Организационно- правовые формы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть сущность организационно-правовых форм предприятий;
- рассмотреть классификацию организационно-правовых форм предприятий;
- изучить особенности организации финансов различных организационно-правовых форм предприятий;
- провести анализ основных организационно-правовых форм предприятий;
- предложить основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий.

Файлы: 1 файл

организационно-правовые формы предприятий.docx

— 46.40 Кб (Скачать файл)

9. В качестве учредительного  документа здесь выступает устав,  принятый на общем собрании  членов кооператива;

10. Число членов кооператива  должно быть не менее 5. Максимальное  число не ограничено;

11. Имущественную базу деятельности  кооператива образуют паевые  взносы членов кооператива.

Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности  организации финансов

Государство в системе рыночных отношений через государственный  сектор реализует ряд своих важнейших  функций, представленных в виде поставки обществу благ, за обеспечение которых  последнее уплачивает государству  налоги. К таким благам можно отнести:

- чистые общественные блага - оборона, безопасность, правосудие, регулярные правоприменительные практики;

- общественные блага, которые  предоставляются государством наряду  с частными  организациями - образование, наука, культура, здравоохранение, пенсионное обеспечение, транспортная инфраструктура, связь, финансово-кредитная деятельность.

В мировой практике можно выделить несколько причин образования государственных предприятий.

- экономические - вызваны необходимостью  вмешательства государства в  хозяйственные процессы. Это касается  в первую очередь таких отраслей, как газовая, нефтяная, угольная  промышленность, сельское хозяйство,  электроэнергетика. Частные предприятия  не всегда охотно идут на  риск, связанный с освоением новых  производств, поэтому такие расходы  зачастую финансирует государство.

- политические - связаны с развитием  интернационализации и интеграции  производства и капитала. Государственные  предприятия являются участниками  лицензионных и научно-технических  соглашений в международном сотрудничестве, создают зарубежные филиалы и  представительства, участвуют в  капиталах совместных предприятий,  а также являются крупнейшими  производителями отдельных видов  экспортной продукции.

В соответствии с Федеральным законом  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  унитарного предприятия принадлежит  на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации  или муниципальному образованию.

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия (далее ГМУП) в ходе коммерческой деятельности владеют  и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая  принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие  виды унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные  на праве хозяйственного ведения  - федеральное государственное предприятие  и государственное предприятие  субъекта Российской Федерации,  муниципальное предприятие;

- унитарные предприятия, основанные  на праве оперативного управления - федеральное казённое предприятие,  казённое предприятие субъекта  Российской Федерации, муниципальное  казённое предприятие (далее - казённое предприятие).

Унитарные предприятия следуют  отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное  имущество также передается на праве  оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания.

 Учреждение - это некоммерческая  организация, главная цель которой  - осуществление управленческих, социально-культурных  и иных функций некоммерческого  характера. Учреждения финансируются  полностью или частично своим  учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого - получение прибыли в  интересах своего учредителя.

Уставом ГМУП определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:

- имущество, переданное по решению  собственника имущества: государственным  и муниципальным предприятиям  как взнос в уставный фонд  или в хозяйственное ведение;  казённым предприятиям в оперативное  управление;

- имущество, приобретенное предприятием  за счёт прибыли, полученной  в результате хозяйственной деятельности  остающейся в распоряжении предприятия;

- имущество, приобретенное предприятием  за счёт заемных средств, в  том числе кредитов банков  и других кредитных организаций;

- имущество, приобретенное или  созданное за счёт средств,  получаемых предприятием из бюджета  на безвозвратной основе на  капитальные вложения предприятия;

- имущество, приобретенное или  созданное за счёт целевого  бюджетного финансирования в  виде трансфертов, средств, получаемых  предприятием в виде бюджетных  кредитов;

- имущество, приобретаемое за  счёт прочих поступлений (арендная  плата, амортизационные отчисления, добровольные взносы).

 

                                                

 

 

 

 

  Заключение

Подводя итог проведённого исследования, следует отметить, что:

1. Сравнительный анализ организационно-правовых  форм предприятий по российскому  законодательству показывает, что  преимущественными являются организационно-правовые  формы некоммерческих организаций  как обладающие наиболее подходящими  характеристиками для удовлетворения  социальных потребностей общества - цель, определяемая учредителем,  имущественная и организационная  обособленность, способы формирования  имущественной базы, особенности  взаимодействия учредителей (участников) с юридическим лицом, особенности  их ответственности.

2. В настоящее время в сфере государственных и муниципальных предприятий возникли проблемы, требующие изменения организационно-правового статуса предприятий: зависимость учреждений от адекватного финансирования из бюджета соответствующего уровня, недостаточно четкая регламентация содержания права оперативного управления, целесообразность и правомерность оказания учреждениями платных услуг, проблема самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доходы деятельности, проблемы, связанные с наличием субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника.

3. Юридические неопределенности  и противоречия в практике  функционирования государственных  (муниципальных) и негосударственных  предприятий свидетельствуют о  необходимости изменения сложившегося  положения, включая четкое определение  характера вещного права на  имущество; механизма присвоения  имущества при создании организации;  объема полномочий организации  по владению, пользованию и распоряжению  средствами, получаемыми из разных  источников; характера ответственности  организации и ее учредителей  за «хозяйское» использование  имущества; возможности и порядка одновременного оказания бесплатных и платных услуг; формы контроля со стороны учредителя, государственных надзорных органов, общественности.

4. Среди предложений касательно  изменения правого статуса и  экономического положения предприятий  можно выделить два основных  направления: первое направление  - это использование предусмотренных  действующим законодательством  организационно-правовых форм юридических  лиц (автономная некоммерческая  организация, унитарные предприятия,  хозяйственные общества и др.); второе направление - это введение  в гражданский оборот новых  организационно-правовых форм (государственная  (муниципальная) специализированная  некоммерческая организация, государственная  (муниципальная) автономная некоммерческая  организация, автономное учреждение). Наиболее вероятным на настоящий  момент вариантом изменения организационно-правового  статуса предприятий является  изменение его типа с бюджетного  на автономное.

5. Основными отличительными чертами  нового типа учреждения - автономного  учреждения являются отсутствие  бюджетно-сметного финансирования; субсидиарной ответственности учредителя; более широкие права по распоряжению  имуществом, по-прежнему находящимся  на праве оперативного управления; самостоятельное распоряжение полученными  доходами, но не являющимися собственностью  автономного учреждения.

 

 

 

 

 

                             Список использованной литературы

1 Бликян Размик Мясникович. Повышение  качества управления на основе  использования организационно-правовых  форм предприятий : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Владимир, 2008. - 126 c.

2 Борисов Е. Ф.- Экономическая  теория. - М.: Инфра-М, 2005. - 375с.

3 Борисов Е. Ф. Основы экономической  теории. - М.: Новая волна, 2006. - 516с.

4 Булатов А. С. Экономика. - М.: Юристъ, 2006. - 425с.

5 Гальперин В. М. Макроэкономика. - СПб.: Экон. Школа, 2005. - 512с.

6 Добрынин А. И., Тарасевич Л.  С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2006. - 544с.

7 Иохин В. Я. Экономическая  теория. - М.: Юрист, 2008. - 319 с.

8 История экономических учений: учебник для вузов/Под ред.  проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -391с.

9 Камаев В. Д. Учебник по  основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 384с.

10 Корчегин Ю. А. Современная  экономика России - Ростов н/Д:  Феникс, 2009. - 543с

11 Курс экономической теории: учебник  - 4-е дополненное и переработанное  издание / Под редакцией Чепурина  М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2008.

12 Курс экономики. / Под ред. Райзберга  Б.А. - М.: Инфра-М, 2006. - 715с.

13 Луссе А. Краткий курс - Макроэкономика. - СПб: Изд. "Питер", 2007.

 


Информация о работе Организационно- правовые формы предприятий