Основные пути преодоления социального неравенства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей социального неравенства.
Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы:
1. Выявить сущность социального неравенства и его причины;
2. Изучить социальную дифференциацию и социальное неравенство;
3. Описать социальное неравенство в политическом измерении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Характеристика социального неравенства……………………………………….6
Понятие социального неравенства……………………………………………..6
Сущность социального неравенства…………………………………………...7
Причины социального неравенства…………………………………………….9
Социальная дифференциация и социальное неравенство…………………...11
2 Сравнительная характеристика социального неравенства России и
Бразилии…………………………………………………………………………….15
2.1 Социальное неравенство в России…………………………………………….15
2.2 Социальное неравенство в Бразилии………………………………………….18
3 Основные пути преодоления социального неравенства в России…………….21
Заключение……………………………………………………………………...…..27
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Нет ничего удивительного, что именно столица и крупные города представляют территории с самым большим социальным расслоением, говорит Алексей Скопин, заместитель завкафедры региональной экономики и экономической географии НИУ-ВШЭ. "В них сосредоточен управленческий бюрократический уровень, который получает сверхдоходы. Москва "стягивает" их со всего центрального экономического района, то же самое Питер делает с Северо-Западом, а Ростов с Югом", - отмечает эксперт.

При этом статистика по неравенству в немалой степени зависит за счет федеральных госслужащих. Зарплаты столичных чиновников уже во много раз превышают доходы обычных россиян. Как выяснил Росстат, в среднем бюрократы получают более 62 тыс. рублей в месяц, что почти в три раза больше заработка простых граждан. Больше остальных зарабатывают чиновники Рособоронпоставки и аппарата правительства - 103 и 102 тысячи рублей соответственно. Если сравнивать эти заработки с доходами сотрудников других отраслей экономики, то суммы будут далеко не в пользу последних. По данным департамента экономической политики и развития столичного правительства, в 2011 году средний уровень зарплат в Москве приблизился к 40 тыс. рублей.

Степень дифференциации доходов по субъектам РФ различна настолько, насколько различается степень концентрации капитала в развитых и развивающихся странах, отмечают аналитики "Финэкспертизы". В одних регионах показатель неравенства находится на уровне европейских стран, в других - на уровне беднейших стран Африки. Эксперты говорят, что значение "индекса Робин Гуда" в идеале должно находиться на уровне 20%. Страны, где этот процент выше, демонстрируют либо неразвитость системы фондов общественного потребления, либо неэффективную фискальную политику с точки зрения усреднения доходов, комментирует Агван Микаелян, генеральный директор компании "ФинЭкспертиза".

Сегодня за чертой бедности по-прежнему остаются 18,5 млн. россиян, каждый четвертый житель страны имеет доходы ниже прожиточного минимума. Почти половина граждан, по данным социологических опросов, считает, что жизнь в стране в последующие пять лет станет только хуже. [5; стр. 39 ]

К примеру, в 90-е, конца 20 века, статистика бедности имела следующие показатели. (Рисунок 2.1)

Рисунок 2.1- Соотношение бедности в России в 90- е годы 20 века.

 

 Из Рисунка 2.1 следует, что больше половины населения находилось в относительной бедности, а 30% в абсолютной.

 Неравномерное развитие регионов  и несправедливое распределение  природных богатств только усугубляют ситуацию, отмечают экономисты. И опыт других стран для нас не пример. Допустим в Норвегии, Саудовской Аравии, ОАЭ власти не жадничают. В этих странах национальные богатства принадлежат не только государству, но и самим жителям. "Буквально каждому гражданину там заводят счета, на которые ежегодно перечисляют определенную долю доходов от продаж своих ресурсов, - говорит г-н Скопин. - Рано или поздно эти ресурсы закончатся, и у населения за счет накопленных финансовых средств будут возможности получить образование, найти себе достойную работу уже в каких-то других секторах экономики". [15]

          Но проблема в том, что в Саудовской Аравии, Норвегии и ОАЭ численность населения несравнимо меньше, чем в России, поэтому там идея распределения сверхдоходов от продажи нефти не требует сверхрасходов. В России при том же объеме добычи проживают 142 млн. человек, поэтому если у нас на человека распределить какую-то часть доходов, их в любом случае получится на порядок меньше, отмечает Скопин. "У меня отрицательное отношение к этой идее, - говорит эксперт. - До сих пор в России не задействован главный ресурс - это территория. Что сделали китайцы? Они дали на каждую семью 6-9 соток на 99 лет в аренду. Если каждый россиянин получит участок земли, он задумается об его эффективном использовании. Это и стало бы источником постоянного дополнительно дохода. А территория настолько огромна, что проблему неравенства можно решить раз и навсегда". Вот только власти на это никогда не пойдут, уверен эксперт: "Это будущий ресурс, который можно делить. Но сама идея вполне интересна для обсуждения".

Рано или поздно руководству страны придется искать выходы для преодоления проблемы социального расслоения, считают эксперты. Растущее неравенство доходов и благосостояния уже угрожает мировой экономике, считает Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank: "За последний год я побывал в 16 разных странах. Все они очень разные, с разными государственными традициями и культурами, но всех объединяет одна и та же проблема - социальное неравенство. Настоящей жертвой финансового кризиса 2008 года стал средний класс. Его покупательская способность снижается из-за высоких цен на энергоносители и сырье, а также из-за невысокой оплаты труда".

Основная модель антикризисной политики сейчас направлена на то, чтобы выиграть время. Однако это не может длиться бесконечно, говорит г-н Якобсен. "Решение лежит на поверхности: вместо повышения налогов и демотивации инвестирования в рисковые активы нужно привлекать частный капитал. Еще нам нужно инвестировать в образование, в безопасные свободные рынки, в конкуренцию и долгосрочные многосторонне соглашения по вопросам образования, заработных плат и рабочих часов. Это путь к социальному балансу", - резюмирует экономист.

 

       

         

 

          2.2 Социальное неравенство в Бразилии

 

 

Главная проблема Бразилии, сдерживающая ее экономический рост и затрудняющая прогресс в области образования и науки, - вопиющее социальное неравенство.

Ресурсозависимые страны, к которым относится и Бразилия, сталкиваются со многими социальными проблемами. Одной из главных проблем является рост социального неравенства, проявлением которого является неравенство распределения доходов и повышение уровня бедности. В отношении бедности существует единодушное мнение экономистов и политиков, что это зло, и с ней необходимо бороться. В отношении выравнивания распределения материальных благ столь единодушного мнения нет. Считается, что неравенство в доходах служит стимулом для экономической активности и является движущей силой развития экономики. С другой стороны, эмпирические исследования свидетельствуют: чем выше уровень неравенства распределения доходов, измеряемый, например, коэффициентом Джини (коэффициент, который показывает степень отклонения фактического распределения доходов населения от идеально равномерного распределения).

Исследования неравенства показали, что показатели «социального здоровья» хуже в странах, где больше неравенство в доходах. В 2004 г. индекс развития человека в Бразилии составил 0,792, что соответствует 69 месту в мире. Обострению социальной обстановки способствует и форма распределения национального дохода.

В результате возросшей социальной напряженности некоторые страны, среди которых и Бразилия, теперь тратят на «социальную войну» больше средств, чем на оборону страны. Бразилия расходует 2% ВВП на вооруженные силы и более 10,6% на защиту богатых от отчаяния бедных.

Для компенсации неравномерности распределения доходов многие исследователи предлагают проведение эффективной государственной перераспределительной политики и меры, направленные на совершенствование кредитного рынка. Государственная перераспределительная политика при несовершенном кредитном рынке обычно подразумевает налогообложение индивидуумов с высоким уровнем доходов и субсидирование из полученных средств малообеспеченных, но более производительных членов общества для предоставления им дополнительных возможностей. Примером является государственная образовательная политика, позволяющая устранить неравные возможности в получении образования. При совершенном кредитном рынке неравенство в распределении доходов и стартовых возможностях устраняется доступностью производственных и образовательных кредитов. Потребности в государственном перераспределении в этом случае не возникает. Как в одном, так и в другом случаях распределение становится более равномерным, а совокупные инвестиции возрастают, что приводит к увеличению темпов экономического роста. [6; стр. 67]

Уровень урбанизации высок и составляет 84%. При этом 15% населения (около 30 млн. человек) проживает за чертой бедности. В составе населения Бразилии преобладает молодежь, и этим объясняются высокие темпы рождаемости. Хотя коэффициент фертильности в сельских районах гораздо более высокий, население городов растет исключительно быстрыми темпами вследствие значительного притока населения из сельских местностей. Переселение крестьян в города стало большой проблемой Бразилии. Поскольку такие социальные услуги, как школьное образование, здравоохранение, жилищное строительство, энергообеспечение, транспорт и связь, давно уже не удовлетворяют запросы населения страны, в условиях быстрого роста населения этот разрыв способен еще больше углубиться.

Детский труд в Бразилии - это печальный факт жизни. Там работает примерно четыре миллиона детей в возрасте от 5 до 17 лет. По оценкам Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), по состоянию на 2003 года трудовой деятельностью занималось примерно 7% бразильских детей в возрасте от 5 до 14 лет Веккио П. Д. Детский труд в Бразилии. Как правительство стремится решить проблему. Начиная с девяностых годов прошлого века, Бразилия прилагает согласованные усилия по искоренению детского труда. В целом, хотя Бразилия не искоренила детский труд, она достигла значительных успехов в борьбе с этим явлением. Общественность Бразилии привержена продолжению борьбы с этим явлением. [16]

Районы с самыми низкими показателями находятся в Северном и Северо-восточном регионах. Объем ВВП на душу населения в Северо-восточном регионе составляет 47% от среднего показателя по стране, а в Северном регионе - 66% (Таблица 2.1). Эти два региона характеризуются самым высоким уровнем бедности в Бразилии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1- Межрегиональное неравенство в Бразилии

 

Регион

ВВП,

2005 г

Население, 2007 г.

ВВП на душу населения, 2005 г.

% неграмотного населения, 2006 г.

Северный

4,6

7,9

62

15,6

Северо-восточный

13,1

28,0

47

24,6

Юго-восточный

57,8

42,3

133

7,5

Южный

17,6

14,5

113

7,0

Центрально-западный

7,0

7,2

125

9,7

Бразилия в целом

100,0

100,0

100

12,8


 

Исходя из Таблицы 2.1 можно сделать вывод: самый низкий уровень ВВП на душу населения принадлежит северо- восточному району, а самый высокий в юго- восточном; так же в этом районе проживает больше людей, по сравнению с другими.

В этих условиях между бразильскими штатами возникла острая конкуренция за привлечение инвестиций из Южного и Юго-восточного регионов Бразилии.

Правительства штатов стали предоставлять налоговые льготы за счет собственных доходов, чтобы привлечь новые инвестиции из Южного и Юго-восточного регионов Бразилии - «Фискальные войны».

Денежные выплаты были основным направлением бразильской региональной политики в 1990-е годы. Некоторые экономисты называли такую политику «ростом непродуктивной экономики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные пути преодоления социального неравенства в России

 

         В России, как и в бывшем СССР, а также во многих развитых странах бедность существовала всегда. Только она была везде разная. В качестве социальной проблемы в нашей стране обсуждаться и осмысливаться бедность стала лишь тогда, когда исследователи отошли от затушевывающих средних характеристик жизненного уровня и взглянули на заработную плату и семейные доходы через призму их дифференциации. Это произошло в конце 1950-х и начале 1960-х гг. с появлением статистики распределений заработной платы и доходов. С 1956 г. периодически проводились обследования заработной платы двух видов: единовременный сплошной учет распределения всех работников, проработавших полный март месяц, по размерам заработков (распределения оплаты труда) и выборочное обследование структуры заработной платы по всем категориям работников. Начиная с 1958 г. осуществлялись выборочные обследования доходов семей рабочих и служащих за сентябрь, которое давало представление о распределении доходов. Наблюдения заработной платы и доходов вместе с бюджетными обследованиями в общей композиции создавали хорошую информационную базу, в том числе для оценки дифференциации жизненного уровня. К сожалению, вся эта информация была в то время "закрыта" (под грифом "ДСП" или даже "Секретно"). Но иногда ею удавалось воспользоваться. По идеологическим соображениям понятие "бедность" в то время не имело "прав гражданства" ни в практике, ни в социально-экономической теории советского общества. Адекватные ему термины - "прожиточный минимум" и "уровень малообеспеченности" - завоевали право на официальное признание лишь в начале 1970-х гг. вместе с разработкой программы помощи детям в малообеспеченных семьях. Проблема малообеспеченности как социальная, при анализе которой показано, что в то время главный фактор низкого уровня семейных доходов - не только и не столько количество детей в семье, сколько катастрофически низкий уровень обеспеченности престарелого населения. Вся эта продолжительная (не одно десятилетие) история с малообеспеченностью и бедностью была не что иное, как лукавое "двоемыслие" по терминологии Ю.А. Левады, которое "всегда в определенной мере ограничивало всевластие официально декларируемых норм, оставляя некое пространство для нормативных сделок и компромиссов".

Между тем, категории "прожиточный минимум" и "уровень малообеспеченности", определяемые как некоторый минимальный предел, обеспечивающий биологическое и социальное воспроизводство человека и работника, имели большое практическое значение. Тоталитарное государство, осуществляя строго централизованное регулирование минимальной оплаты труда, опиралось именно на эти категории. Разумеется, что в то время прожиточный минимум, в силувакрытости проблемы, законодательно не утверждался и тем более не рекламировался, но постоянно рассчитывался экспертами. Велись теоретические дискуссии по вопросам, что такое прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, на что должна ориентироваться минимальная заработная плата и как она с ними соотносится. Так, в 1965 г. прожиточный минимум был установлен в размере 40 руб., а минимальная заработная плата на его основе - в размере 60 руб. Было общепринято, что минимум оплаты труда должен быть не ниже полутора минимальных бюджетов, чтобы обеспечивать воспроизводство работника и половину иждивенца в соответствии с показателями семейной нагрузки. В 1975 г. минимум был повышен до 50 руб., а соответствующая ему заработная плата - лишь до 70 руб. Население, имеющее доходы ниже минимума материальной обеспеченности, рассматривалось как малообеспеченное. В конце 1980-х гг. прожиточный уровень (или граница малообеспеченности) определялся в размере 100 руб., а минимальная заработная плата - 165 руб.

Однако в 1992 г. ситуация радикально изменилась не только в связи с утратой государством властных полномочий, но в большей мере вследствие тотального экономического кризиса и "шоковой терапии", бросившей основную часть населения в бездну нищеты. При этом, фактически полностью оказались "экспроприированными" и все сбережения населения в наличной и безналичной формах. Принципиально иной стала методология оценки "пограничной" линии, отсекавшей бедняков. С точки зрения формальной постановки задачи, она выполняла прежние функции: определить величину дохода, ниже которого население неспособно к нормальному воспроизводству. До 1992 г. этому служил, как было отмечено выше, бюджет минимума материальной обеспеченности, или минимальный потребительский бюджет (МПБ). На протяжении почти четверти века линия минимального потребления отсекала, как правило, 25-30% семей, которые находились "по ту сторону" и не были материально обеспечены в соответствии с требованиями минимального бюджета. Но применяя этот бюджет в условиях 1992 г., когда доходы населения в среднем упали в 2,5 раза, граница малообеспеченности отсекала примерно в 2,5 раза большую численность бедных, чем это было до 1992 г. Отсюда появились данные о 70-80%-ной доли бедных в России. Подобное суждение было справедливо в рамках прежней концепции малообеспеченности. Но если 80% населения бедны, то можно сказать, что бедно все население, и проблема бедности, таким образом, из социальной превращается скорее в экономическую. В этих условиях бессмысленно искать социальные пути ее решения, необходим лишь экономический подъем, который будет способствовать повышению доходов населения. Но существование 80% материально необеспеченных граждан - это, кроме всего прочего, проблема политическая, мимо которой нельзя пройти. Она нуждается в определенном разрешении в рамках существовавших условий, прежде чем макроэкономический рост будет обеспечен. Надо обеспечить совсем социально незащищенных. Чтобы вычленить особенно бедных, нуждающихся в социальной поддержке или защите в новых условиях, потребовалось изменить границу бедности.

Информация о работе Основные пути преодоления социального неравенства в России