Особенности внутренней и внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
Изучение внутренней и внешней среды организации.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретический аспект по данной теме;
исследовать внутреннюю и внешнюю среду предприятия;
изучить краткую экономическую характеристику предприятия;
проанализировать внутренние и внешние переменные предприятия.
Предметом данной курсовой работы является анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы внутренней и внешней среды
1.1 Внутренние переменные…………………………………………….…5
1.2 Внешняя среда………………………………………………………....10
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Общая характеристика организации………………………………....18
Глава 3. Оценка и анализ внутренней и внешней среды организации ООО «Стимул»
3.1 PEST-Анализ………………………………………………………..….34
3.2 SWOT-Анализ………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………..…43

Файлы: 1 файл

экономика организации курсовая.docx

— 94.31 Кб (Скачать файл)

 

  Производительность труда = Выручка / Среднесписочная численность работников.

Трудоемкость = Отработано работниками  за год / Выручка.

Можно наблюдать возрастание  производительности труда и наоборот снижение трудоемкости в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оценка и  анализ внутренней и внешней среды  организации ООО «Стимул»

3.1 PEST-Анализ

 

   PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании.

  Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

   Основные положения PEST – Анализа:

“Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент  должен быть достаточно системным, так  как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

   Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST – Анализ не является  общим для всех организаций,  так как для каждой из них  существует свой особый набор ключевых факторов.

Таблица 13 – PEST-Анализ предприятия ООО «Стимул»

 

Политика

Р

Экономика

Е

1

Изменение законодательства РФ

 

1

Инфляция

 

2

Государственное регулирование  в отрасли

 

2

Динамика занятости

 

3

Государственное регулирование  конкуренции

 

3

Платежеспособный спрос

 
     

4

Затраты предприятия

 
     

5

Затраты на энергетику предприятия

 
     

6

Затраты на сырье предприятия

 
     

7

Затраты на коммуникации

 

Социум

S

Технология

T

1

Изменения в базовых ценностях

 

1

Новые продукты

 

2

Изменения в стиле и  уровне жизни

 

2

Развитие технологий

 

3

Отношение к труду и  отдыху

       

4

Демографические изменения

       

5

Религиозные факторы

       

6

Влияние СМИ

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 SWOT-Анализ

 

  Определяя ключевые направления организационных изменений на предприятии ООО «Стимул», используем данные о внутреннем состоянии организации и окружающей ее внешней среды, сведенные в аналитическую SWOT – матрицу, с учетом потенциальных угроз и возможностей для их нейтрализации, использования стратегических преимуществ в целях выхода из сложившейся кризисной ситуации и дальнейшего развития предприятия.

Таблица 14 – SWOT-Анализ предприятия  ООО «Стимул»

 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.Монопольное положение  на рынке

2.Отлаженная технология  производства

3.Широкая номенклатура  выпускаемой продукции и оказываемых  услуг

4.Квалифицированный производственный  персонал

5.Устойчивые связи с  поставщиками

6.Сформированные каналы  сбыта

1.Недостаток основных  средств

2.Высокая зависимость  от кредиторов

3.Высокая себестоимость  продукции

4.Изношенное производственное  оборудование

5.Отсутствие системы бюджетного  планирования и прогнозирования

6.Нехватка высококвалифицированных  менеджеров

7.Отсутствие инноваций

ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

УГРОЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.Всестороннее реформирование  предприятий отрасли, преодоление  спада и рост производства

2.Возможность привлечения  дополнительных каналов сбыта

4.Расширение рынка за  счет оказания дополнительных  услуг населению

5.Привлечение технологических  ноу-хау для выпуска новой продукции  или модификации видов уже  выпускаемой продукции

6.Снижение издержек путем  внедрения новых технологий

7.Рост квалификации персонала,  расширение программ обучения  и переподготовки в отрасли

8.Рост возможностей рекламы  и маркетингового управления

9.Наличие кредитных ресурсов, инвестиции в производство

1.Ликвидация предприятия  вследствие банкротства

2. Появление конкурентов  с более низкими издержками

3.Падение спроса на  традиционную продукцию

4.Поглощение более крупной  компанией (инкорпорирование)


 

  Данные SWOT – анализа говорят о том, что несмотря на существенные слабые стороны и угрозы извне, ООО «Стимул» имеет достаточно сил и возможностей для преодоления состояния затяжного кризиса и нормализации производственной и финансовой ситуации.

  Слабейшей стороной ООО «Стимул» является кризисное финансовое состояние, характеризующееся отсутствием свободных денежных средств, невозможностью вовремя и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам, и вытекающая из него угроза банкротства в результате длительной неплатежеспособности предприятия.

  Практически единственной возможностью выхода из создавшейся ситуации является комплексное реформирование предприятия, в частности, посредством финансовой реструктуризации активов и пассивов. Изыскать дополнительные источники денежных средств завод может путем дополнительной эмиссии ценных бумаг, что позволит увеличить собственный капитал, а значит, повысит финансовую устойчивость ООО «Стимул». Дополнительные денежные средства помогут погасить предприятию хотя бы часть своих обязательств, снизив тем самым степень зависимости от кредиторов. На помощь могут прийти меры по реструктуризации задолженности.

В рамках задач данного  исследования целесообразно выделить для ООО «Стимул» следующие бизнес–процессы:

- управление производством;

- управление качеством  продукции;

- исследование рынка;

- продвижение продуктов  компании;

- управление финансами;

- управление товародвижением  и др.

   Отсутствие системы планирования и прогнозирования на предприятии не позволяет ему четко определить направление развития в кратко- и среднесрочной перспективе и рассчитать требуемое количество ресурсов для достижения поставленной цели.

   Проблема отчасти заключается в том, что на предприятии существует нехватка высококвалифицированных кадров менеджмента. Устранить эту проблему можно, основываясь на одной из сильных сторон ООО «Стимул», а именно – на накопленном опыте и компетентности сотрудников, путем соответствующей подготовки и переобучения персонала, повышения квалификации работников.

  Одной из сильных сторон ООО «Стимул» является его монопольное положение на рынке оказываемых услуг. Осознавая такую ситуацию, руководство завода длительное время не считало нужным проведение активных и продуманных маркетинговых мероприятий. Так называемая «служба маркетинга», существующая на предприятии, носит в большей степени формальный, нежели практический, характер и занимается исключительно приемкой сырья и отгрузкой произведенной продукции.

Данная политика представляется отчасти обоснованной (в плане  экономии затрат), но неперспективной  с позиции долгосрочной стратегии  развития предприятия. Выходом из создавшейся  ситуации является реорганизация службы маркетинга, ее перепроектирование, уход от сбытовой ориентации, изменение  функций службы в целом и ее сотрудников в частности.

Предприятию необходимо изыскать возможности для разработки и  внедрения новых, более прогрессивных  технологий, что позволит сократить  издержки и снизить себестоимость  продукции, хотя решение этой проблемы кроется опять-таки в финансовом обеспечении соответствующих разработок. Здесь, как один из вариантов, можно  рассматривать привлечение инвесторов, в том числе, и иностранных  на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Как одну из возможных, хотя и крайних, мер можно рассматривать  вертикальную интеграцию, то есть объединение, слияние, кооперацию завода с предприятиями, связанными с ним общим участием в производстве, продаже, потреблении  единого конечного продукта.

В течение длительного  периода времени основной проблемой  ООО «Стимул» была значительная задолженность (как кредиторская, так и дебиторская) и неустойчивое финансовое состояние, то есть требовались эффективные  меры для выхода из кризисной ситуации, что привело к осознанию необходимости  всестороннего реформирования. Особые усилия необходимо приложить для  финансового оздоровления предприятия  на основе реструктуризации активов  и пассивов завода. Необходимо подвергнуть перепроектированию службу маркетинга организации, так как в конечном итоге это может открыть желаемые дополнительные источники доходов организации, которые позволят достичь ООО «Стимул» статуса финансово устойчивого. На основе адекватных финансовых ресурсов предприятие сможет внедрить перспективные методики управления, такие как тотальный контроль качества.

  Так же слабой стороной является отсутствие системы бюджетного планирования. Подобная ситуация легко разрешима посредством внедрения системы гибкого адаптивного трехуровневого планирования:

1. Выбранная стратегия  отражает основные направления  развития предприятия;

2. Согласно выбранной  стратегии развития формируется  годовой план действий;

3. Относительно годового  плана формируются тактические  планы действий на месяц, неделю, день.

   Тактические планы содержат те мероприятия, которые должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового плана предприятия. Именно при помощи тактических планов происходит координация текущей деятельности таким образом, чтобы в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом плане целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.

  Годовой план нуждается в корректировке (или даже полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным в зависимости от изменений внешней и внутренней среды предприятия и не может быть обеспечено посредством соответствующих тактических планов. В этой ситуации изменению подлежат годовые планы, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач предприятия.

Еще одной слабой стороной является отсутствие инноваций. Решить эту проблему можно внедрением новой  техники и оборудования, используемых в целях повышения прибыли  предприятия. Например, использование  котлов пульсирующего горения - котлы  более дешевые, с высоким коэффициентом  полезного действия, так же проект сухой оцинковки труб. Эта разработка направлена на защиту металла от коррозии. Метод сухой оцинковки - перспективное  направление. Этот метод является более  дешевым и надежным, чем гальваническая оцинковка. А также это простой  способ обработки стыков труб от коррозии, что гораздо дешевле, чем пластмассовое и пластиковое покрытие

 

Заключение

 

  Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду организации необходимо сделать основные выводы по данной теме.

  Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

  От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

  Таким образом, внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.

  Анализ внутренней и внешней сред — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

Информация о работе Особенности внутренней и внешней среды организации