Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:35, курсовая работа
Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации. Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в.
- адекватная и эффективная производственная реакция организации;
- уменьшение дублирования в функциональных областях.
К недостаткам линейно-
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне;
- размывание разработанной стратегии, поскольку подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей и задач в большей степени, чем задач организации в целом;
- слабая инновационная предпринимательская реакция организации.
2.4. Дивизиональная структура
Дивизиональная структура
наиболее распространенная форма организации
управления современной промышленной
фирмы. Смысл ее состоит в том,
что самостоятельные
Каждое отраслевое отделение
представляет собой независимое
производственно –
Достоинство продуктовой структуры состоит в том, что она позволяет компании быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии, покупательского спроса. Недостатки ее связаны с увеличением затрат из-за дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции.
2.5. Проектная структура
Проектная структура - это
временные органы управления, созданные
для решения конкретной задачи. Смысл
ее состоит в том, чтобы собрать
в одну команду самых
2.6. Матричная структура
В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами. При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы или проекта и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой [4].
Работа обеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.
Таким образом, матричная
структура управления дополнила
линейно-функциональную организационную
структуру новыми элементами. Это
создало качественно новое
Достоинства матричной структуры:
- позволяет преодолевать внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации
- не нарушается принцип централизованного руководства
- более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;
- относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков.
Недостатки матричной структуры:
- трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);
- высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения.
При этой структуре управляющий производственным отделением обязан вести подготовку производства, рационально организуя труд, при оптимальном использовании сырьевых, материальных и энергетических ресурсов и осуществлять контроль за работой подчиненных.
Глава 3. Развитие организационной структуры предприятия.
В современном мире в условиях конкурентных отношений используются все виды организационных структур. Каждая организация выбирает для себя оптимальный вариант. Часто, в поисках лучшего, организации экспериментируют. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими [5]. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:
1) сокращение размеров
подразделений и
2) уменьшение числа уровней управления;
3) групповая организация
труда как основа новой
4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;
5) создание условий для
гибкой комплектации продукции;
6) минимизация запасов;
7) быстрая реакция на изменения;
8) гибко переналаживаемое оборудование;
9) высокая производительность и низкие затраты;
10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
Можно не сомневаться в
том, что в ближайшем будущем
мы столкнемся с большим разнообразием
структур, каждая из которых будет
отвечать потребностям конкретной организации.
Заключение
Итак сделаем выводы: какова же должна быть организационная структура того или иного предприятия? Исходя из сформулированных нами требований наиболее эффективная структура для фирмы — это та, которая позволяет: 1) эффективно взаимодействовать с внешней средой; 2) целесообразно распределять задачи среди сотрудников и направлять их усилия для достижения основных целей. Выбор организационной структуры основывается на стратегии фирмы. Это означает, что структура фирмы должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Так как с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах — и это важнейшая научная и практическая проблема. В настоящее время успешно функционирующие предприятия и фирмы регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия.
Организационные структуры управления способствуют организационной эффективности. Отсутствие организационной структуры управления создает хаос на предприятии: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. Организация без структуры управления неизбежно обратится к политиканству и фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе.
Руководители уделяют большое внимание принципам и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов.
Итак, мы столкнулись с большим разнообразием организационных структур управления, каждая из которых отвечает потребностям конкретной организации. Эти модели могут быть смешанными. В основном они больше похожи на органические модели, чем на механистические.
Список использованных источников
1. Грибов В.Д. Основы бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Грибов В.Д., Грузинов В. П.- М.: Экономика предприятия, 2004.
3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. – М.: Экономика предприятия, 2001.
4. http://revolution.allbest.ru/
5. http://www.cfin.ru/management/
6. http://ru.wikipedia.org
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Учебник. ЮНИТИ, 2003.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Гардарики, 2001.
9. Ковалекова А.М. –
М.: Финансы в управлении
10. Грузинов В.П. – М.: Экономика предприятия, ЮНИТИ, 1998.
11. Экономика предприятия./Под. ред. В.Я. Горфинкеля., Проф. В.А. Швандара.М.: 2002
12. Экономика фирмы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Н.П. Иващенко.- М.: 2006.
13. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2005
14. Календарева С.Г. «Организация производства на промышленном предприятии». Т.: 2004.