Особенности экономического анализа деятельности образовательных бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:42, доклад

Описание работы

Экономический анализ деятельности образовательных бюджетных учреждений имеет существенные особенности, которые отличают его от анализа других видов организаций. Это обусловлено целым комплексом факторов18:
спецификой образования. Это сфера услуг, а не производство товаров. Отсюда такие особенности как отсутствие запасов готовой продукции и не применимость традиционных методов анализа запасов готовой продукции ;
сочетанием бюджетной и рыночных сфер. Наличие нескольких источников финансирования, и, как следствие, необходимость разделения доходов и расходов по источникам финансирования, отдельной оценки эффективности ;

Файлы: 1 файл

Особенности экономического анализа деятельности образовательных бюджетных учреждений.docx

— 15.06 Кб (Скачать файл)

Особенности экономического анализа деятельности образовательных  бюджетных учреждений

Экономический анализ деятельности образовательных бюджетных учреждений имеет существенные особенности, которые  отличают его от анализа других видов  организаций. Это обусловлено целым  комплексом факторов18:

  • спецификой образования. Это сфера услуг, а не производство товаров. Отсюда такие особенности как отсутствие запасов готовой продукции и не применимость традиционных методов анализа запасов готовой продукции ;
  • сочетанием бюджетной и рыночных сфер. Наличие нескольких источников финансирования, и, как следствие, необходимость разделения доходов и расходов по источникам финансирования, отдельной оценки эффективности ;
  • особенности статуса бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения не являются собственниками используемого имущества. Это не позволяет им реализовать часть имущества в целях увеличения объема оборотных средств, а, следовательно, невозможно оперировать такими понятиями как ликвидность и т.д. По этой же причине неприменимы основные подходы к анализу капитала, эффективности инвестиционных проектов. Бюджетные учреждения не имеют право получать кредиты у кредитных организаций, юридических и физических лиц, поэтому в большинстве случаев неприменимы показатели анализа использования привлеченных средств, финансовой устойчивости;
  • Особенности финансирования бюджетных учреждений. При бюджетном финансировании неприменимо большинство показателей отражающих экономическую эффективность: прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость. Ему не важно, что дает для улучшения финансовых показателей повышения эффективности управления материальными запасами, так как их стоимость не возвращается в процессе очередного оборота.
  • Особенности финансового состояния бюджетных учреждений на настоящем этапе: недостаточное финансирование большинства бюджетных учреждений. Кредиторская задолженность не всегда отражает реальный недостаток финансирования, поскольку учреждения просто снижают объемы приобретаемых материальных запасов (хозтоваров, канцтоваров, продуктов питания, основных средств).

Все это оказывает влияние  на экономические показатели, возможность  их использования и требует специальных  подходов при проведении экономического анализа деятельности образовательных  бюджетных учреждений.

Кроме того, специфика образования  заключается в том, что здесь  принято выделять три основных вида эффективности: образовательная, социальная и экономическая, как соотношение  затрат и полученных результатов.

Экономическая эффективность  – это соотношение полученных результатов и произведенных  затрат. Этот показатель является необходимым  звеном в оценки функционирования системы образования в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием мероприятий по обучению населения.

Без оценки результатов образовательной  и социальной эффективности не может  быть определена и экономическая  эффективность. Экономические показатели: затраты на оказание услуг, удельный вес расходов на оплату труда основного  персонала, отдельные показатели использования  финансовых средств.

Соответственно, экономическая  эффективность образования рассматривается  в двух направлениях: во-первых, эффективность  использования различных видов  ресурсов; во-вторых, с точки зрения влияния образования на развитие общественного производства в целом.

Одним из пунктов анализа  бюджетного учреждения может стать  анализ целевого использования средств. Основной целью хозяйственной деятельности школы является образовательный  процесс. В этом смысле целевое использование  – это расходование средств на реализацию основной деятельности школы. Однако финансовые органы считают, что  целевое использование средств  – это использование сверх  установленных назначений по смете  или вовсе не предусмотренные  в смете назначения. Нецелевого использования  можно избежать, объединив эти два понятия воедино и если финансирование будет в достаточном объеме. Кроме того необходима возможность оперативной передвижки средств в случае непредвиденных расходов.


Информация о работе Особенности экономического анализа деятельности образовательных бюджетных учреждений