Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 12:04, курсовая работа
Управление производственными запасами одна из важных составных частей производственного управления, состоящая и в организации заключения хозяйственных договоров, и в закупке, доставке и хранении сырья, материалов, комплектующих изделий, а также их учете и контроле за их использованием.
Целью курсовой работы является изучение порядка оценки материалов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материалов, а также контроля за сохранностью и использованием их в производстве.
Введение
1.Общие принципы материально-производственных запасов ….…….…4
1.1 Понятие, классификация и задачи учета материалов .………………..4
1.2 Поступление материальных ценностей на склад……………………....5
2. Организация учета материалов…………..………………………….……..7
2.1 Документальное оформление движения материалов…………………..…....9
2.2 Синтетический и аналитический учет материалов………………………25
2.3 Инвентаризация материалов………………….………………………….26
2.4 Учет материалов на забалансовых счетах………………………….…….28
2.5 Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) по материалам…………………………………………………………………30
3. Практическая часть…………………………………………………………40
Заключение………………………………………………………………….…..26
Список используемой литературы…………….………………………………27
• Лимитно-заборная карта (ф № М-8) — нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, другой — складу.
Материалы отпускаются в производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.
• Требование-накладная (ф. № М-11) — применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов. Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй — для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11). Замена одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.
• Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) —используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй — получателю.
При отпуске материалов самовывозом или выносом кладовщик передает в бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.
• Карточка учета материалов (ф. № М-17) — служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности
и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходнорасходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
• Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений(ф. № М-35) — применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов. [ 1 , 271-274с ]
2.2 Синтетический
и аналитический учет
Синтетический учет материалов на производственных предприятиях ведется на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет следующие субсчета:
1. «Сырье и материалы»
2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»
3. «Топливо»
4. «Тара и тарные материалы»
5. «Запасные части»
6. «Прочие материалы»
7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»
8. «Строительные материалы»
9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»
10. «Специальная оснастка
и специальная одежда на
11. «Специальная оснастка
и специальная одежда в
В соответствии с «Планом счетов бухгалтерского учета» синтетический учет материалов на счете 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:
по фактической себестоимости;
по учетным ценам.
При первом способе на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовке.
При втором способе дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Применение того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учетной политике.
Традиционным и более упрощенным является учет материалов по фактической себестоимости. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:
76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» —
на стоимость услуг, оплачиваемых
чеками транспортным (железнодорожным,
водным) организациям, а также на
стоимость информационных и
71 «Расчеты с подотчетными
лицами» — на стоимость сырья
и материалов, приобретенных и
оплаченных из подотчетных
23 «Вспомогательные производства»
20 «Основное производство»
— на стоимость полученных
из производства возвратных
Если в момент приема обнаруживается недостача или порча материалов, то эти операции на счетах не отражаются. Если же недостача не превышает норм естественной убыли в пути, то она списывается на общехозяйственные расходы предприятия. Однако, когда обнаружена недостача и порча сырья и материалов по вине поставщика, последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 «Материалы» целесообразно открыть два аналитических счета:
> материалы по учетным ценам;
> транспортно-заготовительные
расходы или отклонение в
Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».
Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:
20 «Основное производство»
— на стоимость сырья и
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные
расходы» — на стоимость
26 «Общехозяйственные расходы» — на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;
28 «Брак в производстве»
— на стоимость материалов, израсходованных
на исправление бракованной
В пределах месяца списание сырья и материалов производится по учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам. При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, разницу списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом «красное сторно», т.е. отрицательными числами (сторнировочная запись).
При способе учета материалов по учетным ценам на их фактическую себестоимость на основании поступивших расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 и кредитуются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Записи на счетах производятся независимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия — до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.
На учетную стоимость оприходованных материалов в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуются счета:
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;
16 «Отклонение в стоимости
материальных ценностей» — на
сумму разницы между
В случае же превышения фактической себестоимости оприходованных материалов над стоимостью их по учетным ценам на разницу дебетуют счет 16 и кредитуют счет 15.
Остаток счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает стоимость оплаченных, но не поступивших от поставщиков материалов на склад предприятия за отчетный месяц.
Учтенную в течение месяца на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницу между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце месяца списывают на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов над стоимостью их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись.
При реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
1) дебет счета 91 «Прочие
доходы и расходы» — на
2) дебет счета 62 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками»
кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
3) дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму НДС по реализуемым материалам,
кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом».
Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».
В случае же реализации на сторону материалов, синтетический учет которых ведется по учетным ценам, списание их учетной стоимости отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 10 «Материалы». На сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам дебетуют счет 91 и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом производится либо обыкновенная, либо сторнировочная запись.
В бухгалтерии производственного предприятия, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.
Сортовой способ предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.
На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. В конце месяца на основе итоговых данных всех карточек по каждому складу и предприятию в целом составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и с данными карточек складского учета.
Оперативно-бухгалтерский способ предусматривает ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов.
В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по каждому виду в специальную сальдовую ведомость учета остатка материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ставкам каждой учетной группы материалов и в целом по складу.
Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Его применение позволяет избежать громоздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и дублирования с записями складского учета.
Информация о работе Общие принципы материально-производственных запасов