Организация и функционирование малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
• формирование среднего класса;
• рост доли экономически активного населения;
• создание новых рабочих мест;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Значение малого предпринимательства
1.2 Развитие малого предпринимательства в России
1.3 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства
2. Современный уровень развития ООО «САБА»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ факторов внешней среды
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также  добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная  поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая  может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование  государственного или муниципального имущества, в том числе земельных  участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы  формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Законом также предусмотрена  поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в областях:

  • подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • инноваций и промышленного производства;
  • ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

 

1.3 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние  несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние  фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе  работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в  стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных  странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному  весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Процесс развертывания  малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Не благоприятность внешней деловой среды, а также исторические особенности становления и развития малого бизнеса определили ряд особенностей, отличающих российские малые промышленные предприятия от МПП большинства зарубежных стран. Наиболее значимыми из них являются: 
- совмещение в рамках одного малого промышленного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; 
- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых промышленных предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга; 
- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; 
- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики; 
- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества; 
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; 
- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МПГТ; 
- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки; 
- работа при отсутствии полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Наряду с проблемами, связанными с неблагоприятным воздействием факторов внешней среды, существует ряд внутренних причин в деятельности промышленных малых предприятий, препятствующих их развитию: 
- недостаточная ориентация МПП на потребности рынка и отсутствие стратегии развития; 
- недостаточная загрузка производственных мощностей; 
- неэффективные структуры; 
- отсутствие у руководителей МПП необходимых знаний, опыта для успешной работы в рыночных условиях; 
- недостаток квалифицированных менеджеров, устаревшие принципы управления; 
- отсутствие информационной системы управления.

К настоящему времени  сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

2. Современный уровень развития ООО «САБА»

2.1 Краткая характеристика предприятия

ООО “САБА” - коммерческая организация, целью которой является получение прибыли путем осуществления оптово-розничной торговли. ООО «Иран - Саба» начало свою деятельность в 2004 году в г. Астрахани. Фирма быстро развивалась благодаря тщательному планированию и грамотному управлению, искреннему труду персонала и опыту инвестора, который присутствует на российском рынке с 1994 года.

Следует отметить, что  фирма обеспечивает доставку товара непосредственно от производителя  к потребителю в лучшем качестве. С 29 февраля 2009 года фирма зарегистрирована как ООО «САБА». Она является профилированным предприятием по продаже:

-пищевых готовых продуктов, включая детское и диетическое питание

-овощей, фруктов и  орехов (переработанных)

-перевозка грузов

-овощей, фруктов и  орехов (не переработанные )

-чай, кофе, какао

-лесоматериалов 

-водный транспорт  (эксплуатация портов)

ООО «САБА» в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересов государства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств.

Предприятие является малым, то есть не обладает значительным количеством трудовых ресурсов, но функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно четко, чтобы система функционирования предприятия могла действовать слаженно .

Главным органом управления фирмы является собрание учредителей. Оно назначает на должность директора предприятия, который является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово - хозяйственные решения различной сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора, несет ответственность за совершаемые сделки. Поскольку предприятие небольшое, у директора ООО «САБА» один заместитель. Это необходимо в связи с тем, что деятельность фирмы можно условно разделить на два вида: взаимодействие с окружающей средой (поиск клиентов, заключение договоров, их обслуживание - т. е. контакты с клиентами; взаимодействие с другими контрагентами и государственными органами - налоговой инспекцией, фондами страхования) и собственно реализация продукции .

Офис и склад отделены друг от друга не только функционально, но и территориально - офисное помещение находится в центре, а складское - на окраине. Это связано с тем, что заказчики, приходя в офис фирмы, должны вынести благоприятное впечатление о предприятии - о его надежности, стабильности и состоятельности. Но аренда подобного помещения стоит достаточно дорого. Поэтому хранение товаров ведется в более дешевом помещении, и более приспособленном для данного вида деятельности.

 К офису также  относится бухгалтерия ООО «САБА», которая начисляет заработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет учет и контроль хозяйственной деятельности, отчитывается в фондах страхования, в Управлении статистики и ИФНС. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и бухгалтера - кассира. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору предприятия.

2.2 Анализ факторов внешней среды

Внутренние факторы  в основном являются результатом  управленческих решений, в то время  как внешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне  предприятия, которые оказывают серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупных конкурентов, социальные факторы, государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство ООО «САБА» стремится сделать так, чтобы их предприятие реагировало на изменения в конкретной внешней среде, так как предприятие намеревается достичь поставленных целей. На рис. 2 представлена структура и место внешнего и внутреннего окружения предприятия.

Рис.2 . Структура внешней и внутренней среды предприятия ООО «САБА»

На рис. 3 приведены результаты предварительной оценки степени влияния основных факторов внешнего воздействия на предприятие, полученные путем качественного анализа особенностей функционирования предприятия в условиях стабильной внешней и внутренней среды. Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие в значительной мере определяется типом внешнего окружения, видом реализуемой продукции, принятыми управленческими решениями.

Рис. 3. Степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие

Менеджеры ООО «САБА» учитывают действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер выявляет существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирает методы и способы реагирования на внешнее воздействие. Организация вынуждена приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия

Внутренняя среда организации  – та часть общей среды, которая  находится в ее пределах. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько  срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.          Итак, методом экспертных оценок проведем анализ внутренней среды по следующим направлениям:

Производственный процесс: объем, структура, темпы реализации товаров, номенклатура товаров; обеспеченность сырьём и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение предприятия и наличие инфраструктуры; экология, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

Персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства: фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

Маркетинг: товары, реализуемые фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование

Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственные и заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.

Информация о работе Организация и функционирование малого предприятия