Особенности формирования организационной структуры в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:41, статья

Описание работы

Авторы статьи предприняли попытку анализа понятия организационной культуры и особенностей формирования организационной культуры в современной России. Процесс фундаментальной трансформации экономической системы от планово-административной к рыночной в принципе меняет отношения внутри производства. Доминирование функционального подхода сменяется разнообразием подходов к формированию корпоративной культуры. Однако повышение значения материальных стимулов (практически отсутствовавших в социалистическую эпоху) в условиях рыночной экономики не сопровождается устранением нематериальных факторов производства. В зависимости от стратегии, избранной руководством, меняются акценты внутрикорпоративных отношений, что накладывает заметный отпечаток на успешность деятельности организации в целом.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ.docx

— 21.28 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ           РОССИИ

И.Г. Акперов, Ж.В. Масликова

Институт  управления, бизнеса и права,

г. Ростов-на-Дону, Россия

 

Материал опубликован: Сборник  научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с. C. 5-7. 

Краткий обзор

Авторы статьи предприняли попытку  анализа понятия организационной  культуры и особенностей формирования организационной культуры в современной  России. Процесс фундаментальной  трансформации экономической системы  от планово-административной к рыночной в принципе меняет отношения внутри производства. Доминирование функционального подхода сменяется разнообразием подходов к формированию корпоративной культуры. Однако повышение значения материальных стимулов (практически отсутствовавших в социалистическую эпоху) в условиях рыночной экономики не сопровождается устранением нематериальных факторов производства. В зависимости от стратегии, избранной руководством, меняются акценты внутрикорпоративных отношений, что накладывает заметный отпечаток на успешность деятельности организации в целом.

 

Организационная структура большинства  предприятий бывшего СССР, как  правило, формировалась по функциональному  принципу, построенному в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями. Функциональная структура  прекрасно подходила организациям, когда они действовали в условиях стабильной и централизованной экономики. Советская власть внимательно относилась к организационной культуре на предприятиях, так имели место рабочие вечера и праздники, демонстрации и субботники, фирменная одежда и символика. Эти  мероприятия связывали людей  узами организационного духа и привязывали  к своему месту работы.

Однако с отказом от плановой экономики, возникновением в России свободного рынка и приватизацией  предприятий, российский рынок стал меняться. Стало ясно, что для  сохранения конкурентоспособности  организационная структура предприятия  должна быть такой, что вся работа была сфокусирована на конкретной продукции  и на конкретном потребителе, что  требует выработку стратегических целей фирмы.

Усложнение управленческих задач, связанных с новым этапом развитием  экономики, потребовало от предприятий  жесткой самоорганизации. Возникла потребность в изменении организационной  культуры и ее структуры.

Организационная культура - это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых  всеми членами одной организации, которая задает людям ориентиры  их поведения и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости  оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации - стиль поведения и общения, символику и традиции, стиль одежды.

В современной концепции управления важным элементом является признание  социальной ответственности менеджмента  как перед российским обществом  в целом, так и перед людьми, работающими в организации. Сегодня  внимание обращается на человека как  ключевой ресурс компании и на создание условий для реализации его потенциала и способности к эффективной  работе. Корпоративная культура - одна из самых действенных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей - и здесь на первый план выходит организационная культура.

Корпоративная культура приносит фирме  совершенно конкретный материальный результат. Благоприятная атмосфера внутри фирмы имеет не только материальную, но и духовную сторону.

Краеугольным принципом ее построения является создание общей психологии и единой цели сообщества людей, составляющих персонал компании. Фундамент организационной  культуры закладывает и формирует  руководитель компании, именно от его  мировоззрения, профессионального  опыта и жизненной позиции  зависит атмосфера, царящая в  коллективе.

Формируя организационную культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно. Можно лишь создать условия, в  которых она будет развиваться. Очевидно, что культура поведения  человека в высокой степени зависит  от типа личности, точно также как  организационная культура зависит  от типа компании, она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.

Индивидуальность организационной  культуры касается таких вопросов, как специализация фирмы, личность ее руководителя, индивидуальные особенности  каждого сотрудника, стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный, партнерский, демократический), процессы принятия решений, распространение и обмен информацией, характер контактов между персоналом.

В современной России существует четыре разновидности корпоративных отношений:

  1. Если организация функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность, то организационная культура является бюрократически-ролевой. Между сотрудниками таких российских компаний выстроена строгая административная иерархия, при этом каждый работник выполняет определенные трудовые обязанности. Основным источником власти являются не личные качества сотрудника, а положение, занимаемое им в иерархической структуре. Все решения принимаются только руководителем. Бюрократическо-ролевая организационная культура чаще всего встречается в крупных российских компаниях, работающих на достаточно стабильном рынке имеющих твердые позиции.
  2. Другой тип организационной культуры в России - силовой, который формируется чаще всего в частных компаниях, где руководитель является менеджером и хозяином. Помимо административной власти, он также наделен явно выраженными лидерскими качествами. Вокруг того лидера сформирован особый круг приближенных сотрудников, с помощью которых он осуществляет руководство, но последнее слово всегда остается за ним. Сотрудники в компании с такой культурой могут быть менее ограничены в своих действиях, чем в бюрократическо-ролевой организации, более инициативны и даже принимают участие в решениях. Но за ними осуществляется более жесткий контроль. Помимо формального исполнения обязанностей, от людей требуется проявление личной лояльности к своему шефу, и именно этот факт является решающим. Силовую организационную культуру предпочитают компании, находящиеся в стадии формирования, поскольку она способствует мобильности и легкой адаптации к любым изменениям на рынке. Однако мобильность фирмы зависит от личностных и профессиональных качеств ее лидера.
  3. Некоторые российские предприятия успехом своей деятельности обязаны личностно-ориентированной организационной культуре. В таком коллективе, как правило, работают специалисты с высоким уровнем профессионализма и личной ответственности. Личностная организационная культура предоставляет огромные возможности, как для удовлетворения амбиций, так и для реализации личных интересов и инициативе сотрудников. В ее основе лежат способность специалистов договариваться между собой и их независимость друг от друга. Как правило, деятельность работников не контролируется "сверху", а только координируется. Подчиненные обладают большой самостоятельностью и могут работать по гибкому графику. Главный критерий эффективности в таких компаниях - профессиональное и четкое исполнение взятых на себя обязательств. При этом в фирмах с личностной организационной культурой, как правило, культивируются артельные, общинные, товарищеские отношения между сотрудниками. Для данного типа культуры характерна иерархичность отношений: руководитель занимает положение первого среди равных, а все решения принимаются коллегиально. Рядовые сотрудники в этом непосредственно участвуют и всегда в курсе планов руководства. Российские организации, деятельность которых строится по этому типу, чаще существуют в адвокатских конторах, консалтинговых фирмах, архитектурных бюро, дизайнерский студиях.
  4. Четвертая разновидность организационных отношений в России - целевая культура. Она формируется в фирмах, деятельность которых направлена на решение конкретных задач. Организации с целевой организационной культуры имеют довольно размытую структуру. И, тем не менее, должностные обязанности каждого работника здесь четко ограничены и расписаны, каждый отвечает за свой участок. Работа сотрудников жестко контролируется, и иногда используется система отчетности. Руководитель в таких организациях обычно выполняет функции "координатора" и не подчеркивает своего лидера. Как и в фирмах с личностной культурой, решения принимаются коллегиально, и сотрудники имеют доступ ко всей внутренней информации. Целевая культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации.

Философия фирмы связана с философией руководства, так как именно руководителей, владеющий полным спектром полномочий, создает внутренний и внешний  имидж предприятий. В России периода  перестройки имидж компаний складывался  хаотично, по сравнению с современным  продуманным образом фирм и компаний. С самого начала руководителю необходимо отдавать отчет, что идеальный имидж  любой организации должен исходить из ее задач. Руководство предприятия  обязано не только создавать кредо  своей фирмы, но и нести ответственность  за него, чего в России пока не наблюдается.

Например, подтверждением чего является массовая паника российских граждан, связанная  с падением пирамиды АО "МММ", вкладчиками  которого были 50 миллионов россиян.

Принято считать, что основным критерием  наличия или отсутствия организационной  культуры в компании является текучесть  кадров. Атмосфера, царящая в компании, складывается из множества объективных  и субъективных компонентов, но принципиально  их принято разделять на четыре группы:

  • профессионализм каждого сотрудника и высокая степень профессионального взаимодействия внутри коллектива;
  • преданность и лояльность по отношению к фирме (преданность может быть истинной, прагматической и вынужденной);
  • межличностные взаимоотношения внутри коллектива;
  • материальные и моральные стимулы поощрения.

Одним из самых важных моментов является то, что сотрудник должен рассматривать  цели фирмы как собственные цели и быть полностью вовлеченным  в деятельность предприятия, а также  видеть свои профессиональные перспективы  и ощущать заботу о себе со стороны  руководства. Позитивное отношение  со стороны руководства, объективная  оценка достижений сотрудника, предоставление возможности профессионального  и карьерного роста, здоровый психологический  климат в коллективе, ощущение важности выполняемой работы и собственной  значимости в ее реализации, взаимопонимание  с руководством и коллегами.

Хороший психологический климат и  доброжелательное отношение позволяют  людям более сплоченно добиваться поставленных целей для себя, а  не для кого-то. Чем сложнее ситуация, тем более конкурентоспособны компании с сильной корпоративной культурой, с традициями, с людьми, готовыми поддержать в трудный момент друг друга и свою фирму.

Сведения об авторах:

Акперов Имран Гурруевич  
доктор экономических наук,  
профессор,  
ректор Института управления, бизнеса и права,  
Ростов-на-Дону, Россия,  
e-mail: rector@iubip.ru

Масликова Жанна Викторовна  
кандидат психологических наук,  
доцент,  
зав. кафедрой «Психологии» Института управления, бизнеса и права,  
Ростов-на-Дону, Россия

 


Информация о работе Особенности формирования организационной структуры в современной России