Организация освещения городов и улиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть вопросы организации и управления городским оссвещением.
Для реализации цели в работе поставлены задачи:
Изучить вопросы организации уличного освещения;
Исследовать тенденции управления уличным освещением;
Рассмотреть концепции современного освещения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. История уличного освещения 3
2. Организация освещения городов и улиц 6
2.1.Объекты и виды уличного освещения 6
2.2.Устройства уличного освещения и их размещение 8
2.3. Управление наружным освещением 13
3.Концепции управления городским освещением 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

уличное освещение.docx

— 83.06 Кб (Скачать файл)

Опоры для  уличных светильников изготовляют  из стали, алюминия, железобетона, дерева. Фонарь уличного освещения представляет собой совокупность опоры, кронштейнов  и светильников. Различают фонари венчающего и консольного типов, отличающиеся способом крепления светильников (рис. 1).

Рис. 1-Схемы установки уличных фонарей

а – венчающего; с – консольного; в-настенного; г  – подвесного

Широкое распространение получили фонари, опора  которых изгибается под углом 15°, и эта изогнутая часть служит консолью для крепления светильника. Большинство современных консольных светильников рассчитано на установку с таким наклоном. В некоторых из них имеется соответственно изогнутый патрубок. Такие светильники должны устанавливаться на горизонтальных консолях. Не допускается устанавливать светильники под углом 30–40о.

При установке  светильников на тросовых растяжках  часто возникает вибрация проводов и тросов, передающаяся в той или  иной степени зданиям, к которым  крепятся тросы. Во избежание этого  явления тросы следует крепить  к стенам зданий обязательно с  помощью специальных амортизаторов. ВСН 22–75 предусмотрено несколько оптимальных схем размещения фонарей на улицах. В зависимости от ширины и категории улиц применяются следующие схемы расстановки фонарей: односторонняя, двухрядная в шахматном порядке, двухрядная прямоугольная, осевая, двухрядная прямоугольная по осям движения, двухрядная прямоугольная по оси улицы. Первые три схемы соответствуют случаям установки фонарей, а последние – подвеске светильников на тросах. Особое внимание следует обращать на освещение перекрестков, переходов и закруглений дорог. °. Схемы размещения фонарей на улицах представлены в Приложении 2.

При освещении  площадей, где требуется осветить большие поверхности при относительно небольшой освещенности (яркости) покрытия, число опор всегда желательно сократить или полностью от них отказаться, для чего применяются прожекторы с ксеноновыми лампами ДКсТ единичной мощностью 20 или более кВт. Прожекторы могут быть установлены или на высоких мачтах (высотой 20–25 м).

Более комфортное решение можно получить при использовании  тех или иных светильников уличного типа, установленных на высоких опорах в виде «люстр» – групп из нескольких светильников. Однако для обслуживания фонарей высотой 15–20 м требуется специальное крановое оборудование или устройство конструктивных приспособлений на опоре.

Группа  мощных светильников собрана в «люстру» в виде кольца, которое может перемещаться вдоль опоры с помощью тросового  привода, находящегося в полости  опоры. Лебедка, электродвигатель, пусковое устройство размещаются в основании  опоры или в отдельном шкафу, устанавливаемом рядом с опорой. Обслуживание светильников производится с земли при опущенной «люстре». Такие фонари получили распространение  во Франции не только для освещения площадей и сложных пересечений, но и для освещения транспортных парков, стадионов и в других случаях.

При освещении  площадей фонарями консольного типа необходимо правильно выбрать рисунок  консолей и размещения фонарей, так  как криволинейные консоли, будучи ориентированы в разных направлениях, часто придают площадям непривлекательный  вид. В последнее время большое  распространение получили транспортные туннели, устраиваемые в местах пересечения  улиц. При движении по такому туннелю  у водителей транспорта возникает  резкая переадаптация зрения с одного уровня яркости фона на другой. Днем в туннеле неизбежно темнее, чем на улице, вечером все (висит от того, как освещен туннель Многочисленными исследованиями установлены и введены в ВСН 22 75 следующие требована предъявляемые к освещению туннелей.

Освещение туннелей длиной более 40 м должно иметь два жима работы дневной и вечерний. Вечерний режим должен обеспечивать среднюю освещенность на уровне дорожного покрытия 60 лк по всей длине туннеля. Дневной режим должен создавать освещенность, постепенно убывающую от въезда (выезда) в туннель к его середине с величины 1000 лк до 60 лк. Это условие в какой то степени облегчает переадаптацию глаза к изменяющимся световым условиям. Туннели длиной менее 40 м могут освещаться равномерно, средняя освещенность для этих случаев принята 60 лк. Светильники в туннелях обычно устанавливают в виде световых полос, размещенных в стенах около потолка. Число и мощность ламп в светильнике изменяются в зависимости от требуемой освещенности. Обычно применяются люминесцентные лампы или лампы ДРЛ, но в зарубежной практике известно также применение натриевых ламп.

Для мостов и дамб, чтобы обеспечить требуемый  уровень освещения, устанавливают большое число фонарей, которые часто не увязываются по масштабу и рисунку с архитектурой моста. Сокращение их до приемлемого числа, определяемого некоторым модулем мостовой конструкции, приводит к применению нерациональных технически многоламповых фонарей, не обеспечивающих достаточную равномерность освещения. Поэтому в последние годы в ряде стран начали применять осветительные устройства, встроенные в ограждения моста и представляющие собой линию из зеркальных светильников с люминесцентными лампами. При оптимальном решении такой схемы целесообразно располагать светильники высоко, т.е. в поручне, иногда светильники располагают в поребриках моста. Для получения достаточной равномерности освещения дороги бортовые светильники должны иметь резко выраженный максимум силы света, направляемый к противоположному краю проезда.

Бульвары  и скверы не требуют интенсивного освещения, так как здесь нет  движения транспорта. Часто можно  ограничиться освещением только главных  аллей и проходов. Следует учитывать, что на бульвар обычно попадает также  свет от прилегающих улиц. Формальное выполнение норм без учета этого  обстоятельства иногда приводит к чрезмерному  увеличению числа фонарей, что особенно заметно в скверах партерного типа и на бульварах с молодыми деревьями. Для садов и бульваров  целесообразно применять фонари торшерного типа с венчающими светильниками.

К. электроснабжению и управлению уличного освещения  предъявляют жесткие требования. Все освещение города должно управляться  из центрального пункта с помощью  автоматики или телемеханики. Схема  питания и управления должна строиться  таким образом, чтобы в ночные часы можно было оставить включенными 1/3 или 1/2 общего числа ламп. Нередко  требуется устройство обратных сигналов о включении и выключении тех  или иных узлов сети. Для цепей  управления часто используются телефонные линии.

2.3. Управление наружным  освещением

Главная задача уличного освещения – обеспечить нормальное удобное, безопасное движение городского транспорта и пешеходов. Для этого освещаются проезжая часть улиц, тротуары, а также действуют световые указатели и световая сигнализация. Только совместная работа этих элементов освещения обеспечивает в современном городе безопасное интенсивное движение транспорта и пешеходов. Порядок организации освещения улицах регулирует отношения между органами местного самоуправления, организациями, физическими лицами по вопросам уличного освещения.

Включение и  отключение установок наружного (уличного) освещения должно осуществляться автоматически  в соответствии с годовым графиком уличного освещения, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий. В ночное время допускается возможность отключения части светильников, при этом не допускается отключение двух подряд светильников, а также светильников, установленных над пешеходными переходами и перекрестками.

Техническое обслуживание и ремонт установок  уличного освещения должна выполнять  организация, имеющая соответствующие  разрешительные документы.

Работы  по содержанию, обслуживанию и ремонту  сетей уличного освещения, необходимые  для их нормальной эксплуатации, финансирование за счет средств местного бюджета  выполняются организацией, ставшей  победителем при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных  нужд.

 

 

3.Концепции управления  городским освещением

 

Современное уличное освещение должно отвечать пяти основным критериям:

– видимость, т. е. обеспечение нормальных зрительных условий для водителей и пешеходов, а также оптимальные количественные и качественные параметры освещения, которые регламентируются действующими нормами.

– безопасность – старейший из всех других. Количество ДТП и противоправных действий значительно снижается при хорошем освещении города. Причем затраты несопоставимо малы по сравнению с выгодой. На сегодняшний день качество освещения люди напрямую связывают с уровнем личной безопасности.

– эстетика. Общество ждет от освещения не только выполнения прямых функ-циональных задач, но и удовлетворения эстетичес-кой потребности в прекрасном. Единых решений ввиду обилия средств освещения и многообразия объектов здесь не существует. Однако эстетика должна быть экономичной и целесообразной.

– экономика – иногда является решающим фактором для заказчика. Необходимо учитывать, что кроме капитальных затрат существуют также затраты на эксплуатацию и ремонт, которые могут сделать проект невыгодным.

– общественная функция освещения. Понятие гармоничной световой среды предполагает создание благоприятного психологического климата, оказывающего положительное влияние на реализацию общественных функций, и является предпосылкой для оживления городской жизни.

При определении  этих основных критериев учитываются следующие факторы, которые играют важную роль в развитии наружного освещения.

Во-первых, это  новое понимание воздействия  света на человека.

Во-вторых, необходимо сказать о нормах искусственного освещения. Они формируют представления об оптимальной световой среде с учетом экономических, социальных, организационных факторов.

В-третьих, большое внимание сегодня уделяется  вопросу энергосбережения.

В-четвертых, комплексный подход к освещению  города с учетом его структуры, административного деления, исторических и культурных особенностей, традиций и многого другого – это следующий немаловажный фактор дальнейшего развития наружного освещения. Такой подход, помимо прочих аспектов, выгоден экономически, т. к. комплексные решения позволят более рационально распределять средства.

В-пятых, все возрастающую роль в светотехнике наружного освещения играет дизайн. Эстетические параметры современной осветительной техники постепенно становятся обязательными, а иногда даже определяющими при оценке качества не только декоративного, но и функционального освещения.

И, наконец, в-шестых, есть еще одно направление, которое сейчас становится популярным в России, – это праздничное оформление, световые шоу, фестивали света, которые широко распространены во всем мире.

Один  из главных моментов, с чего необходимо начинать формирование общегородской  концепции, – это правильная организация. В создании концепции должны принимать участие и тесно сотрудничать специалисты самых разных городских служб: светопроектировщики, специалисты городского освещения, электротехники и энергетики, архитекторы, художники, дизайнеры, специалисты по благоустройству.

Создание  при администрации городов таких  координационных советов не только обеспечит правильное протекание рабочего процесса, но и позволит поддерживать диалог между властью и профессионалами  смежных областей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, освещение городов должно быть строго на функциональной основе. При организации освещения необходимо экономно расходовать электроэнергию, электротехнические средства, создавать экономную систему эксплуатации и управления освещением, заранее определять значение отдельных элементов освещения и освещаемых 
объектов и соответственно распределять наличные средства.

Тем, кто  предоставляет услугу под названием  «свет», – городские власти, городские  организации освещения – важно, чтобы освещение было экономичным, долговременным и простым в обслуживании, но подход к формированию концепции  освещения у каждого города должен быть свой. Выше были названы некоторые  важные критерии, а основой должен стать сам город: его архитектура, социальный и культурно-исторический фон, ритм жизни, состав населения и  прочие характеристики, которые в  концепции должны привести к некоторому равновесию.

При этом необходимо учитывать интересы участников процесса. Потребители – это жители и гости города. Они имеют разные интересы. Гости предпочитают шоу: светодинамику, яркие витрины, в то время как  жители хотят, чтобы, прежде всего, было комфортнее и светлее. Отсюда разные подходы к формированию светового  облика туристских зон и жилых  кварталов, а новые разработки в  области светотехники открывают  дополнительные возможности для  более эффективной реализации городской  стратегии развития наружного освещения.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
  3. ПУЭ «Правила устройств электроустановок» (седьмое издание).
  4. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» и изменение № 1 к нему.
  5. Вернеску Д., Эне А., Естественное освещение в архитектуре и градостроительстве. М.: Стройиздат, 1983. – 88 с.
  6. Волоцкой Н.В., Светотехника. М.: Стройиздат, 1979. – 142 с.
  7. Дамский А.И., Электрическое освещение в архитектуре города. М., Стройиздат,2008-123 с.
  8. Журнал  «Энергетика и ЖКХ Урала», №6, 2012 г.
  9. http://www.svetpro.ru/htm/utiletarno.htm

Информация о работе Организация освещения городов и улиц