Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:32, реферат

Описание работы

В работе в относительно краткой форме раскрывается механизм предпринимательства с учетом теоретических исследований в данной области экономической науки, применения гражданского законодательства и нормотворчества, регламентирующих организацию предпринимательской деятельности, раскрывается сущность основных подсистем предпринимательства. Ключевыми вопросами являются рассмотрение процесса создания собственного дела в различных организационно-правовых формах, связи предпринимателя с субъектами внешней и внутренней предпринимательской среды.

Файлы: 1 файл

основы предпринимательства.docx

— 28.97 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем между  категориями “эффект” и “эффективность”  наблюдаются существенные различия. Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к  которому стремится экономический  объект. Понятие “эффект” и “результат”  можно воспринимать как тождественные, и ориентировать на него построение конкретной управленческой системы. Такое  управление, получившее в международной  практике наименование “управление  по результатам”, направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает изменение  качественных характеристик.

Эффективность, в отличие  от эффекта, учитывает не только результат  деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но рассматривает  условия, при которых он достигнут. Эффективность определяется соотношением результата (эффекта) и затрат, обуславливающих  этот результат. Эффективность, поэтому, есть сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее способность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать  прогрессивные структурно - качественные изменения. Эффект, таким образом, представляет собой один из компонентов, соотносимых  между собой в процессе решения  задач оптимизации.

Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения  результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения - стремление к максимизации. При этом ставиться задача: максимизировать  результат, приходящийся на единицу  затрат.

Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят  к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется.

С формальных позиций нет  противоречий между использованием того или другого метода расчета. Однако с содержательной точки зрения между ними можно заметить существенные различия. Эти различия проявляются  в процессе моделирования деятельности, т. е. предвидения будущих процессов, событий, явлений. Модель предпринимательства, как любая проблемно - ориентированная  модель, всегда обращена в сторону  определенного желаемого результата, строится, исходя из стремления его достигнуть. Ее конечная цель - достижение определенного результата. Однако если оперировать отношением показателей затрат к результату, можно столкнуться с ситуацией, когда прироста результата не произойдет, хотя затраты на его достижение на том же уровне будут снижены. Это обстоятельство может рассматриваться как следствие качественных изменений, происходящих в структуре экономического объекта, а в процессе их оценки будет зафиксировано повышение эффективности деятельности объекта. Однако планируемый результат не достигается, т. е. элементы развития не дополняются элементами экономического роста.

Такое изменение объекта, в принципе, соответствует прогрессивным  тенденциям, но признать его полностью  исчерпывающим для решения поставленных задач вряд ли возможно. Важна комплексная  ориентация на рост и развитие предпринимательской  деятельности, сочетающая необходимость  увеличения как объемных, так и  качественных показателей.

В практической деятельности используется показатель эффективности, базирующийся на отношении результата и затрат, как более полно отражающий целевую ориентацию исследуемого объекта, при этом не исключается принципиальная возможность использования обратного  соотношения, способного, в принципе, давать итоговые характеристики динамики объекта, но не позволяющего наглядно представить “вектор” наиболее существенных процессов.

В условиях развития рыночных отношений этот подход приобретает  особую значимость. Предпринимательская деятельность, стремящаяся наращивать свои конкурентные преимущества и обеспечивать с их помощью устойчивость своих рыночных позиций, использует в качестве целевых ориентиров широкую совокупность результирующих показателей (как количественных, так и качественных): прирост объема продаж и прибыли, овладение большим целевым сегментом, приспособление характеристик производимого товара к потребностям потребителей целевого рынка и т. д. Такие ориентиры, как и наиболее экономичные способы их достижения, требуют полного и наглядного отражения при обосновании оценочных критериев, адекватных поставленным задачам и способам их решения.

2. Принципы и методы  оценки эффективности предпринимательской  деятельности

Поскольку результат деятельности всегда связан с ее целью, то стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния  определяет ее целенаправленное поведение. Это состояние и есть цель объекта.

Трактовка цели предполагает ее объективную обусловленность. Она  проявляется в четкой определенности, в направленности развития, вызванной  объективными материальными причинами. Объективность цели проявляется  и в том, что она “переходит”  в объект в процессе предметной целесообразной деятельности человека.

В теоретических концепциях утвердилось понимание цели как  некоторого состояния, к которому стремится  тот или иной объект. Уже в процессе постановки целей фиксируются те свойства и качества, которые должен получить объект по завершении определенной деятельности. Цель, таким образом, формирует основы деятельности. При  этом деятельность трактуется как активность, направленная на достижение сознательно  поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

Цель подобна “пусковому механизму” деятельности, пока нет  цели - нет деятельности, появляется цель - может появиться и деятельность.

Цель характеризуется  предварительной продуманностью. В  конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении  человека. После того, как цель поставлена, анализируется ситуация, в которой  будет осуществляться деятельность, выбирается способ и средства достижения этой цели, намечается последовательность будущих действий - схема деятельности.

Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или  не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает  с целью, то деятельность может быть признана рациональной, если же такое  совпадение отсутствует - деятельность является нерациональной.

Совпадение результата и  цели особенно важно с позиции  выбора наиболее успешных решений. Такое  совпадение свидетельствует о том, что выбранные условия соответствуют  “стандартам рациональности”, а  анализ ситуации достаточно полный и  обоснованный.

Более точным определением таких понятий, как “успешная  деятельность”, “деятельность, соответствующая  принципам рациональности”, является понятие эффективности как отражающее возможность получения результата (или уже полученный результат) при  определенных условиях осуществления  деятельности. Это обстоятельство помогает выделить основной принцип измерения эффективности - принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности. Распространяя этот принцип на систему предпринимательства и ее специфичную область - строительство, важно подчеркнуть необходимость такого построения методической базы для оценки эффективности предпринимательских решений, когда моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания.

Предпринимательству, базирующемуся  на современной маркетинговой концепции, всегда присуща множественность  целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе. Предпринимательская деятельность, как известно, агрегирует в себе три аспекта: производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска едино направленных целей, или, в крайнем случае - установления разумного компромисса. Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации.

Такой подход обуславливает  второй принцип оценки эффективности  предпринимательства - доступность  использования нескольких критериев  оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости использования критериев, а не их необходимости. Совокупность критериев  используется в тех случаях, когда  нет возможности для применения единых или обобщенных оценок.

Процесс установления целей  осуществляется в рамках разработки стратегии маркетинга и функционирования системы предпринимательства. Стратегия  представляет собой обоснованную программу  действий, ориентированную на достижение определенной цели. Отличительная черта  стратегии - наличие цели.

Ее присутствие позволяет  трактовать стратегию как совокупность концептуальных положений, изложенных в приемлемой для практики форме.

Цели, а значит и конечные результаты, требующие отражения  в показателе эффективности, бывают двух видов: качественные и количественные.

В зависимости от применяемой  стратегии и внешних условий  могут выдвигаться как количественные, так и качественные цели. Однако в системе предпринимательства  к процессу целеполагания предъявляются особые требования. Они обусловлены интеграцией целеполагания в единый планово - управленческий цикл. В этом цикле целевые установки составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями. Они же закладываются в основу контроля полученных результатов, где осуществляется процедура сравнения целей и результатов. На этапе контроля количественные оценки дают более точные и обоснованные результаты. Качественные оценки также пригодные, в принципе, для проведения процедур контроля, позволяют получать менее точные и надежные результаты. Безусловно, любые качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью балов или индексами. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, который можно сократить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить. Поэтому при оценке эффективности предпринимательства следует отдавать предпочтение количественным оценкам, используя их как для характеристики цели, так и для характеристики результата.

Концепция маркетинга предполагает к использованию различные виды стратегий (а вместе с ними и цепочку  “цели - результаты”). Наибольшее распространение  получили так называемые наступательные стратегии. Среди целей, присущих наступательным стратегиям, можно выделить: увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении), овладение определенным сегментом рынка, занятие определенного положения в конкурентной среде, прирост объема производства и производительности труда, достижение количественно выраженного социального эффекта и т. д.

Для того чтобы выделить основные из них с точки зрения специфики и задач развития предпринимательства, необходимо обратиться к некоторым  особенностям развития рыночной среды, которая представляет собой открытую организационно - хозяйственную систему, где субъекты (бизнес - субъекты) реализуют  свои взаимные интересы и функционируют  в условиях конкуренции, занимая  определенную долю рынка (сегмент). Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций бизнес - субъекта, т. е. характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе.

 

Заключение

В России неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя невсегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

В зависимости от применяемой  стратегии и внешних условий  могут выдвигаться как количественные, так и качественные цели. Однако в системе предпринимательства  к процессу целеполагания предъявляются особые требования. Они обусловлены интеграцией целеполагания в единый планово - управленческий цикл. В этом цикле целевые установки составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями. Они же закладываются в основу контроля полученных результатов, где осуществляется процедура сравнения целей и результатов. На этапе контроля количественные оценки дают более точные и обоснованные результаты. Качественные оценки также пригодные, в принципе, для проведения процедур контроля, позволяют получать менее точные и надежные результаты. Безусловно, любые качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью балов или индексами. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, который можно сократить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить. Поэтому при оценке эффективности предпринимательства следует отдавать предпочтение количественным оценкам, используя их как для характеристики цели, так и для характеристики результата.

 

Литература

1. Асаул. А.Н., Песоцкая Е.В., Томилов В.В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности // Гуманитарные науки, 1997, №2.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг.Учебник под общ. ред. Багиева Г.Л., М.:Экономика, 1999.

3. Томилов В.В. Организационная  культура предпринимательства: Учебное  пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.

Информация о работе Оценка эффективности предпринимательской деятельности