Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 08:43, контрольная работа
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот - процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара - торговое предприятие - за деньги передает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров через акты купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
1. Социально-экономическое значение оборота розничной торговли
2. Нормирование товарных запасов
Литература.
Содержание.
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот - процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара - торговое предприятие - за деньги передает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров через акты купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различны видах и формах. Прежде всего, он отображает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот.
Под розничным товарооборотом следует понимать продажу новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования, а так же своевременного потребления.
Розничным товарооборот характеризует объем продаж товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения на потребительском рынке и переход товара в личное и коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т.е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены.
Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи.
Как экономический показатель розничный товарооборот является показателем сложным и многогранным, позволяющий судит о различных аспектах хозяйственной деятельности. Во-первых, розничный товарооборот характеризирует совокупность отношений, возникающих в связи с процессом купли –продажи. Во-вторых, он может использоваться при оценке как конъюнктуры рынка, так и торговой конъюнктуры. В-третьих, это показатель свидетельствующий об удовлетворении спроса. В-четвертых, розничный товарооборот- валовой показатель реализации отдельных товаров и услуг как в границах какого-либо региона, так и за его пределами организации торговли. Так же экономически товарооборот как экономический показатель имеет ряд недостатков, его рост не всегда означает действительно удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема товарооборота может значительно меняется, под влияниям ценовых и структурных изменений. Например, при росте объема реализации в стоимостных показателя может наблюдаться его снижение в натуральном выражении.
Розничная реализация товаров на предприятии торговли характеризуется тремя основными показателями, которые являются важнейшими при разработке торговой стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота. Эти показатели характеризую процесс обмены товара на деньги, переход товарной массы в сферу потребления, формирование доходов. К ним относятся:
На объем и структуру товарооборота оказывают влияния различные факторы, но прежде всего экономические, воздействующие на величину спроса. Цены на товар растут с разной скоростью, поэтому очень важно проанализировать воздействие различных показателей инфляции на многообразные типы товаров.
Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приводит к тому что покупатели становятся более избирательными при выборе магазина. И несмотря на то что их интересует прежде всего цена и качество товара, все больше внимания покупатели обращают на уровень и методы обслуживания, а так же стиль и дизайн торгового предприятия.
Рассмотрим социально – демографические факторы. Успех деятельности предприятия определяется тем, насколько полно оно будет удовлетворять потребности своих покупателей. Что-бы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучить возвратную структуру населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения . В цело м люди больше стали потреблять материальных благ, что способствует товарообороту. Поэтому очень важно своевременно определять потребности и запросы покупателей.
На товарооборот влияют и многие другие условия: местоположение предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама, квалифицированный персонал, культура обслуживания, внедрение новых технологий.
В заключение вопроса можно сделать следующие выводы:
Торговое предприятие должно обеспечивать непрерывность торгового процесса, ритмичную продажу товаров потребителям, соответствующую по ассортименту, количеству и качеству их спроса. С этой целью на предприятиях создаются определенные запасы товаров.
Товарные запасы выполняют определенные функции:
Товарные запасы можно классифицировать по различным признакам (см. схему).
Схема
Классификация товарных запасов | ||||
Товарные запасы | ||||
По значению |
По месту нахождения |
По срокам образования |
По соответствию нормативу |
По показателям |
Текущие Сезонного хранения и досрочного завоза Страховые запасы |
В промышленности В оптовой торговле В розничной торговле В пути |
Отчетные На дату Входные, или начальные Выходные, или конечные |
В пределах норматива Выше норматива Ниже норматива |
В натуральных показателях В стоимостных показателях В днях оборота |
В зарубежной теории и на практике широко используется классификация товарных запасов с помощью метода ABC. В соответствии с этим методом все запасы объединяются в три группы.
Группа А включает в себя запасы тех товаров, для которого характерна высокая интенсивность реализации. Эти товары имеют быструю оборачиваемость и как следствие ведет к значительным затратам, связанные с закупкой и реализацией. Товары в этой группе – основные в товарообороте, на их долю приходиться примерно 70-80% общего объема продаж, но они составляют лишь 10-20% общей суммы товарных запасов.
К группе В относятся товары более замедленной оборачиваемости, пользуются значительно меньшим спросом. Их удельный вес в общем объеме продаж составляет 10-15%, а доля в общей сумме запасов – 30-40%.
Группа состоит из товаров еще более редкого спроса и медленной оборачиваемости. В общем объеме продаж их суммарная стоимость составляет 5-10%, однако они занимают 40-50% объема товарных запасов.
Метод АВС позволяет предприятию систематизировать учет и контроль запасов, выбирать для планирования именно те из них.
Нормирование товарных запасов производиться по запасам текущего хранения. Нормативы товарных запасов во многом предопределяют размеры других плановых показателей, являясь одним из критерии оценки деятельности предприятия.
Норматив товарных запасов – это оптимальный их уровень, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при наименьших затратах на их образование и хранение. Нормативы устанавливают на плановый период и исходят из планового объема и структуры товарооборота.
Основными методами нормирования товарных запасов являются:
Экономико-статистический метод заключается экстраполяции тенденций развития запасов и обусловливающих их фактором с учетом возможных изменений последних в будущем.
Норматив товарных запасов можно рассчитать на основе коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности рассчитывается деление среднегодовых темпов изменения товарных запасов на среднегодовые темпы изменения товарооборота в расчетном периоде. Расчет можно производиться по товарным группам и по магазину в целом. Методика предполагает расчет темпа прироста товарных запасов в плановом периоде путем умножения Кэл на темп прироста товарооборота в плановом периоде:
где – темп прироста товарных запасов по плану;
- темп прироста товарооборота по плану;
- коэффициент эластичности запасов от товарооборота.
Норматив товарного запаса определяется умножением нормативного товарного запаса текущего хранения на конец текущего периода на темп прироста товарных запасов по плану.
При расчете норматива методом технико-экономических расчетов следует учитывать, что разные элементы товарного запаса имеют различные назначения. Расчет норматива этим методом осуществляется по элементам в днях в зависимости от их назначения, т.е. рабочего запаса, запаса пополнения, страхового запаса.
Метод экспертных оценок применяется в условиях отсутствия или недостатка информации, малоизученности рынка. В основе метода лежит личностная оценка состояния запасом в прошлом, субъективное понимание перспектив и развития.
Нормирование товарных запасов торговыми предприятиями имеет определенные особенности в сравнении с другими отраслями национального хозяйства.
Если использование производственных
запасов в производственном секторе строго
обусловлено производственной программой, то
его можно рассчитать, зная план выпуска
продукции и нормы расхода сырья, материалов
на единицу изделия, что обеспечивает возможности
планирования в формировании и расходовании
средств на материальные запасы. Формирование товарных
запасов в торговом предприятии представляет
собой трудно прогнозируемый процесс, так
как в значительной степени зависит от
спроса населения. Факторы же, влияющие
на потребительский спрос весьма разнообразны. Спрос
может изменяться под влиянием социально-экономических,
Товарные запасы выступают функцией спроса индивидуальных потребителей, склонных к большому влиянию случайных обстоятельств, поэтому динамика товарных запасов является предметом постоянного изучения торговых организаций.
Норматив товарных запасов должен выступать как средняя величина, характеризующая наиболее устойчивые состояния спроса с учетом сезонности, близких заменителей товаров на рынке торгового предприятия, а также численности потенциальных покупателей. Для создания научно обоснованных нормативов, необходимо изучение и моделирование закономерностей, влияющих на объемы товарных запасов.
Литература