Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы выбора и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора. Предприятие, как правило, является юридическим лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно.

Цель данной курсовой работы – это попытка разобраться, что означают эти термины, как они применимы к действительности. Рассмотрение сущности, целей и задач функционирования предприятия. В работе, в основном, делается упор на российскую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затрагиваются.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ 5
1.1.Основные понятия и определения 5
1.2.Классификация предприятий 7
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
2.1.Хозяйственные товарищества и общества 10
2.2.Другие организационно-правовые формы 17
3. ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 22
3.1. Историческое становление предпринимательства в России 22
3.2. Кризис как новые возможности для бизнеса 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Эк.предпр.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

                 существующие отношения с властью: предприниматели не испытывают практически никакой поддержки со стороны властей;

                 одной из проблем, с которой сталкивается сегодня предприниматель является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно, видел его, но как правило не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга; в основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми им придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности, т. е. фактически он может выдавать в рекламе любую информацию, предприниматели как говорится, делают деньги всеми возможными и невозможными способами;

                 она из трудностей при регистрации данной организационно-правовой формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить лицензию на лицензируемый вид деятельности;

                 еще один недостаток состоит в том, что ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна, т. е. предприниматель рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые рискуют только активами фирмы, а не своим имуществом.

 

  

 


3. ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

3.1. Историческое становление предпринимательства в России

 

Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв.

Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались АО,  предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась пора не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более общими задачами развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов[16, с. 67].

Для 1991-1992 гг. характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) - с 0,6 до 1,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению - с 4,6 до 18,4% [16, с. 67]. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7% от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия занимались чисто посреднической и торговой деятельностью. Процесс же образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился.

С 1992 года происходит свертывание кооперативного движения и постепенная его трансформация в другие формы. На их базе в последующем были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия. Им были запрещены многие формы деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам (разрешена покупка только в розничной торговле, высокие коэффициенты к ценам и т.п.).

На следующем этапе с 1993-1994 гг. - период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. В эти годы были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства.

В 1993 году были сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. На начало 1993г. действовало чуть больше 300 тыс., что малое предпринимательство еще не сформировалось.

С 1995 по 1998 год практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование.

В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность.

Проводимая правительством страны политика умеренно жестокой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993-1994 гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 г. они составляли 209%, в 1994 г. - 103,7%. В первом квартале 1995 года впервые наблюдалось сокращение количества малых предприятий. Но с тех пор количество малых предприятий росло и продолжает расти.

Как было сказано выше, после 1998 года количество малых предприятий сократилось из-за охватившего Россию кризиса. Падение рубля привел к неимоверно возросшим ценам. Многие предприятия, занимающиеся торговлей, просто разорились, выдержали только те, кто смог вовремя подготовиться к кризису, а так же производственные предприятия.

Для наглядного примера перейдем к графику динамики малых предприятий за 1999-2006 г.


Визуальный анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1998 по 2001 гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества, что позволяет разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих периода:

                 Период спада (1998 – 2001 гг.),

                 Период подъема (2002 – 2006 гг.).

 


Чтобы отследить полную картину развития малого предпринимательства построим график занятости населения а малом бизнесе.

 

Совершенно четко выделяются два периода, по времени совпадающие с теми, что были получены на основе данных количества малых предприятий [15, с. 238].

                 Период «спада» (1998 – 2001 гг.),

                 Период подъема (2002 – 2006 гг.).

 

 

3.2. Кризис как новые возможности для бизнеса

 

Кризис создал новые возможности для бизнеса, также как и послужил причиной потерь. С начала 1990-х годов многие российские рынки были в большой степени монополизированы, что затрудняло проникновение на рынок для новых фирм. Однако, кризис 1998 года создал малому бизнесу возможности для вхождения на рынок и занятия ниш, которые остались после выхода с рынка более крупных предприятий. Это особенно относилось к отечественным производителям и торговцам, чья деятельность основывалась на местных ресурсах [13, с. 22]. В то же время все предприятия были вынуждены искать дополнительные ресурсы и пересматривать свои стратегии управления в условиях, которые характеризуются следующими чертами:

                 более дешевые банковские кредиты, так как процентные ставки (в рублях) упали до негативной отметки. Несмотря на то, что коммерческие банки обычно очень неохотно дают кредиты сектору малого бизнеса (даже если у них есть достаточные финансовые ресурсы), Сбербанк и Промстройбанк продолжали давать кредиты некоторым малым предприятиям.

                 малые предприятия, продающие продукцию потребительским рынкам, оказались в привилегированном положении, поскольку они могли получать наличные деньги, таким образом, снижая свою зависимость от бартерной торговли.

                 некоторые расходы снизились, например, подешевел труд, так как работники сейчас стали более терпимо относиться к уменьшению и задержкам зарплаты.

                 изменение управленческого поведения, так как менеджеры осознали необходимость быстро реагировать на новые возможности, усиливать внутренний управленческий контроль и увольнять сотрудников, которые не справлялись со своими обязанностями.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономика предприятия есть обобщенный экономических результат его деятельности, как за прошлый, так и за данный период времени, находящий свое выражение в имуществе, в денежных, материальных и интеллектуальных ресурсах на каждый данный рассматриваемый период времени. Понятие «экономика предприятия» по содержанию как бы сродни понятию «национальное богатство», но применительно к предприятию.

Из самой сущности экономики предприятия следует, что она находится в постоянном движении и развитии. Но этот процесс не должен быть стихийным. Им необходимо управлять в соответствии с принятыми целями развития предприятия и постоянными изменениями рынка. А значит, вести экономику предприятия.

Успешное ведение экономики предприятия построено на научно обоснованных принципах, учитывающих специфику рыночных отношений. Такими принципами являются:

                 Самостоятельность хозяйствующего субъекта, имеющего право распоряжаться факторами производства по своему усмотрению, свободно выбирать, что и сколько производить, а также контрагентов.

                 Обособленность, т.е. все решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются в соответствии с его внутренними возможностями.

                 Ориентация на максимально возможное удовлетворение потребностей в форме получения прибыли с учетом своих возможностей.

                 Получение прибыли как основной принцип, определяющий характер развития экономики предприятия (прогрессивное возрастание, скачкообразное, одинаковые ежегодные темпы роста и т.д.). Только предприятие, приносящее прибыль, может обеспечить свое техническое и экономическое развитие и выполнять обязательства налогоплательщика.

                 Самофинансирование — технический и экономический рост экономики предприятия за счет получения прибыли и амортизационных отчислений.

                 Скользящее планирование как основа повышения степени динамичности экономики предприятия, ее приспособляемости к меняющейся конъюнктуре рынка.

                 Составление прогнозов, основанных на сопоставлении различных вариантов возможного развития экономики предприятия при разных предположениях относительно совершенствования техники и принятие предполагаемых экономических мер.

                 Рыночное стимулирование и государственное регулирование, без их учета невозможно эффективное ведение экономики предприятия.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально- психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.

Анализ опыта процветающих фирм в развитых странах приводит к выводу, что их стабильно высокие результаты определяются обеспечением взаимодействия технологических, организационных и социальных элементов производства, которое достигается благодаря реализации новой концепции развития экономики. Основу этой концепции составляет ориентация управления на человека, в отличие от применяемых долгое время методов, при которых главными объектами управления были комплексы машин и технологические процессы.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы выбора и функционирования