Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 15:36, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы анализ операций коммерческих банков на вексельном рынке и их развитие в Российской федерации.
Задачей исследования является рассмотрение вопросов, касающихся:
1. сущности, видов и форм векселей;
2. операций с векселями коммерческим банком;
3. правил оборота векселей;
4. развитие вексельного рынка в Российской Федерации.
3
Введение 4
Глава 1. Понятие, сущность, функции и виды векселей 8
1.1. Понятие векселя 10
1.2. Виды векселей 14
1.3. Составление векселя 19
1.4. Оплата векселя гербовым сбором 20
1.5. Место составления векселя 21
1.6. Время составления векселя 21
1.7. Вексельные метки 22
1.8. Вексельная сумма 23
1.9. Срок платежа 24
1.10. Место платежа 26
1.11. Первый приобретатель 27
1.12. Подпись векселедателя 27
1.13. Протест векселя 28
1.14. Правовое регулирование 32
Глава 2. Операции коммерческих банков над векселями 35
2.1. Функции коммерческих банков 35
2.2. Выпуск собственных векселей 40
2.3. Учет векселей 46
2.4. Операции с процентными векселями 50
2.5. Авалирование векселей клиента 51
2.6. Выдача переводных векселей 52
2.7. Вексельные операции ОАО АКБ "Пробизнесбанк" 56
Глава 3. Развитие рынка ценных бумаг в России 69
Заключение 79
Список литературы 81
Таблица 4 Определение доходности по векселям и признанных расходов у векселедателя на фактическую дату погашения векселя
№ |
Доходность фактическая |
Сумма расхода |
Сумма расхода, |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
(995 000 руб. - 900 000 руб.) : |
995 000 руб. – 900 000 руб. = |
900 000 руб. ´ 16,67% ´ |
2 |
(998 000 руб. - 900 000 руб.) : |
998 000 руб. - |
900 000 руб. ´ 16,67% ´ |
3 |
(1 000 000 руб. - 900 000 руб.) |
1 000 000 руб. - |
100 000 руб. |
По первому варианту в целях налогообложения прибыли векселедатель может признать расходы в виде процентов только на сумму 87 312,54 руб. Фактически он израсходовал 95 000 руб. Это произошло, потому что векселедатель не вправе признать расходы в виде процентов по векселю на сумму свыше заявленной им при выпуске векселя доходности (16,67%) и свыше предельной доходности (17,6%).
Во втором варианте аналогичная ситуация: векселедатель может признать в налоговом учете расходы только на сумму 95 920,82 руб., а не всю сумму понесенных им расходов 98 000 руб., поскольку фактическая доходность векселя выше заявленной.
В третьем варианте фактическая доходность меньше экономической и предельной. Поэтому в целях налогообложения прибыли можно признать всю сумму расходов в виде процентов (100 000 руб.).
Глава 3. Развитие рынка ценных бумаг в России
В России вексель начал действовать в эпоху Петра I из-за опасности перевозки денег из одного города в другой. Эти векселя имели название - казначейские. В 1709г. был опубликован первый вексельный устав. Затем в 1832г. появляется Устав о векселя, вошедший в Свод законов 1857г. Третий российский вексельный устав принимается в 1902г. по аналогии с германским 1848г., что заметно оживляет вексельное обращение в дореволюционной России. В ту пору существенным отличием от иностранных векселей была долгосрочность (до 12 мес.) российских веселей, в отличие максимального 3-х месячного срока западных обязательств. Если смотреть активность работы банков с векселями, то за 1911г. Азовско-Донской банк учёл 600 тыс. векселей, а Волжско-Камский -400 тыс. векселей. Госбанк выдавал ссуды под простые векселя.
В 1917г. вексельное право было ликвидировано, и только 20.03.1922г в период НЭПа появляется Положение о векселе, как о форме предоставления коммерческого кредита для торговых сделок. Во время кредитной реформы 1930-1932гг., обусловившей переход к политике централизации планирования и государственного регулирования экономики, вексельное право вновь было ликвидировано.
Постановлением от 7 августа 1937г ЦИК и СНК СССР утвердил ратифицированную в 25.11.1936г. Женевскую конвенцию, которая определила вексель как строго формальное, безусловное, абстрактное, денежное и передаваемое обязательство. Важным положением этой конвенции явилась также солидарная ответственность всех заинтересованных по векселю лиц, что было узаконено ещё в 1673г. во Франции. Однако векселя на внутри российском рынке до 1990г. не использовались.
Лишь 19.06.1990г. постановлением Совета Министров СССР № 590 "Положение о ценных бумагах" векселя были "реабилитированы". Далее 24.06.1991г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1451-1 "О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР" было разрешено предприятиям, организациям, учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции (выполнять работы, оказывать услуги) в кредит с взиманием с покупателей (потребителей, заказчиков) процентов, используя для оформления таких сделок векселя (при этом в качестве нормативной базы впредь до принятия соответствующего законодательства предлагалось использовать "Положение о переводном и простом векселе" 1937г - Женевская конвенция)
Несмотря на то, что в России уже давно существует так называемый вексельный рынок, векселя нельзя отнести к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке в РФ. Понятие "организатор торговли на рынке ценных бумаг" было предусмотрено Законом "О рынке ценных бумаг" № 89-ФЗ [2], который регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг. Таким образом, профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на организацию торговли, вправе допускать к биржевой торговле только ценные бумаги, прошедшие процедуру эмиссии (ст.14), а вексель к таковым отнесен быть не может.
В то же время следует обратить внимание на то, что отнесение ценных бумаг к обращающимся на организованном рынке производится в соответствии с национальным законодательством. Следовательно, если в соответствии с иностранным законодательством о ценных бумагах вексель, принадлежащий предприятию (плательщику налога на прибыль), будет допущен к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг, например в Париже, то такой вексель для целей налогообложения должен быть отнесен к категории ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке (при условии, что выполняются остальные два условия).
Считается, что исторических предпосылок для появления и распространения в России вексельных обязательств не было, поскольку торговый оборот характеризовался относительной устойчивостью и не испытывал потребностей в обмене, переводе или кредите денежной массы. Но продолжавшаяся длительное время трансформация политических, социальных и экономических отношений привела к тому, что вексель наряду с взаимозачетом, бартером и натуральной оплатой в современной российской экономике стал тем универсальным финансовым инструментом, который позволяет хозяйствующим субъектам выживать в условиях повсеместной хронической нехватки оборотных средств.
Если изначально векселя использовались преимущественно банковскими структурами с целью привлечения денежных средств, то с 1996 г. (с введения в действие части второй ГК РФ) этот гибкий инструмент финансово-экономических отношений стал применяться без ограничений всеми субъектами предпринимательства. При этом благодаря универсальной природе вексель выступает одновременно и как способ кредитования, и как средство расчетов, и как форма накопления.
Современная российская деловая и правоприменительная практика выработала ряд договоров, оформляющих сделки, связанные с использованием векселей. В зависимости от того, используется вексель в качестве вещи (ценной бумаги) (ст.143 ГК РФ) или обязательства (ст.815 ГК РФ), применяется тот или иной порядок правового регулирования.
Важно отметить, что вексель сам по себе является достаточным основанием для производства платежа, в связи с чем, заключение каких-либо специальных соглашений, которые бы выступали дополнительными основаниями совершения платежей по векселю, не требуется. Тем не менее, специфика российского предпринимательства предопределила появление и широкое использование договоров, регламентирующих обращение векселей.
Такие договоры отражают причину появления векселя в обороте, объясняют суть возникших отношений и служат основанием совершения сделки с использованием векселя. Следует заметить, что условия, касающиеся использования векселей, могут находиться и в иных договорах, предметом которых не являются исключительно вексельные вопросы. Например, условие договора купли - продажи об оплате товара с отсрочкой (рассрочкой) платежа путем предоставления покупателем векселя.
Движение векселя начинается с момента его выдачи первому векселедержателю и заканчивается предъявлением к оплате и самой оплатой. На всех этапах обращения векселя в хозяйственном обороте между участниками "вексельных отношений" заключаются различные договоры, регулирующие вопросы:
- появления векселя в обороте;
- передачи (обращения) векселя;
- выдачи по векселю гарантии (аваля), дачи акцепта (обещания платить), участия в посредничестве;
- прекращения вексельных обязательств;
- способов обеспечения исполнения вексельных обязательств;
- условий и размера ответственности за нарушение вексельных обязательств и пр.
Следует заметить, что договоры, связанные с использованием векселей, не регламентируются нормами специального вексельного законодательства и являются предметом регулирования законодательства гражданского. Данный вывод следует из ст.16 Приложения 2 к Женевской конвенции "О Единообразном законе о переводном и простом векселе" от 07.06.1930, согласно которой вопросы, касающиеся оснований выдачи векселя, находятся за пределами Единообразного вексельного закона. В этой связи основанием для выдачи векселя может быть любая законная гражданско-правовая сделка.
Поскольку Закон не устанавливает конкретной причины, в связи с которой может быть выдан вексель, удостоверенные векселем права будут действительны вне зависимости от того, какой юридический факт (какая сделка) привели к его выдаче.
Безусловно, практиков волнует правильное юридическое оформление всех договоров, где в качестве предмета или отдельного условия фигурирует вексель.
Рынок векселей России, в настоящей время - загадка экономики. Даже соответствие на законодательном уровне мировым "стандартам" не говорит о всё ясности и понятности. Вследствие этого и было принято решение об учреждении Федеральной комиссии по ценным бумагам, которая смогла бы разобраться во всех функциональных вопросах.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФКЦБ России создана в соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Указом Президента Российской Федерации от 01.06.1996 г., подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
ФКЦБ России разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.
Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка - инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.
Результатом деятельности столь важного органа находим например: "Положение об обращении бездокументарных простых векселей", "Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей", "Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей". Однако если рассмотреть даже только название бездокументарных простых векселей, мы обнаруживаем странную безграмотность ФКЦБ России, которая обязалась в точности исполнять законы и положения, где говориться об обязательности бумажного носителя. Потому неудивительно, что через четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ, где говориться о несоответствии термина и понятия "бездокументарный" Женевской конвенции. Поэтому непонятно, чего дальше ждать от этого государственного органа.
Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.
Выпуск Казначейских Обязательств, представляющих собой, в сущности, те же векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель - безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.
Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.
Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующем депозитарии.
Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. К числу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только для погашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам, минимальное число "передаточных надписей", сроки предъявления к погашению и обмену на налоговые освобождения.
Использование КО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной, так как в этом случае они абсолютно ликвидны. Суть их в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятием путем зачета (не взимания) платежей в федеральный бюджет.