Недобросовестная конкуренция и её формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Недобросовестная конкуренция является спутником свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг.
Предметная сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции, считается одной из наиболее сложных как с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения. Эта проблема привлекает к себе специалистов различных отраслей знаний, в том числе и представителей юридической науки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции………………5
2. Формы недобросовестной конкуренции……………………………..7
Заключение……………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО К.Р..doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию и науке

Российской Федерации

Уральский финансово-юридический институт

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Антимонопольное право»

 

на тему: «Недобросовестная конкуренция и её формы»

 

 

 

 

                                                           Выполнила: студентка 5 курса

                                                                        группы ЮВВЗ-2810

                                                           Митрофанова Анна Олеговна

                                                           Проверил: К.э.н., доцент

                                                                        Пахнёв Николай Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3

 

1. Понятие и признаки  недобросовестной конкуренции………………5

2. Формы недобросовестной  конкуренции……………………………..7

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Важнейшим  элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция, понимаемая как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка. Этот процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество, которое ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция.

 

Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия  для развития конкурентной среды, государство  одновременно стремится свести к  минимуму отрицательные последствия  проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению.

 

Предметная сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции, считается одной из наиболее сложных как с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения. Эта проблема привлекает к себе специалистов различных отраслей знаний, в том числе и представителей юридической науки. Правовая проблематика пресечения недобросовестной конкуренции занимала и продолжает занимать внимание исследователей, ибо потенциал различного рода концепций и теоретических конструкций в указанной сфере далеко не исчерпан, чему в том числе немало способствуют усилия, как законодателя, так и правоприменительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

 

Недобросовестная конкуренция  является спутником свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Наличие свободной конкуренции на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, предполагает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без надлежащего государственного воздействия не может быть достигнуто. Одной из форм такого воздействия выступает специально конструируемый институт недобросовестной конкуренции, призванный защитить участников гражданского оборота, в том числе потребителей товаров, работ и услуг от таких действий хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение последними определенных преимуществ.

 

Указанная защита обеспечивается наделением участников гражданских отношений правом на пресечение недобросовестных конкурентных действий.

 

В юридической доктрине не выработано единого понятия недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое  недобросовестная конкуренция, оставался  и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на это легальное определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"  Согласно п. 9 указанной статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из приведенного определения, выступают:

 

- наличие действия  хозяйствующего субъекта или  группы лиц;

 

- направленность действия  на получение преимуществ при  осуществлении предпринимательской  деятельности;

 

- противоречие действия  законодательству РФ, обычаям делового  оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

 

- наличие действительных  или потенциальных убытков у  хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных  действий;

 

- наличие действительного  или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента вследствие осуществленных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы недобросовестной конкуренции

 

Формы недобросовестной конкуренции в жизни чрезвычайно  разнообразны, и поэтому невозможно четко установить какой-либо твердый перечень таких правонарушений. При этом зачастую недобросовестной конкуренцией могут быть признаны правонарушения, охватываемые иными отраслями законодательства, в частности, большинство известных видов правонарушений в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности, защиты прав потребителей и т.д. В этой связи в законодательстве о недобросовестной конкуренции невозможно и неправильно дублировать соответствующие положения других законодательных актов. Тем более это важно в отношении составов правонарушений, рассмотрение которых относится к полномочиям других государственных органов.

 

Согласно Парижской  конвенции об охране промышленной собственности  выделяются следующие основные формы  недобросовестной конкуренции:

 

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

 

2) ложные утверждения  при осуществлении коммерческой  деятельности, способные дискредитировать  предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

 

3) указания или утверждения,  использование которых при осуществлении  коммерческой деятельности может  ввести общественность в заблуждение  относительно характера, способа  изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Федеральный закон N 135 содержит следующие формы недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

 

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

 

Говоря о недобросовестной конкуренции, в обязательном порядке  необходимо определить термин «монополистическая деятельность». Это злоупотребление  хозяйствующим субъектом, группой  лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

 

На мой взгляд, понятие  «монополистическая деятельность»  тесно связано с понятием недобросовестной конкуренции, поскольку, получив на рынке положение монополиста, либо в случае сговора нескольких крупных участников рынка хозяйствующий субъект начинает использовать в своей деятельности приемы, направленные на недопущение в занятую нишу новых игроков. То есть выходит, что конкуренция не может возникнуть, поскольку монополист направит все силы на противодействие этому. Следовательно, монополистическая деятельность является недобросовестной конкуренцией в той мере, что в данном случае недопустимыми способами конкуренция устраняется.

 

Законом запрещаются  действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего  доминирующее положение, которые имеют  либо могут иметь своим результатом  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является повышение цен;

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара или услуги;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные законодательством РФ или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством РФ или судебными актами;

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены законодательством РФ или судебными актами;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

- создание дискриминационных условий;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или  согласованные действия хозяйствующих  субъектов на товарном рынке, а также  физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо законодательно не предусмотрен;

Информация о работе Недобросовестная конкуренция и её формы