрудников.

Рекомендации: в этом случае целесообразно использовать различные приемы изменения статуса без изменения должности, например, руководство временным проектом.

Внутренняя мотивация  сотрудников во многих организациях, к сожалению, не привлекает внимания руководителей. Однако такое невнимание приводит к негативным последствиям, препятствуя эффективной работе сотрудников.

Следует иметь в виду, что  в жизни нет четких различий между  внешней и внутренней мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях  порождены внутренней мотивацией, а  в других - внешней. Иногда мотив  одновременно порожден разными системами  мотивации. Общеизвестно, что мотивация  оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем  между мотивацией и конечным результатом  трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный  на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем немотивированный работник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда  обусловлено тем, что на последнее  оказывает влияние множество  других факторов, в частности квалификация и способности человека, правильное понимание выполняемой задачи и  многое другое.

1 Соломин И.Л. Психосоматическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом. Тезисы выступлении./ http://www.ht/ru/press/events/Solomin.

2 Цветаев В.М. Управление персоналом. СПб: Питер, 2002. – С. 127.

3 Голубкова Е.Н. Глава из книги «Маркетинговые коммуникации». Менеджмент в России и за рубежом № 1 2001.

4 Самыгин С.И.,   Столяренко Л.Д.   Менеджмент персонала. М. 2003.

5 Цветаев В.М. Управление персоналом./ В.М. Цветаев. СПб: Питер, 2002. – С. 126.

6  Мескон М.Х., Основы менеджмента. М.: Дело ЛТД, 1994.- С. 305.

7 Мамыкин А. Люди не станки - встали и ушли. Мотивация персонала в условиях перегретого рынка труда /Программа конференции //http://www.cfin.ru/management/practice/

8 Назаралиев И.Р. Необходимость усиления мотивационных аспектов менеджмента для стран с трансформирующейся экономикой. Менеджмент в России и за рубежом,  №5 2000.   

9 Андреева Т., Юртайкин Е., Почему опадают яблоки или внутренняя демотивация персонала. TopManager № 22, 2002.


Информация о работе Мотивация труда