Основные положения системного подхода к аналитической деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:25, доклад

Описание работы

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи). Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 31.62 Кб (Скачать файл)

Липецкий институт кооперации экономики и права

 

 

 

Тема:

Основные  положения системного

подхода к аналитической

деятельности на предприятии.

 

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном  подходе, можно говорить о некотором  способе организации наших действий, таком, который охватывает любой  род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более  эффективного использования. При этом системный подход является не столько  методом решения задач, сколько  методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

 

Основные принципы системного подхода

  • Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение  системного подхода включает также  обязательность изучения и практического  использования следующих восьми его аспектов:

 

  1. системно-элементного  или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;

системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени  возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы  развития.

 

 

 Основные термины  и понятия в области системного подхода

 

Термины и понятия

Сущность термина и понятия  применительно к социально-экономическим  системам

1. Система

Целостный комплекс взаимосвязанных  компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более  высокого порядка (глобальной системы).

Единство системы с  внешней средой определяет ее взаимосвязь  с действием объективных экономических  законов

2. Системный анализ

Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением  научных подходов для выявления  ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии  функционирования и развития

3. Структура системы

Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности  и сочетающих локальные цели для  наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Число компонентов  системы и их связей должно быть минимальным. но достаточным для  достижения главной цели системы

4. Содержание системы

Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов  труда

5. Связи (в системе и с внешней  средой)

Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческих решений. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время.

Компоненты, поступающие  в систему (сырье, материалы, комплектующие  изделия, различные виды энергии, новое  оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)

6. Вход системы

Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)

7. Энергия системы

Люди и орудия труда, новшества, внутренняя информация. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии

8. Вещество системы

Предметы труда (все, что проходит обработку в системе)

9. Выход системы

Товар (продукция, услуги, новшества  и т.п.), выпускаемый системой в  соответствии с планом

10. Цель системы

Конечное состояние системы или  ее выхода, к которому она стремится  в силу своей структурной организации. (Целью, например, производственной системы  может быть достижение требуемой  массы вновь созданной стоимости  путем выпуска конкурентоспособных  товаров для потребителей.)

11. Внешняя среда системы

Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится  система, и микросреды системы, с  которыми она имеет прямые или  косвенные связи. Компоненты входа  и выхода системы к внешней  среде не относятся, они относятся  к внешнему окружению

12. Обратная связь

Требования, рекламации потребителей, предложения  потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая  изготовителю из сферы потребления  либо непосредственно поставщикам  входа системы

13. Способ принятия

управленческого

решения

Способ выбора методов сбора и  обработки информации, формы мотивации  в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения

14. Организация управления

Нахождение оптимального сочетания  энергии и вещества системы в  пространстве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация  выполнения решения

15. Коррелятор

организации

управления

Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень  ее организованности

16. Информация

Необходимое отраженное разнообразие (необходимое  — степень описания системы: отраженное — отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения)

17. Аппарат сравнения

Элемент системы, обеспечивающий контроль над ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой  построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность

18. Отношения в системе

Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной  цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить  информацию обеспечивает минимальные  затраты на принятие решений

19. Построение системы

Определение числа компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связей между  ними. Правильность структуризации проверяется  синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии

20. Функционирование системы

Организация взаимодействия энергии  и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование  взаимодействия компонентов системы

21. Развитие системы

Процесс совершенствования системы  на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и  других факторов, обеспечивающий выживание  системы

22. Активаторы системы

Операторы или факторы позитивного  воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать

23. Дезактиваторы системы

Операторы или факторы негативного  воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению

24. Поведение системы

Способ взаимодействия системы с  внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или рационального  поведения

25. Противоречия в системе

Действия компонентов системы  с противоположными целями или функциями. Снижение прогиворечий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию

26. Вмешательство

Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования производственных или  управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления

27. Обучение системы

Процесс накопления знаний и овладения  навыками принятия рациональных управленческих решений


 

Набор характеристик систем

Существует огромное количество различных систем: материальных, абстрактных (понятия, гипотезы, теории…), социальных, технических, биологических, педагогических и т. п. Но у всех систем единый набор  характеристик, хотя значения самих  характеристик разные.

Любая система имеет:

  • Цели создания (существования) системы.
  • Состав и характеристики частей (структура).
  • Связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами).
  • Ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные, энергетические).
  • Продукты, вырабатываемые системой (полезные и вредные человеку).
  • Функционирование системы (поведение).

Свойства систем

Главным свойством системы  является ее целостность, то есть появление  таких новых свойств, которых  нет у каждой ее части в отдельности. Это явление называют несводимостью  свойств.

Основное свойство сложных  систем – это наличие цели.  
Любая система создается для достижения каких то целей. Большие системы, как правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени цели могут меняться.

Каждая система создается  в интересах системы более  высокого уровня. Так детей в школе  объединяют в классы в целях экономии затрат на их обучение, то есть в интересах  всего общества.

Важнейшим свойством сложных  систем является их способность к  управлению и самоуправлению.  
Управление нужно для более эффективного выполнения целей.

Наука говорит, что сложность  больших систем имеет тенденцию  увеличиваться. Отсюда следует, что  ждать простой жизни не приходится.

Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.

Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу  и функциям.

В процессе своей жизни  системы проходят 4 значимых этапа: зарождение, развитие, старение, гибель. Например, у людей: рождение; детство  – отрочество – юность - зрелость; старость; смерть.

Системный эффект

Рассмотрим ещё одно очень важное положение системного подхода:

Свойства организованной системы не есть сумма свойств  её частей, а нечто большее. Это  нечто большее называют системным эффектом.

Например, объединили много  прутьев или веток и получили метлу, с помощью которой можно  подметать. Это и есть системный  эффект, ради которого и создавалась  система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности подметать было бы затруднительно.

Или: объединили два ствола, получили двустволку и вместе с ней  возможность стрелять мелкой дробью, когда дичь близко, и крупной - "в  угон", когда дичь далеко. Это –  системный эффект. Кроме того, вместо двух получаем: один приклад, один прицел, один ремень, один чехол, один шомпол... А вот эти неожиданные выигрыши, получившиеся от объединения частей в систему (двух одноствольных ружей в одну двустволку) помимо системного эффекта, называют сверхэффектом.

Как правило, и целью  и результатом объединения частей в систему бывает системный эффект. Сверхэффект – неожиданный, заранее непредвиденный дополнительный результат объединения частей в систему.

Можно записать такую условную формулу:

ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4+... =  
СИСТЕМА + СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ +СВЕРХЭФФЕКТ.


 

Практически все современные  науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода  является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале.

Аналитический подход или аналитический  метод - это направление научного познания в основе которого лежит разложение исследуемой системы, процесса или явления на составные части; выявлении влияния отдельных частей на всю систему, процесс или явление.

 

АНАЛИТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД — метод мышления, при котором изучаемое явление мысленно разъединяется на составляющие его части, что позволяет исследовать их более точно, детально, конкретно, соответственно поставленной задаче, абстрагируя от внешних связей и случайных воздействий.

Из выше сказанного можно сделать  вывод, что системный подход рассматривает  систему как единое целое и  является очень сложным но мощным инструментом в области исследования, в то время, как аналитический  подход "расчленяет" систему и  анализирует каждый элемент в  отдельности.

Использование только аналитического подхода может вызывать трудности  при переносе полученных данных в  единую систему.  Мы не сможем каждый конкретный результат, полученный при аналитическом эксперименте, поставить в определенное место системы, чтобы он приобрел свое реальное значение органического компонента системы, содействующего своими степенями свободы получению результата системы. Причиной этому может являться излишнее количество теоретических данных при исследовании. Так же причиной может являться то, что не всегда и не в полной мере учитывается влияние соседних элементов системы на изучаемый элемент.


Информация о работе Основные положения системного подхода к аналитической деятельности на предприятии