Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:25, доклад
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи). Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.
Липецкий институт кооперации экономики и права
Тема:
Основные положения системного
подхода к аналитической
деятельности на предприятии.
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).
Говоря о системном
подходе, можно говорить о некотором
способе организации наших
Основные принципы системного подхода
Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.
Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
Основные термины и понятия в области системного подхода
Термины и понятия |
Сущность термина и понятия
применительно к социально- |
1. Система |
Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы). Единство системы с
внешней средой определяет ее взаимосвязь
с действием объективных |
2. Системный анализ |
Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития |
3. Структура системы |
Совокупность компонентов |
4. Содержание системы |
Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда |
5. Связи (в системе и с внешней средой) |
Информационные и Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.) |
6. Вход системы |
Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.) |
7. Энергия системы |
Люди и орудия труда, новшества, внутренняя информация. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии |
8. Вещество системы |
Предметы труда (все, что проходит обработку в системе) |
9. Выход системы |
Товар (продукция, услуги, новшества и т.п.), выпускаемый системой в соответствии с планом |
10. Цель системы |
Конечное состояние системы |
11. Внешняя среда системы |
Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению |
12. Обратная связь |
Требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая изготовителю из сферы потребления либо непосредственно поставщикам входа системы |
13. Способ принятия управленческого решения |
Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения |
14. Организация управления |
Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения |
15. Коррелятор организации управления |
Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности |
16. Информация |
Необходимое отраженное разнообразие (необходимое — степень описания системы: отраженное — отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения) |
17. Аппарат сравнения |
Элемент системы, обеспечивающий контроль над ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность |
18. Отношения в системе |
Взаимосвязь между компонентами системы,
обусловленная выполнением |
19. Построение системы |
Определение числа компонентов системы,
необходимого для нормального |
20. Функционирование системы |
Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы |
21. Развитие системы |
Процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и других факторов, обеспечивающий выживание системы |
22. Активаторы системы |
Операторы или факторы позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать |
23. Дезактиваторы системы |
Операторы или факторы негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению |
24. Поведение системы |
Способ взаимодействия системы с
внешней средой и упорядочение связей
в структуре системы для |
25. Противоречия в системе |
Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение прогиворечий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию |
26. Вмешательство |
Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления |
27. Обучение системы |
Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений |
Существует огромное количество различных систем: материальных, абстрактных (понятия, гипотезы, теории…), социальных, технических, биологических, педагогических и т. п. Но у всех систем единый набор характеристик, хотя значения самих характеристик разные.
Любая система имеет:
Свойства систем
Главным свойством системы является ее целостность, то есть появление таких новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. Это явление называют несводимостью свойств.
Основное свойство сложных
систем – это наличие цели.
Любая система создается для достижения
каких то целей. Большие системы, как правило,
многоцелевые. Под влиянием внешних условий
и с течением времени цели могут меняться.
Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так детей в школе объединяют в классы в целях экономии затрат на их обучение, то есть в интересах всего общества.
Важнейшим свойством сложных
систем является их способность к
управлению и самоуправлению.
Управление нужно для более эффективного
выполнения целей.
Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться. Отсюда следует, что ждать простой жизни не приходится.
Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.
Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу и функциям.
В процессе своей жизни системы проходят 4 значимых этапа: зарождение, развитие, старение, гибель. Например, у людей: рождение; детство – отрочество – юность - зрелость; старость; смерть.
Рассмотрим ещё одно очень важное положение системного подхода:
Свойства организованной
системы не есть сумма свойств
её частей, а нечто большее. Это
нечто большее называют
Например, объединили много прутьев или веток и получили метлу, с помощью которой можно подметать. Это и есть системный эффект, ради которого и создавалась система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности подметать было бы затруднительно.
Или: объединили два ствола,
получили двустволку и вместе с ней
возможность стрелять мелкой дробью,
когда дичь близко, и крупной - "в
угон", когда дичь далеко. Это –
системный эффект. Кроме того, вместо
двух получаем: один приклад, один прицел,
один ремень, один чехол, один шомпол...
А вот эти неожиданные выигрыши,
Как правило, и целью
и результатом объединения
Можно записать такую условную формулу:
ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4+... = |
Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале.
Аналитический подход или аналитический метод - это направление научного познания в основе которого лежит разложение исследуемой системы, процесса или явления на составные части; выявлении влияния отдельных частей на всю систему, процесс или явление.
АНАЛИТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД — метод
Из выше сказанного можно сделать вывод, что системный подход рассматривает систему как единое целое и является очень сложным но мощным инструментом в области исследования, в то время, как аналитический подход "расчленяет" систему и анализирует каждый элемент в отдельности.
Использование только аналитического подхода может вызывать трудности при переносе полученных данных в единую систему. Мы не сможем каждый конкретный результат, полученный при аналитическом эксперименте, поставить в определенное место системы, чтобы он приобрел свое реальное значение органического компонента системы, содействующего своими степенями свободы получению результата системы. Причиной этому может являться излишнее количество теоретических данных при исследовании. Так же причиной может являться то, что не всегда и не в полной мере учитывается влияние соседних элементов системы на изучаемый элемент.