Определение теневой экономики и формы ее проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом.

Содержание работы

Введение. 3
Определение теневой экономики и формы ее проявления. 3
Механизм функционирования теневой экономики. 8
Наркобизнес. 15
Проституция. 17
Контрабанда. 18
Негативные последствия теневой экономики. 19
Позитивное воздействие теневой экономики. 20
Создание правовых экономических условий по сокращению теневой
Экономики. 20
Заключение. 24
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

0766701_09EED_tenevaya_ekonomika.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой  экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение  политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

За спорами последних  лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо  или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы  высококриминализированных экономических  отношений, характеризующихся рядом признаков.

Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых  отношений.

Это образование в  экономической сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих  “крышу” в виде того или иного властного государственного органа, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Однако из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.

Другое печальное следствие  формирования кланов - узкой прослойки  людей, присваивающих колоссальные доходы приводящее к обнищанию огромной части населения.

Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.

Четвертое следствие - перераспределение  национального дохода в пользу элитной  группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня устойчиво  воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.

О том, что весь госаппарат подчиняется  интересам избранных кланов, свидетельствует  правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой стороны - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.

Подобного рода экономическая система  не представляет ничего принципиально  нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на Филлипинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.

Реальные решения связаны с  очень серьезными усилиями, в том  числе с политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией в госаппарате.

Криминализация бизнеса произошла  не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для  поддержания производства.

Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на государственный и частный секторы возникнет теневой переток государственных средств в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через подставных лиц создавали кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно. Например, в Омской области в 1994 - 1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского страхования лишь 20 % было израсходовано по назначению.

Легализация теневой экономики  становится необходимым фактором для  обеспечения жизнедеятельности  отечественного производства. Средний  слой “теневой экономики” сейчас заинтересован  в легализации своих доходов  законными способами. Если государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований. В 1995 году, при спаде промышленности на 4 – 5 %, капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17 %, по сравнению с 1994 годом и составили всего около трети от уровня инвестиций в 1991 году. Государство стоит перед выбором: либо пойти на экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую экономику.

Рассчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования?

Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают 20 – 25 % импорта России. В 1995 году, на плечах “челноков”, было ввезено в страну товаров на сумму, превышающую $10 млрд. Для сравнения - экспорт нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд. Именно деятельность российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом, практическими навыками и умением организовать собственное дело.

И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного фонда “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Роскомстата о валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме капиталовложений: величина этого разрыва в 1995 году достигла астрономической цифры - 205 трлн. рублей. Нет сомнений, что подавляющая часть этих триллионов “теневая”. А если к этому добавить утечку капиталов по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к отметке несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с объемами финансирования программ строительства жилого фонда десятка российских городов.

 

Наркобизнес – прибыльная сфера теневой экономики. Ввоз наркотиков в Россию.

 

Кроме двух мировых войн, бесконечных революций, великих научных открытий и СПИДа уходящий век поставил перед человечеством проблему, которая, похоже, не имеет решений – наркотики. Тысячелетняя традиция, освященная религией, искусством, в XX веке превратилась в проклятие человечества. Что мы знаем об этом таинственном потустороннем мире? Вместе с «железным занавесом» рухнула и та хрупкая перегородка, хоть как-то ограждавшая Советский Союз от мирового наркобизнеса. Россия стала стремительно догонять остальной мир там, где отставание было бы благом.

На первом заседании правительства  России в 1998 г. обсуждался план министра внутренних дел РФ по борьбе с наркопреступностью. Был подписан важный документ, в  котором были даны конкретные указания спецслужбам, как действовать против наркомафии в новом году. Однако здесь необходимо учитывать специфику российской экономики, с ее постоянным дефицитом федерального бюджета. На государственную программу борьбы с наркоманией в 1995 – 1997 гг. запланировано было выделить около 100 млрд. рублей. Однако вопреки всем оптимистическим ожиданиям эта программа оказалась абсолютно не профинансирована. В бюджете 1998 г. на эти цели средств тоже не было предусмотрено. Противостоять наркопреступности должны около 20 тыс. сотрудников спецслужб. В реальности в подразделениях, борющихся с незаконным распространением и оборотом наркотиков, - всего около 4 тыс. человек.

В России по официальным  данным употребляют наркотики около 2,5 млн. человек. Из них каждый  пятый  употребляет «тяжелые наркотики», к  которым относится и героин. Следует заметить, что здесь приведены данные государственной статистики, в реальности же, процент употребляющих наркотические препараты гораздо больше.

«Грязный» героин, в котором  чистого наркотика 50 – 60 % поступает из Азербайджана. В Москве только в январе 1998 г. было конфисковано 82 кг дурмана, поступавшего по этому каналу. «Белый» героин, чистота которого доходит до 80 – 90 %, доставляется из Чечни. Так, выходцы из Гудермеса и Шали наладили наркосеть в фешенебельных московских клубах, казино и ресторанах. И все же главным маршрутом героиновой сети является афганский. Из далеких предгорий Гиндукуша в Россию поступает львиная доля наркотиков. Российские пограничники за последние пять лет задержали на таджикско-афганской границе свыше 6 тонн наркотических веществ. По заявлению исполняющего обязанности директора Федеральной пограничной службы РФ, в 1998 г. наркомафия была готова к переброске в нашу страну 70 тонн наркотиков на сумму 46 млрд. долларов. Такие «грязные» деньги способны разрушить экономику не только России, но и других стран.

К сожалению, в России на таможнях используется всего около  сотни собак, специально обученных  для поиска наркотиков. Остро не хватает технических средств  дистанционного обнаружения наркотических  веществ.

Наркомафия имеет баснословные доходы при минимуме риска. Потому что даже технически хорошо оснащенные западные спецслужбы, борющиеся с незаконным оборотом наркотиков, обнаруживают не более 10 % контрабандного дурмана. В России, по мнению специалистов, эти показатели значительно ниже.

 

 

 

Проституция.

 

Вебстеровский словарь  толкует проституцию как «акт или практику сексуального удовлетворения, совершаемый за деньги». В нашей  стране как-то устоялось, что проституция  – это престижная профессия, пользующаяся популярностью у молодежи и нареканиями со стороны старшего поколения.

В Соединенных Штатах Америки это занятие нелегально во всех штатах, кроме Невады. Однако риск заразиться венерическими заболеваниями  или СПИДом, как правило, невысок, вследствие повсеместной массовой пропаганды здорового образа жизни. Следует сказать, что в США существует множество организаций, борющихся за права проституток и оказывающих им психологическую, медицинскую и даже материальную помощь, если они лишаются работы. С другой стороны, почти все виды проституции преследуются законом, под действие которого попадают не только, путаны, но и их клиенты, а также те, кто способствует акту проституции. Однако, несмотря на уголовную ответственность, размеры проституции ничуть не уменьшаются – доходы от этого вида теневого бизнеса в США продолжают расти.

В Голландии в 1998г. проституция  была полностью легализована, представители  этой профессии даже имеют свой профсоюз. Налоги с данного вида деятельности поступают в государственную  казну, реально пополняя ее. Похожая ситуация сложилась во Франции, где с 1946г. по предложению французской коммунистической партии  проституция также узаконена. Но появление проституток на улицах не разрешается, и жестоко преследуется сутенерство. Только в Париже официально зарегистрировано около 50000 «жриц любви». Однако даже во Франции существуют отделы полиции, по борьбе с проституцией. В основном, выявляется и пресекается организация сети, в которой действуют сутенеры. Таким образом, в начале 1997 г. удалось пресечь действия мафии, привлекавшей к проституции граждан России.

Несмотря на какой-то в степени положительный опыт Нидерландов и Франции, предложения по легализации проституции в других странах Европы вызывает жесткие и категоричные протесты со стороны общественности и большинства политических деятелей. Но даже в странах, где подобная деятельность узаконена, все равно существует теневая сторона этого бизнеса, доходы которой реально подсчитать невозможно.

Информация о работе Определение теневой экономики и формы ее проявления