Основные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:30, реферат

Описание работы

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупности далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы - власти с органами управления и контроля

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Теории происхождения государства……………………………………………………..4
2. Межгосударственные объединения……………………………………………………...7
3. Правовая система………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………….…10
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

Реферат Основные теории происхождения государства 3.rtf

— 260.58 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Межгосударственные объединения

Если рассматривать межгосударственные объединения в историческом аспекте, мы не найдем двух абсолютно похожих. Уже в Древнем мире как вид объединения государств находит свое отражение Римская империя, а в эпоху средневековья появляются Франкское государство и Византийская империя. В период Нового времени количество межгосударственных объединений увеличивается. Известны, например, между Саксонией и Польшей (1697-1763), Нидерландами и Люксембургом (1815-1890 гг.); конфедерация Соединенных Штатов Америки (1788-1789 гг.). Германская (1815-1820 гг. и 1866-1867 гг.) и Швейцарская конфедерации (1815-1848 гг.); Российская империя (1721-1917 гг.); протекторат Франции над Мадагаскаром (1885-1896 гг.).

Первая половина XX века ознаменовала себя юридическим оформлением Содружества Наций (Вестминстерским статутом 1931 г.); появлением Датско-исландской реальной унии (1918-1944 гг.); установлением протектората Японии над Кореей 1905 г. и нацистской Германии в Чехии, Моравии и Словакии; появлением СССР (1922 г.).

Однако подавляюще большинство государственных интеграционных процессов XX века пришлось на вторую его половину. В результате распада государств-метрополий в 50-90-е гг. возникло более 100 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании. Это во многом предопределило рождение различного рода сообществ государств, таких, как Организация африканского единства (1963 г.), Организация американских государств (1947 г.), Лига арабских государств (1945 г.) и т.д. Вооруженная сецессия 1971 года Бенгалии из Пакистана привела к образованию нового государства - Бангладеш. Конфедерация Сенегала и Гамбии (Сенегамбия) просуществовала с 1981 г. до 1989 г., а в 1991 г. одно германское государство (ГДР) вошло в состав другого (ФРГ).

Появлением в 1949 г. международной региональной организации - Совета Европы открывается новая веха в развитии сотрудничества европейских государств, некоторые из которых через образование европейского экономического сообщества на сегодняшний день пришли к конфедеративной форме государственного устройства - Европейскому союзу.

Данные процессы не обошли стороной и Россию. После распада СССР в 1991 г. Российская Федерация становится членом Содружества Независимых Государств, а в 1996 г. входит в Совет Европы. Более того, события последних лет свидетельствуют о создании новой конфедерации - Союзного государства Беларуси и России.

Вышеперечисленные примеры убедительно доказывают, что факт межгосударственного объединения занимает существенное место в развитии мира на сегодняшний день.

Межгосударственное объединение - союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств с передачей ему государствами-членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств. Примерами межгосударственного объединения являются: ООН, Содружество наций (до 1946 г. - Британское содружество наций), Европейский союз (до 1993 г. - Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого Российская Федерация является с 1996 г.

Структура межгосударственного объединения

Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя отличается от нее степенью интеграции. Общей правовой основой образования межгосударственного объединения является конституция страны. Так, согласно ст. 79 Конституции РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

В структуру межгосударственного объединения входят:

высший орган (как правило, Совет глав правительств);

исполнительный орган;

административный орган (секретариат);

комитеты и комиссии по специальным вопросам,

специальные органы (к примеру, Европейский суд, Европейская комиссия по правам человека - до создания единого Европейского суда в составе Совета Европы). Типичной разновидностью межгосударственного объединения, в которое входит РФ, является Содружество Независимых Государств (СНГ) и Союз Суверенных Государств (ССГ). СНГ образовано 10 декабря 1991 г. и в его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. Союз Суверенных Государств (ССГ) в составе Российской Федерации и Республики Беларусь образован 2 апреля 1996 г.

Учреждены специальные органы этого сообщества:

совет глав государств, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов (высший орган Сообщества);

парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов от Федерального Собрания РФ и Верховного Совета Республики Беларусь) и предназначенное для принятия законов, действие которых обязательно для каждого из участников;

исполнительный комитет - постоянно действующий орган, который попеременно в течение одного года возглавляют главы правительств государств-участников.

 

 

3. Правовая система

Система как философское понятие - это некоторое целостное явление, которое состоит из различных частей, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Система права состоит и действует на основе общих объективных закономерностей и как каждая система характеризуется рядом признаков.

Право - это органически целое правовое явление, т.е. право это не случайный набор правовых норм. Система права не может создаваться по субъективному усмотрению людей, так как обусловлена реально существующей системой общественных отношений, по этому система права характеризуется объективностью. Право отражает в своей специфической форме систему общественных отношений, а также оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право не отображает в своих нормах потребности общества, то оно становится тормозом общественного развития и прогресса.

Характеризующим фактором системы права являются единство и взаимосвязь норм, являющимися составляющими системы права. Нормы права не могут функционировать изолированно друг от друга. Их регулирующая сила состоит в согласованности и общей целенаправленности. Если систему права лишить одного из структурных элементов, то этот элемент лишается своих системных функций, и следовательно, своей социальной значимости.

Система права - это многообразное правовое явление, которое включает в себя различные по содержанию и своему объему структурные элементы. Система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. 

Система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

В жизни общества имеется градация между общественным и частным интересом. Эта градация находит свое объективное отражение в системе прав. По этому все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере правоотношений, т.е. в сфере реализации права. Право как система норм, исходящей из специфики общества, призвано защищать интересы этого общества, при этом учитывать интересы составляющих его отдельных индивидов. Защищая свои собственные интересы, государство с помощью правовых установлений защищает и интересы собственных граждан. Юридическая наука считает деление права на частное и публичное в какой-то мере условным, но в тоже время необходимым. Основанием для деления права является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Право частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к обществу и государству в целом.

Система права носит объективный характер, по этому она отражает реально существующие системы общественных отношений.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система-это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы:

- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

- правовая идеология - активная сторона правосознания

- судебная(юридическая) практика.

 

 

Заключение

Люди живут в государстве уже не одно тысячелетие. Они являются его частью, они подчиняются его воле и выполняют его функции. Естественно, что ещё в древности они начали задумываться над вопросом возникновения и становления государства. Размышляя, они предлагали различные теории, по-своему объясняющие этот процесс. Сущность таких теорий, что примечательно, всегда отражала действительность и ценности того времени и общества, в которых они были созданы.

Рассмотренные нами теории по-разному объясняют процесс и причины возникновения государства. Отрицать, ровно как и утверждать истинность лишь одной из теорий невозможно, а их многообразие доказывает тот факт, что государство - явление многогранное. Его сущность и причины его возникновения столь же многогранны и понять их можно, только учтя и рассмотрев все их возможные грани и все возможные факторы, как то: психологические, демографические, географические, социально-классовые и экономические.

Однако, все перечисленные теории имеют некую общую деталь, которая в наиболее общем виде раскрывает суть государства. Все они говорят о том, что государство есть следствие неравенства. Суть государства может рассматриваться с двух позиций. Одна из них заключается в объяснении его как аппарата принуждения одной части общества к подчинению другой посредством прямого или косвенного насилия (классовая теория и теория насилия). Вторая позиция рассматривает государство как орган взаимного предоставления благ двумя частями общества. Оно является средством всеобщей гармонии, безопасности и порядка. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

В заключении подведем основные итоги. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

Теологическая;

Патриархальная;

Органическая;

Теория насилия;

Психологическая;

Теория общественного договора;

Историко-материалистическая теория;

Дальнейшее развитие государств и возникновение между ними отношений привело к возникновению межгосударственных объединений, наиболее известные:

Содружества Независимых Государств

ООН

Содружество наций

Совет Европы

Содружества Независимых Государств

 

 

 

Список используемых источников

  1. Архипова Т.Г. Государственность современной России: учебное пособие. - М., 2003
  2. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991 г.г.: учебное пособие для вузов: курс лекций. - М., 2002
  3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов. - М., 2002
  4. Государственное управление России: Учебник для вузов / под ред. Проф. А.Н. Марковой. - М., 2002
  5. Макаров В.Б. История государственного и местного самоуправления в России (IX в. - 1917г.): учебное пособие. - Нижний Новгород, 2000
  6. Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России: учебник для вузов. - М., 2001

Дополнительная:

  1. В.И. Быстренко "История государственного управления и самоуправления в России. Уч. пособие. - Новосибирск - Москва, 2007
  2. Венгеров В.П., Клепцова Н.П. Теоретические вопросы Российского государственностью . - М., Юрист, 1995.
  3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 3-е издание. - М.: Высшая школа, 1983.
  4. Исаев И.А. История государства и права России. 2-е издание. - М., Юрист, 1995.
  5. История государственного управления в России / под. ред. А.Н. Марковой. - М. : Закон и право, Юнити, 1997.
  6. Коржихина А.А. История государственного учреждения СССР.- М.,: Высшая школа, 1986.
  7. Мельников А.С. Российский абсолютизм и тоталитаризм в процессе смены политических формаций. Российская государственность: опыт и перспективы изучения.- М., 1995.
  8. Политическая история российского государства / Под.ред. Мунчаева. В.Л. - М.. Культура и , 1998

 

Интернет ресурсы

  1. www.AUR.ru  Административно - управленческий портал;
  2. www.Taobao.ru Áèçíåñ ïîðòàë;
  3. www.kodges.ru  Ýëåêòðîííàÿ áèáëèîòåêà;
  4. www.koob.ru   Êóá -- ýëåêòðîííàÿ áèáëèîòåêà;
  5. http://n-t.ru/   N-T.ru - ýëåêòðîííàÿ áèáëèîòåêà «Íàóêà è òåõíèêà»
  6. http://feb-web.ru/  Ôóíäàìåíòàëüíàÿ ýëåêòðîííàÿ áèáëèîòåêà
  7. http://grebennikon.ru/ ýëåêòðîííàÿ áèáëèîòåêà æóðíàëîâ
  8. Èçäàòåëüñêîãî äîìà «Ãðåáåííèêîâ»

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Основные теории происхождения государства