Организация управления
дистанцией электроснабжения
Дистанция электроснабжения обеспечивает техническое и хозяйственное обслуживание тяговых подстанций и контактной сети электрифицированныхжелезных дорог, некоторых электрических станций и понижающих трансформаторных подстанций, наружных
электрических сетей, предназначенных дляпитания устройств СЦБ, линий продольного
электроснабжения (до ввода в здание), электросетей наружного освещения^включая светильники и прожекторноеосвещение.
Дистанцию электроснабжения можно отнести к сложным системам, состоящим из
организационно-экономической и технической систем управления иполучившим в последнее время название интегрированных. Сложность такой системы определяется как наличием одновременно функций управления,характерных для организационных систем, и
функций управления технологическим процессом, так и спецификой технологических процессов. Она наделяетсяосновными и оборотными средствами; организует производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планом, утвержденным на основаниихозяйственного расчета; имеет свою законченную отчетность. В финансовой и хозяйственной
деятельности дистанция электроснабжения подчинена отделениюдороги.
На 01.01.2001 г. в хозяйстве электроснабжения железных дорог статус юридического
лица хозяйства имеет только Сургутская дистанция электроснабженияСвердловской ж.д. Остальные 16б*дистанций электроснабжения преобразованы в обособленные структурные
подразделения (ОСП) железных дорог без статусаюридического лица, с заменой самостоятельного баланса на оборотно-сальдовые ведомости без определения финансового результата, с открытием текущихсчетов взамен расчетных. Порядок финансирования ОСП определен Методическими рекомендациями по нормированию доходов и расходов, планированиюуровня рентабельности предприятий основной деятельности железных дорог на период
до завершения их реорганизации подразделения (филиалы), по порядкуих взаимодействия
на основе хозяйственных договоров.
Все 167 дистанций электроснабжения располагаются обычно в границах отделения
дороги. Среднеэксплуатационная длина электрифицированного участка впределах одного
ЭЧ — 250 км, но в связи с укрупнением дистанций электроснабжения может быть и больше.
Для обеспечения нормальной эксплуатации всех устройств электроснабжения на ЭЧ
созданы основные, вспомогательные и линейные подразделения. Косновным относятся: тяговые подстанции (ЭЧЭ), районы контактной сети (ЭЧК), районы электроснабжения (ЭЧС), энергодиспетчерская группа (ЭЧЦ); квспомогательным—ремонтно-ревизионный
участок (РРУ), механические мастерскШ (ЭЧМ), складское хозяйство.
Основной технологический процесс дистанции электроснабжения заключается в переработке электроэнергии, получаемой от системы внешнегоэлектроснабжения, и передаче ее потребителям, участвующим в процессе перевозки. Надежность функционирования устройств электроснабженияобеспечивается проведением технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов. Этот процесс выполняется персоналом, обслуживающимсоответствующие устройства при оперативном управлении, осуществляемом энергодиспетчером.
Общее функционирование дистанции электроснабжения и взаимная координация рассмотренных выше процессов обеспечиваются административнымуправлением в соответствии с
техническими и экономическими требованиями, предъявляемыми к работе дистанции в целом. Административное управлениезаключается в приеме, хранении, переработке и передаче информации, а также в принятии решений на основе поступившей и хранящейся информации.
Таким образом, функционирование дистанции электроснабжения может быть сведено к четырем основным процессам: электроснабжение, производствопланово-предупредительных ремонтов, оперативное и административное управление. Два первых относятся к технологическим процессам, два последних — кинформационным. Структура управления дистанцией электроснабжения, представленная на рис.
1.2, является в некоторой степени обобщенной. Анализструктуры управления различных дистанций электроснабжения показал, что в целом они различаются незначительно: это обусловлено их спецификой,протяженностью и контингентом работающих. Однако распределение обязанностей
и функций между звеньями управления значительно различается на разныхЭЧ и зависит
от многих факторов, в том числе и от традиционных. Поэтому можно сказать, что структура, приведенная на рис.
1.2, соответствует одному извозможных вариантов распределения функций управления.
Структура управления дистанцией является многоуровневой: содержит четыре уровня
управления и один подуровень. Вне уровней управления находитсяучетно-контрольная группа начисления и выдачи заработной платы, которая подчиняется машинно-счетной станции. Начальник ЭЧ несет ответственность завыполнение установленных финансовых и производственных заданий, а также за соблюдение действующего законодательства
и указаний Министерства путейсообщения, управления железной дороги.
Непосредственно начальнику дистанции электроснабжения подчиняются два заместителя, главный инженер и энергодиспетчерская группа, а также старшийэкономист, исполняющий одновременно фуфодии бухгалтера, и инспектор по кадрам. Каждый заместитель управляет, как правило, группой однородныхподразделений и обеспечивает организацию эксплуатации устройств электроснабжения. Им непосредственно подчиняются начальники
соответствующихподразделений: районов контактной сети, тяговых подстанций, районов
электроснабжения, ремонтно-ревизионного участка, автохозяйства и мастерских, а также
инженеры технического отдела, обеспечивающие техническое управление ЭЧ.
Главный инженер непосредственно занимается организацией капитального
ремонта и строительства, а также обеспечивает выполнение требований техникибезопасности при производстве работ всемишдразделениями ЭЧ. Главному инженеру подчиняются инженер по охране труда и старший инженер техническогоотдела.
Энергодиспетчерская группа, возглавляемая старшим энергодиспетчером (ЭЧЦС), осуществляет оперативное управление технологическими процессамиэлектроснабжения и производством планово-предупредительных ремонтов. Ей оперативно подчинены начальники всех подразделений ЭЧК, ЭЧЭ, ЭЧС, РРУ(рис.
1.3). Энергодиспетчерская группа размещается на энергодиспетчерском пункте, который, как правило, находится в
отделении дороги.
Старший инженер подчиняется главному инженеру и руководит инженерами
отдела, обеспечивая управление организацией капитальных ремонтов истроительства по
всем подразделениям участка энергоснабжения. За инженерами техотдела закрепляют группы однородных подразделений, они также могутвыполнять целевые функции. В состав
техотдела входят инженеры по электроснабжению, тяговым подстанциям, контактной сети, линиям автоблокировки ипродольного электроснабжения, энергонадзору. Каждый инженер техотдела подчиняется непосредственно старшему инженеру и соответствующему заместителюначальника дистанции электроснабжения. Инженеру по охране труда в вопросах охраны труда подчиняются все начальники подразделений и их персонал.
Начальники подразделений осуществляют административно-техническое руководство персоналом своих подразделений, планируют их работу% несутответственность за исправное содержание устройств электроснабжения, закрепленных за ними, и обеспечение безопасных
условий производства работ.Оперативный и ремонтный персонал, входящий в состав соответствующих подразделений, принимает непосредственное участие в производстве работ, как
правило, только на обслуживаемых ими устройствах.
В целом структура управления
дистанцией электроснабжения относится к линейной, для которой харак-терещрринцип единоначалия, когда
руководительнесет полную ответственность за результаты работы подчиненных ему подразделений. Такая структура исключает выдачу противоречивых илинекоординированных заданий и упрощает взаимодействие различных подсистем управления. Однако эффективность управления при этом
снижается по меревозрастания системы и сложности решаемых задач, начальники подразделений одновременно подчиняются соответствующим заместителям по эксплуатации и,кроме того, в некоторой степени инженерам технического отдела, а в период выполнения
крупных капитальных ремонтов и строительств и главному инженеру.Начальники подразделений находятся в оперативном подчинении у энергодиспетчерской группы. Такая сложная подчиненность создает предпосылки дляполучения некоординированных, а порой и
противоречивых заданий.
По объемам работ дистанции электроснабжения дифференцируют на группы, зависящие от количества перерабатываемой за год электроэнергии на тяговыхподстанциях и от
объема их энергетического хозяйства (в условных единицах).
Каждая дистанция электроснабжения наделена основными фондами — средствами
труда, участвующими во многих процессах производства без изменениясвоей натуральной формш Они подразделяются на основные производственные фонды — это средства
труда, непосредственно участвующие впроизводственном процессе или создающие предпосылки для его осуществления, непроизводственные (жилые дома, детские сады и т.д.), входящие в составхозяйства, но не принимающие непосредственного участия в производственном процессе.
Вследствие износа основные фонды требуют капитального ремонта и восстановления. Они осуществляются за счет амортизационных отчислений, размеркоторых зависит
от стоимости основных фондов, срока их службы, стоимости одного капитального ремонта
и числа ремонтов в течение срока службы. Частьамортизационных отчислений идет на
восстановление основных фондов, а другая часть на финансирование капитального ремонта и модернизацию, тЖ.основные фонды имеют не только физический, но и моральный из-носы. Физический износ — это утрата основными фондами технико-эксплуатационных
свойств, а моральный наступает при появлении более экономичных и производительных
машин или устройств того же назначения.
Капитальные вложения для замены или усиления основных средств выделяются из
централизованных источников или из фонда развития производства,создаваемого на дороге. Таких вложений на сети железных дорог требуется очень много, так как, например, в эксплуатации только на контактной сети железныхдорог России в 2001 г. находилось
свыше 5000 устаревших двутавровых опор и более 65
000 опор со сроком службы, превышающим 40 лет. |