Оценка эффективности использования оборотных средств и разработка предложений по её повышению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются оборотные средства, порядок формирования и использования оборотных средств предприятия.
Цель работы – на основании экономического анализа обосновать и предложить к реализации мероприятия по повышению эффективности использования оборотных средств предприятия.
Задачи: литературный обзор по теме курсовой работы, анализ результатов работы ОАО «Полесье», определение использования и эффективности использования оборотных средств.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 5
Оборотные средства предприятия ……………………………………........... 6
Сущность, состав и структура оборотных средств предприятия …… 7
Оборачиваемость оборотных средств и пути ее ускорения…………. 9
Анализ состояния оборотных средств в ОАО «Полесье»………………… 11
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Полесье»... 11
Анализ эффективности использования оборотных средств………... 18
Повышение эффективности использования оборотных средств…………. 23
Заключение………………………………………………………………………. 25
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Ланец_Курсовая.docx

— 81.68 Кб (Скачать файл)

Ненормируемые – оборотные средства, потребность  в которых временна. Поэтому их величина заранее не определяется (не планируется), а контролируется по фактическим данным: товары отгруженные, но не оплаченные заказчиком; денежные средства на расчетном счете, в кассе, средства в расчетах.

Структура оборотных средств характеризуется  удельным весом отдельных элементов  в общей их стоимости. Она различна в конкретной отрасли промышленности и изменяется под влиянием факторов, действующих в сфере производства, снабжения, сбыта. [4, c. 49]

В сфере  производства на структуру оборотных  средств влияют факторы: материально-технические особенности отрасли, характер организации производства, режим работы, длительность производственного цикла, уровень специализации и кооперирования, характер потребляемого сырья, выпускаемой продукции и др.

К факторам снабжения и сбыта относятся: размещение поставщиков материально-сырьевых ресурсов и потребителей продукции, формы организации материально-технического обеспечения, периодичность поставок, формы расчетов за материалы, продукцию и др.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Состав оборотных средств предприятия

Состав  и структура оборотных средств  предприятия зависит от отраслевой принадлежности, размера предприятия  [15, с. 199].

          1.2. Оборачиваемость оборотных средств и пути ее ускорения

 

Оборотные средства обслуживают непрерывный  процесс производства и находятся в постоянном движении. Они последовательно проходят три стадии кругооборота: приобретение предметов труда, производственный процесс, реализация продукции.

Эффективность использования оборотных средств  в промышленности снижается. Это объясняется рядом причин: повышается стоимость сырья и материалов, удлиняется технологический цикл производства в связи с переходом на выпуск технически более сложных видов продукции, из-за нарушения договорных обязательств по поставкам продукции и недостатков в организации транспортных перевозок, увеличиваются сверхнормативные запасы товароматериальных ценностей, в том числе готовой продукции из-за ее невысокой конкурентоспособности и др. Ускорение оборачиваемости оборотных средств обеспечивается на всех стадиях их оборота.

На стадии производственных запасов ускорение оборачиваемости достигается за счет снижения удельных норм расхода предметов труда; вовлечения в хозяйственный оборот сверхнормативных и излишних материальных ценностей; совершенствования системы снабжения путем создания оптового рынка материально-сырьевых ресурсов, укрепления договорной дисциплины, расширения и рационализации прямых хозяйственных связей. [13, c. 211]

На стадии производства величина заделов незавершенного производства прежде всего обусловлена длительностью технологического цикла, следовательно, зависит от технического и организационного уровней предприятия. [13, c. 211]

Ускорение оборачиваемости оборотных средств  в сфере обращения достигается  путем минимизации, с одной стороны, периода нахождения готовой продукции  на складе, с другой, – периода  ее оплаты потребителем. Важная роль в этом принадлежит маркетингу, предполагающему полное подчинение производства спросу потребителей, требованиям рынка. Велико влияние комплектности и качества продукции, ее конкурентоспособности, своевременной отгрузки, сокращения времени доставки продукции за счет использования прогрессивных видов транспорта, совершенствования расчетов между поставщиками, потребителями и ускорения документооборота.

Перечисленные направления ускорения оборачиваемости  оборотных средств могут быть реализованы только в случае, когда  предприятия экономически заинтересованы в этом. Разгосударствление собственности и многообразие ее форм, переход к рыночным отношениям создают реальные предпосылки ускорения оборачиваемости оборотных средств.[13, c. 211]

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОАО  «ПОЛЕСЬЕ»

 

  1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Полесье»

 

Анализ  организационно-экономической характеристики ОАО «Полесье» основан на материалах бухгалтерской аналитической и  статистической отчетности и бизнес-плана.

Открытое акционерное общество «Полесье» является крупнейшим предприятием легкой промышленности по выпуску изделий  верхнего трикотажа, полушерстяной  и ПАН пряжи.

В состав объединения входят три фабрики  с законченным технологическим  циклом:

  • камвольная фабрика;
  • фабрика объемной пряжи;
  • фабрика верхнего трикотажа.

Камвольная  фабрика введена в эксплуатацию в 1970 году. Мощность по установленным  прядильным машинам составляет 41684 веретена. Фабрика специализируется на выпуске полушерстяной пряжи  гребенным способом прядения разных смесовых составов и линейных плотностей.

Фабрика объемной пряжи введена в эксплуатацию в 1972 году. Ее производственная мощность составляет 43128 веретен. Фабрика специализируется на выпуске полиакрилонитрильной высокообъемной пряжи различных линейных плотностей.

Фабрика верхнего трикотажа введена в  эксплуатацию в 1968 году. Мощность фабрики  по выпускному оборудованию составляет 7688 тыс. штук трикотажных изделий  в год. Фабрика специализируется на выпуске верхних трикотажных  изделий для взрослых и детей.

Входящие  в состав объединения структурные  объединения не являются юридическими лицами и действуют на основании  Положений, утвержденных генеральным  директором.

Камвольная фабрика выпускает пряжу по гребенной системе прядения:

  • полушерстяную пряжу различных смесок;
  • полушерстяную трехкомпонентную пряжу (шерсть+нитрон+лен);
  • полушерстяную с вработкой профилированных капроновых волокон;
  • фасонную буклированную пряжу;
  • пряжу аэродинамического способа прядения.

Технические и технологические  возможности камвольной фабрики  позволяют выпускать более 20-ти видов  ассортимента пряжи в широкой  гамме расцветок для трикотажных  изделий разных смесовых составов и  массовых долей шерстяных и химических волокон.

Фабрика верхнего трикотажа выпускает изделия верхнего трикотажа по трем основным группам:

  • женский ассортимент: костюмы, платья, сарафаны, юбки, джемперы, жакеты, жилеты;
  • мужской ассортимент: джемперы, жакеты, жилеты, свитеры, брюки и костюмы спортивные;
  • детский ассортимент: костюмы, платья, сарафаны, джемперы, жакеты, брюки и костюмы спортивные.

Удельный вес детского ассортимента в общем объеме производства составляет 31,5%.

Применение различных трикотажных  переплетений, использование полушерстяной  и ПАН пряжи, применение отделки  печатью, вышивки позволяют выпускать  более 250 различных моделей в месяц, из них ежемесячно запускается свыше 50 новых моделей трикотажных изделий. Обновление ассортимента достигается  за счет повышения уровня моделирования  и конструирования, внедрения в  производство новых видов сырья, фурнитуры, отделочных материалов, совершенствования  имеющихся и внедрения новых  технологий.

Фабрика объемной пряжи выпускает высокообъемную полиакрилонитрильную пряжу (ПАН пряжу) со 100% содержанием ПАН волокна, а также с использованием частично полиэфирных и капроновых волокон, хлопковых нитей. В настоящее время фабрика объемной пряжи работает в основном на давальческом сырье.

Трикотажное полотно, в том числе и товарное, выпускается 20-ти видов с различными гладкими и рисунчатыми переплетениями: кулирные, интерлочные, комбинированные, мелкораппортные, 2-х и 3-х цветные  жаккардовые.

ОАО ППТО «Полесье» является членом технического комитета №12 «Легкая промышленность» и принимает участие в рассмотрении технических нормативных правовых актов, разрабатываемых в Республике Беларусь. За 2007 год направлены предложения по СТБ 1379, СТБ ИСО 139, СТБ 1516, проекту СТБ по пряже полушерстяной, ТКП/РП 8001, ТКП/РП 8003, ТКП/РП 8004, ТКП 8014, а также проведена работа по актуализации технических условий предприятия и приобретена база данных санитарных норм и правил.

Трикотажные изделия относятся  к товарам народного потребления  и являются предметами первой необходимости. Они поставляются в Республику Беларусь, страны СНГ и Дальнее Зарубежье. Реализация трикотажных изделий производства ОАО ППТО «Полесье» по Республике Беларусь осуществляется в основном через розничные и оптовые предприятия торговли  Минторга и Потребкооперации, два фирменных магазина. Предприятие имеет три склада хранения расположенных в городах Гомель, Могилев и Минск.

Основными звеньями товаропроводящей сети на рынке Российской Федерации  являются индивидуальные предприниматели  и торгующие организации, число  которых в настоящее время  составляет 140 покупателей.

Основными потребителями полушерстяной  пряжи в Республике Беларусь являются предприятии концернов «Беллегропром» «Белбытсоюз» и «Белместпром». Удельный вес пряжи поставляемой в Российскую Федерацию составляет 28.1%. Товаропроводящая сеть на рынке Российской Федерации представлена тремя складами хранения, расположенных в городах Москва, Санкт-Петербург, Уфа.

Удельный вес потребителей полушерстяной  пряжи показан на рисунке 2.1.

 


                                                                                                                                

Как видно  на рисунке 2.1 на долю Беллегропромма приходится 59,1%, доля Российской Федерации и  прочих потребителей – 28,1 и 12,8 % соответственно.  Полиакрилонитрильную пряжу предприятие  поставляет не только на отечественные  предприятия и в Российскую Федерацию, но и в страны дальнего зарубежья. На рынки дальнего зарубежья поставляется 5.1% пряжи от общего объема.

Основным потребителем полиакрилонитрильной пряжи, как видно на рисунке 2.2, является Российская Федерация, на долю которой приходится 84,3 %, предприятия Республики Беларусь потребляют 10,6 % из них 5,1 % - собственное потребление, дальнее зарубежье составляет в структуре потребления – 5,1%.

 


 

 

В настоящее  время вся основная продукция  объединения имеет сертификаты  соответствия. ОАО ППТО «Полесье» испытывает некоторые трудности с реализацией своей продукции. Особые трудности возникают при реализации трикотажных изделий, т.к. их предложение на данном рынке достаточно велико. Причем рост предложений значительно опережает спрос. Верхний трикотаж производит не только крупные отечественные предприятия, но и мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели и в значительных объемах. Кроме того, значительную конкуренцию для трикотажных изделий ОАО «Полесье» составляют восточно-азиатские производители.

Трикотажные изделия ОАО ППТО «Полесье» имеют ярко выраженную сезонность, а  при сложившейся жесткой конкуренции на рынке трикотажных изделий покупатели отдают предпочтение в весенне-летний период продукции изготовленной из пряж с содержанием таких натуральных волокон как ангора, альпака, мохер, а также хлопок, вискоза и лен.

Падение покупательского спроса произошло в следствие:

  • снижение платежеспособного спроса населения за счет увеличения доли коммунальных платежей и затрат на продукты питания;
  • пассивности работников госторговли в преставлении трикотажных изделий и привлечении покупателей;
  • высокой ценовой конкуренции на рынке трикотажных изделий, как среди предприятий легкой промышленности государственных, так и коммерческих структур. Цены на трикотажные изделия ОАО ППТО «Полесье» не выдерживают конкуренции.

Маркетинговая деятельность предприятия основывается на систематическом сборе, отображении  и анализа данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

ОАО ППТО «Полесье» проводит маркетинговые исследования самостоятельно с целью получения информации относительно того, что и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи. Это имеет решающее значение для достижения конкурентных преимуществ в условиях конкурентной борьбы.

Достаточная обеспеченность предприятий нужными  трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень  производительности труда имеют  большое значение для увеличения объемов продукции и повышения  эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами зависят объем и  своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат  объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических  показателей.

Информация о работе Оценка эффективности использования оборотных средств и разработка предложений по её повышению