Организационно-правовой механизм обеспечения безопасности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 15:30, реферат

Описание работы

Актуальность моей работы состоит в том, что субъект предпринимательской деятельности, находясь в состоянии постоянного риска, степень и характер которого определяют его учредители или органы управления, постоянно ориентируется на получение прибыли возможно более высокого уровня. Однако, разумеется, такая деятельность нередко характеризуется рядом реальных и потенциальных угроз для предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1.Основные положения системы безопасности предприятия 4
2.Организационно-правовые механизмы обеспечения безопасности предприятия 6
2.1.Формирование организационных механизмов обеспечения безопасности предприятия 6
2.2.Определение правовой основы обеспечения безопасности предприятия 7
Заключение 9
Список использованных источников 10

Файлы: 1 файл

экономика безопасности реферат.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров

 

 

 

 

Кафедра менеджмента и права

 

 

 

 

Дисциплина: Экономическая безопасность

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему «Организационно-правовой механизм обеспечения безопасности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:       ст. 331 гр. Сухорукова Н.Н.

 

Проверил:        доцент Овчаренко В.П.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

Содержание

 

 

 

Введение

 

 Каждый руководитель предприятия на собственный риск определяет систему и механизмы построения структур безопасности, исходя прежде всего из реальных или потенциальных угроз. Если предприятие имеет необходимость только в сохранении своих материальных активов, можно воспользоваться услугами только охранной фирмы, без создания собственного подразделения службы безопасности. В случае комплексных угроз предпринимательской деятельности целесообразность создания собственной службы безопасности возрастает.

    Актуальность моей работы  состоит в том, что субъект предпринимательской деятельности, находясь в состоянии постоянного риска, степень и характер которого определяют его учредители или органы управления, постоянно ориентируется на получение прибыли возможно более высокого уровня. Однако, разумеется, такая деятельность нередко характеризуется рядом реальных и потенциальных угроз для предприятия. Перед последним стоит важная задача защитить важнейшие интересы, то есть создать систему экономической безопасности предприятия, которая бы позволила устойчивое его развитие, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализации реальных и потенциальных угроз интересам предпринимателя.

Цель работы состоит в обосновании организационно — правовых основ совершенствования системы экономической безопасности предприятия.

 

  1. Основные положения системы безопасности предприятия

 

Успешное, полноценное и эффективное решение задач, стоящих как перед экономикой государства, так и отдельными хозяйствующими субъектами, во многом зависит от результативности их деятельности. Производственные единицы, существующие в различных организационно-правовых формах, осуществляют свою деятельность, как правило, в условиях неопределенности или неполной определенности и непредсказуемости. Система безопасности предприятия является самостоятельной, отделенной от других производственных единиц, но эта обособленность относительна, так как система безопасности предприятия — это составной элемент безопасности более высокого уровня: города, региона, страны. Целью системы безопасности является своевременное выявление и предотвращение как внешним, так и внутренним опасностям и угрозам, обеспечения защищенности деятельности предприятия и получения им прибыли — цели бизнеса.

Все это можно обеспечить на основе решения целого комплекса задач, в частности выявление реальных и прогнозирование потенциальных опасностей и угроз. К таким угрозам можно отнести:

— Рост кредитных рисков;

— Финансовые кризисы;

— Снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического и технологического потенциала предприятия;

— Нестабильность в правовом регулировании отношений в сфере фискальной политики государства;

— Критической состояние основных производственных фондов предприятия;

— Высокая зависимость деятельности предприятия от конъюнктуры внешних рынков, контрагентов;

— Промышленный шпионаж;

— Рейдерство и т. д.[2]

Система экономической безопасности предприятия традиционно охватывает следующие компоненты: интеллектуальный и кадровый; информационный; технико-технологический, финансовый; политико-правовой и экологический; силовой.

Для аналитического оценивания каждого из них определяют спектр возможных угроз (рисков) и оценивают вероятность и последствия их реализации. При неопределенности существует противоречие между теоретически совершенным и практически возможным подходам. Теоретически совершенный подход заключается в том, чтобы учесть все возможные варианты сценариев движения денежных потоков. Однако практически это обычно невозможно, потому что придется учесть слишком много альтернатив.

Суть основной задачи состоит в процедуре проведения таких расчетов, которые даже в случае их неполной адекватности делали бы получение достаточно надежных результатов, на которые можно опираться при выборе хозяйственной альтернативы. Кроме этого, механизм создания экономической безопасности должна базироваться на внутренних системных характеристиках предприятия, то есть сама социально-экономическая система должна содержать «встроенные» механизмы предотвращения внешним и внутренним угрозам.

Все риски предпринимательской деятельности можно классифицировать по сферам обнаружения:

  1. Экономический — риск, связанный с изменениями экономических факторов в ходе реализации инвестиционного проекта;
  2. Политический — риск забастовок;
  3. Экологический — риск возникновения экологических катастроф и различных стихийных бедствий (землетрясения, лесные пожары, наводнения и т. п.), которые негативно влияют на инвестиционный проект;
  4. Социальный — риск забастовок, осуществления под давлением рабочих незапланованых социальных программ и другие аналогичные виды рисков;
  5. Другие — риск рейдерства, краж имущества, нечестности партнеров и т. д.

Адекватная противодействие указанным и другим угрозам предпринимательской деятельности требует от персонала предприятия или привлеченных специалистов специальных умений и навыков. Сверх этого, есть необходимость правовой регламентации соответствующей деятельности по защите интересов предприятия. И если для охранной деятельности на сегодня существуют определенные нормативы, о которых пойдет речь, то права и обязанности служб безопасности предприятий не определены ни на уровне закона, ни на уровне подзаконного нормативно-правового акта.[1]

 

  1. Организационно-правовые механизмы обеспечения безопасности предприятия

    1. Формирование организационных механизмов обеспечения безопасности предприятия

 

Организационные механизмы обеспечения безопасности предприятия подразумевают создание специализированных орг-структурных формирований, обеспечивающих безопасность предприятия.[4] 

Формирование системы безопасности, и прежде всего создание ее органов (субъектов), зависит от размеров предприятия, его экономических, финансовых, производственно-технических, информационных, интеллектуальных, профессиональных, организационных и других возможностей. Как показывает опыт, малые предприятия чаще всего пользуются услугами внешних специализированных частных организаций: консалтинговых, охранных, информационных и проч.

Средние предприятия могут использовать комбинированную систему безопасности. С одной стороны, в случае необходимости они могут получать услуги от внешних организаций, а с другой - активно опираться на возможности своих служб и подразделений, в частности, юридической, финансовой, маркетинга, охраны, техники безопасности, кадров, экономического анализа, пропускного режима, делопроизводства и т.д. В целях повышения эффективности деятельности служб и подразделений по защите экономических интересов фирмы на предприятии должен быть создан координирующий (управляющий) орган или назначен один из руководителей, отвечающий за экономическую безопасность. Для крупного предприятия целесообразно создание собственной службы безопасности. Как правило, всю деятельность по обеспечению безопасности координирует один из руководителей предприятия. Для выработки предложений и выполнения консультативных функций может создаваться совет по безопасности. 
        Служба безопасности может включать самые разные отделы, группы, подразделения. К наиболее значимым из них следует отнести следующие подразделения: охраны, режима, по работе с кадрами, инженерно-технической защиты, разведки и контрразведки (детективная группа), информационно-аналитической деятельности, оперативного реагирования, кризисную группу и др.[2]

Система безопасности предприятия должна строиться в соответствии с проводимой политикой и стратегией безопасности. 
Политика безопасности представляет собой систему взглядов, мер, решений, действий в области безопасности, которые создают благоприятные условия для достижения целей бизнеса, т.е. политика безопасности позволяет предприятию выполнять производственную программу, выпускать конкурентоспособную продукцию (товары, услуги, работы), повышать эффективность производства, преумножать собственность, получать прибыль и т.д.

Под стратегией безопасности понимается совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение программного уровня безопасности функционирования предприятия. Стратегии безопасности по своему содержанию бывают различными. Представляется, что можно выделить три типа стратегий безопасности. 
        Первый - это стратегия, связанная с необходимостью внезапно реагировать на реально возникшие угрозы производственной деятельности, имуществу, персоналу и т.д. То есть в данном случае действует принцип «угроза - отражение». Созданные (часто поспешно) для решения этой задачи подразделения службы, выделенные силы и средства могут ослабить или предотвратить воздействие угроз; в то же время предприятию может быть нанесен ущерб.

Второй - это стратегия, ориентированная на прогнозирование, заблаговременное выявление опасностей и угроз, целенаправленное исследование экономической и криминогенной ситуаций как внутри предприятия, так и в окружающей среде. Выделенные для решения этой задачи специалисты, созданные подразделения и службы безопасности дают возможность осознанно и целенаправленно проводить работу по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. 
         Третий тип - это стратегия безопасности, направленная на возмещение (восстановление, компенсацию) нанесенного ущерба. Данная стратегия может считаться приемлемой лишь тогда, когда ущерб восполним, или тогда, когда нет возможности осуществить стратегии первого или второго типа. 
Система безопасности предприятия представляет собой отграниченное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия и достижение им целей бизнеса. Составными элементами такой системы являются объект и субъект безопасности, механизм управления безопасностью, а также стратегические действия по управлению безопасностью.[1]

 

    1. Определение правовой основы обеспечения безопасности предприятия

 

Правовые основы безопасности предприятия определяют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, Закон "О безопасности" и другие нормативные акты.

Правовая защита персонала предприятия, материальных и экономических интересов организации и их клиентов от преступных посягательств обеспечивается на основе норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, законов Российской Федерации.

Защиту имущественных и иных материальных интересов и деловой репутации предприятия призваны обеспечивать также гражданское, арбитражное и уголовное законодательство.

Обеспечение информационной безопасности в предпринимательской среде регулируется законами Российской Федерации: "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", Указы Президента Российской Федерации "О защите информационно-телекоммуникационных систем и баз данных от утечки конфиденциальной информации по техническим каналам" от 08.05.93 N 644, "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации" от 03.04.95 N 334, "О создании Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" от 05.01.92 N 9.

При практическом решении задач обеспечения безопасности предпринимательской деятельности необходимо опираться также и на следующие правовые нормативные акты:

- постановление Правительства  РСФСР от 05.12.91 N 35 "О перечне  сведений, которые не могут составлять  коммерческую тайну";

- "Положение о сертификации  средств защиты информации", утвержденное  постановлением Правительства Российской  Федерации от 26.06.95 N 608 "О сертификации  средств защиты информации";

- Положение о государственной  системе защиты информации от  ИТР и от утечки по техническим  каналам, утвержденное постановлением  Правительства РФ от 15.09.93 N 912-51;

- "Положение о государственном  лицензировании деятельности в  области защиты информации", утвержденное  совместным решением Гостехкомиссии и ФАПСИ при Президенте Российской Федерации от 27.04.94 N 10.

Успешное и эффективное решение задач обеспечения безопасности какого-либо предприятия достигается формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников структурных подразделений и служб, в том числе и Службы безопасности.[6]

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе были освещены организационно-правовые меры для обеспечения системы безопасности предприятия. Рассмотрены основные причины, негативно влияющие на уровень силовой составляющей экономической безопасности.

Информация о работе Организационно-правовой механизм обеспечения безопасности предприятия